Усиление этой внутренней сопротивляемости российскому влиянию — это крайне важная стратегия для Украины. Она придает обществу силы для того, чтобы справиться с новыми шоками и использовать кризисы для создания новых институтов — а именно новые институты нужны Украине для того, чтобы стать более независимой. Усилия по созданию этих институтов должны сопровождаться и дипломатическими мерами, которые призваны обеспечить единство всех международных партнеров Украины в отношении России. Особенно четко это единство должно проявляться в вопросе санкций.
Растущее осознание тех слабостей Украины, которые Россия использует для того, чтобы ослабить Украину, — вот исходная точка для любой разумной политики. Наше исследование, которое мы провели для аналитического центра Chatham House, выделяет три эффективных инструмента негативного российского влияния на украинское общество. Это вооруженный конфликт, коррупция и непрозрачная природа внутренней политики.
Влияние, которое вооруженный конфликт в Донбассе оказывает на жизнь Украины, распространяется на всю нацию, и именно по этой причине Россия и поддерживает этот конфликт в тлеющем состоянии. Украина сталкивается с трудностями при интеграции ветеранов национальной борьбы обратно в гражданскую жизнь, и с этими ветеранами и правда случается много бед. С 2014 года увеличилось количество преступлений с использованием огнестрельного оружия. Причина: после революции 2014-го года один из десяти украинских граждан приобрел огнестрельное оружие.
Общество поляризуется и по другой линии. Растет антагонизм между гражданами, которые проявляют мощные патриотические чувства и требуют восстановления довоенного статуса Донбасса, с одной стороны, и их оппонентами, склонными к компромиссам по тем линиям, которые уже выкладывает для них коварный Кремль.
На западе Украины поддержка реинтеграции Донбасса значительно ниже, чем во всей остальной части Украины. (Очевидно, это связано с многими годами националистической пропаганды, объявлявшей "донецких" никуда не годными советскими людьми, алкоголиками и т.д. — прим. ред.) А отсутствие прогресса на мирных переговорах размывает и эту невеликую поддержку для военных действий со стороны западной Украины. Тупик, в который зашли усилия по прекращению конфликта, работает на прокремлевские политические партии. В этих условиях и без того фрагментированный политический пейзаж может еще сильнее пойти трещинами.
Реинтеграция Донбасса [с его пророссийским населением] не подорвет безопасность Украины лишь в том случае, если будут предприняты стратегические усилия по усилению единства всего украинского общества. Только если общество станет единым в своем патриотизме возможное возвращение Донбасса в состав Украины не будет представлять угрозы для суверенитета страны.
Пересоздание Украины как более взаимосвязанной системы, с необходимым при этом созданием новых транспортных коммуникаций, с системой стажировок, при которых молодежь будет учиться у профессионалов, с прямыми связями между разными частями и общинами страны — все это ключ к успеху.
У украинского общества уже есть мощные резервы сопротивляемости, которые государство должно собрать воедино, внедряя их на национальном и региональном уровнях. Украинцы готовы защищать свою страну с оружием в руках и они полны оптимизма в плане предстоящего преодоления нынешних трудностей.
Горизонтальные связи, нарождающаяся социальная «сцепка» между группами активных и бдительных граждан, а также просто вибрирующее от энтузиазма гражданское общество — все эти достижения уже помогают украинцам выдержать. И все они оказались отмобилизованными и проявили себя в деле при возникновении угрозы со стороны covid-19.
Очень позитивным знаком является то, что администрация президента Зеленского признала, как важна вышеописанная нами сопротивляемость активных и бдительных граждан. Эта сопротивляемость стала одним из столпов нашей новой Стратегии национальной безопасности. Но пока что стратегия эта осталась лишь декларацией на бумаге. Нужно сопроводить хорошие слова мощными действиями.
Чтобы повысить сопротивляемость России со стороны внутренней украинской системы управления, большинство органов госуправления нужно превратить в мгновенно адаптирующиеся к требованиям современности, гибкие и инклюзивные организмы, которые при этом еще бы занимались и самообучением.
Нужно, чтобы с радостью принимались любые предложения от гражданского общества и частного сектора, а также от мэров и глав ныне децентрализованных общин. Это все должно стать «несущей конструкцией» социальной инновации.
Старая схема спуска решений «сверху вниз» обречена на провал, потому что она игнорирует реальность, не знает, как работает страна. Децентрализация должна быть доведена до такой степени, чтобы страной правило уже не обычное правительство, а «команда из команд». А думать эта команда из команд должна только о том, чтобы ее усилия превращались в реальные реформы, а от этих реформ граждане наконец-то получили не беды, а конкретные результаты.
И наконец, вот что жизненно важно — помочь украинцам развить критическое мышление, развить в них через обучение «азбуке масс-медиа» неприятие российской дезинформации и информационных манипуляций. Курсы по повышению такой политической информированности и медиа-грамотности уже прошли успешную пилотную обкатку на Украине, теперь их нужно просто ввести в школы по всей стране.
Истинно способная к сопротивлению Украина не только сможет противостоять враждебным действиям России, она еще и окажется лучше подготовлена к будущим шокам. А их может быть много: тут и региональные геостратегические вызовы, и пандемии, и природные катастрофы, и катаклизмы внутри глобализированной экономики.
Ссылка