Бойкот «Газпрома» провалился: Польша вернулась к «проклятому» российскому газу
Польша потребовала от «Газпрома» предоставить ей скидку на газ. Это требование при всей его ультимативности является поражением Варшавы: в прошлом году польское руководство выражало намерение вообще отказаться от энергетического сотрудничества с Россией, а в этом не стала продлевать контракт на транзит российского газа. Решительность оказалась блефом: Польша опять желает потреблять продукцию «Газпрома» и рассчитывает скандалами добиться хорошей цены.
Польская газовая компания PGNiG «выступила за пересмотр ценовых условий поставок газа, реализуемых на основании долгосрочного контракта с "Газпромом". PGNiG <...> направила ПАО "Газпром" и ООО "Газпром экспорт" заявку об изменении цены на газ, поставляемый в рамках соглашения о купле-продаже природного газа в Республику Польша от 25 сентября 1996 года (так называемый Ямальский контракт), в сторону снижения», — говорится в сообщении компании «Газпром экспорт». Просьба/требование PGNiG снизить цену на газ было получено российской компанией на этой неделе.
Со своей стороны «Газпром» подтвердил, что по Ямальскому контракту у поляков в самом деле есть право инициировать пересмотр цены российского газа. «В соответствии с условиями этого контракта любая из сторон при наличии обстоятельств, указанных в нем, имеет право требовать пересмотра один раз в три года», — заявляет российская компания-экспортер.
Специфика этой истории в том, что совсем недавно Варшава решительно заявляла, что идет к отказу не только от Ямальского контракта с «Газпромом», но и от энергетического сотрудничества с Россией как такового.
Год назад компания PGNiG официально уведомила «Газпром» о намерении не продлевать Ямальский контракт по его истечении в конце 2022 года. Польские власти провозгласили амбициозную цель: стать первой страной Европы, которая была традиционным потребителем российского газа, а теперь полностью от него откажется и перейдет на альтернативные энергопоставки.
Вместо сотрудничества с «Газпромом» Польша планировала удовлетворять свои потребности в природном газе с помощью СПГ-терминала в Свиноуйсьце и трубопровода Baltic Pipe из Норвегии. И сжиженный, и норвежский трубопроводный газ стоит дороже российского, что особенно забавно, потому что российским газом польские власти были недовольны в первую очередь потому, что цена на него им казалась непомерно высокой.
Какой смысл отказываться от «слишком дорогого» российского газа, чтобы покупать еще более дорогой норвежский, катарский или американский?
Смысл был в том, чтобы попугать «Газпром» расширением конкуренции на рынке и тем самым добиться от него снижения цены на свою продукцию.
В этом случае Польша закупала бы символические объемы СПГ и прочих «модных» энергоресурсов, а свои основные энергетические потребности удовлетворяла за счет России.
Однако в «Газпроме» тоже еще не разучились считать и не сократили энергоэкспертов, которые в курсе, какие и на что цены на рынке. Никого там блеф польского правительства не мог обмануть, и снижать цены для Польши в Москве были готовы только по решениям международных судов.
Тогда Польша пошла еще дальше и заявила о прекращении приема российского газа с мая 2020 года. Варшава отказалась продлевать соглашение о транзите газа по газопроводу «Ямал — Европа» по истечении транзитного договора с «Газпромом».
Польские власти, очевидно, рассчитывали, что российские коллеги засуетятся, побегут договариваться о новом контракте, а Польша еще поторгуется и выбьет максимально выгодные для себя условия. Просчитались и тут: пандемия коронавируса поставила экономику стран ЕС на паузу, энергоресурсы для ее работы были не востребованы, европейские газохранилища переполнены, и «провисание» польского маршрута для «Газпрома» оказалось некритичным. Российский поставщик мог себе позволить поставить это направление на паузу до тех пор, пока Польша не осознает, что ей нужен российский газ.
И Польша осознала!
Сейчас Варшава как ни в чем не бывало строчит письма в Москву с просьбами/требованиями/мольбами/ультиматумами снизить полякам цену на газ.
Словно и не было обещаний вовсе отказаться от российского газа и даже заявлений, что уже отказались. Потому что никто на самом деле не хочет отказываться от самого выгодного предложения на рынке. Все хотят лишь сделать это предложение еще более выгодным для себя.
Это относится не только к Польше, а ко всей Восточной Европе. Мифология «успеха» литовского СПГ-терминала заключается не в том, что Литва получает с него дешевый газ, а в том, что «Газпром» дал Литве скидку на свой трубопроводный газ после появления СПГ-терминала (хотя он дал ее до его появления). Украина требует солидарности с собой Западного мира в борьбе против «Северного потока — 2» не для того, чтобы отказаться от ненавистного российского газа, а для того, чтобы гарантированно получать его дальше по континентальной газотранспортной системе. Беларусь апеллирует к братским отношениям, добиваясь снижения цен на российский газ, которые и так ниже рыночных.
Польша выбивает заветную скидку стандартным для своего региона путем: скандалами, судами, постоянными напоминаниями, что поляки — гордая европейская нация, их цивилизационному выбору вообще претит иметь дело с восточными варварами, они развернутся и уйдут к прогрессивным поставщикам танкеров с СПГ из-за океана.
«Газпром» неизменно дает им на это понять: ради бога, разворачивайтесь и уходите.
Однако на поверку никто от энергетического сотрудничества с Россией не уходит.
Так что польские склоки с «Газпромом» — это на самом деле традиционно, скучно и уныло. Действительно весело и неожиданно будет только если развернется и уйдет сам «Газпром». Как мужик от истеричной жены. Ненавидишь меня, презираешь, видеть больше не хочешь? Больше не увидишь.
Вот тогда Польша и компания затрясутся от ненависти к российскому монополисту по-настоящему.