4 ноября. Празднование Казанской иконы Божией Матери. Это один из главных женских праздников, его называли Казанская бабья заступница. С этого дня ожидали наступления настоящих зимних холодов. Суровая зима предстояла, по поверью, если осенью был снят хороший урожай. К этому празднику приурочивались запоздалые свадьбы. Кто на Казанской женится — счастлив будет, не раскается.
До Казанской не зима, с Казанской — не осень.
Кто в Казанскую женится, счастлив будет.
В Казанскую мороз не велик, да стоять не велит.
Если в этот день пойдет дождь, ожидают скорого наступления зимы.
На Казанскую ясный день — к похолоданию.
Ранняя зима и об Казанско на санках ездит.
Если утром туман — ростепелям еще быть.
Коли день будет ненастным, зима скоро придет.
5 ноября. День Якова
В этот день едят мед и играют в пчелиные игры, подражая жужжанию этих насекомых. Считалось, что чем больше меда съест хозяин и чем громче он будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной и тем больше меда удастся собрать в будущем году.
Снега надует — хлеба прибудет.
С первого снега сорок дней до зимы, со второго — сама зима.
Отец Яков в молитве не одинаков: за ину берет полтину, за другую сам два дает.
6 ноября. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Народное название: день Афанасия,
Лучина мечет искры и не загорается — к оттепели.
Лучина трещит — к морозу.
7 ноября. День Мартирия. В народе говорили, что в этот день плачет даже природа — дождиком или снегом. Полагалось вспомнить всех сирых да убогих, несчастных да обиженных, пожалеть их. В этот день поминали родственников — и дома за столом, и на кладбище, плакали по ним. Из любви к усопшему родственники соблюдали в чистоте и порядке его могилу — место будущего воскресения.
8 ноября. Великомученика Дмитрия Солунского. По древней традиции, суббота перед этим праздником — день поминовения, который установлен Дмитрием Донским по воинам, павшим на Куликовом поле. Считалось, что в этот день души умерших прилетают на могилы в образе птиц, которым и предназначено поминальное угощение. Поэтому на могилах рассыпают зерно или кладут поминальную кутью.
Живы родители — почитай, умерли — поминай.
Дмитрий на снегу — весна поздняя.
Дмитриев день перевоза не ждет.
Дмитрова суббота — кутейникам работа.
До Дмитриевой субботы зима не становится.
В ноябре морозы на всю Русь оковы куют.
9 ноября. В этот день давали обеты (то есть обещания) выполнить какую-нибудь работу или заповедь в течение нескольких не- дель, месяцев или в течение года. 9 ноября был особым, обетным днем, но давать такие клятвы можно было и во время стихийных бедствий, войн, эпидемий или во время тяжелой болезни. Иногда бывало так, что к тому, чтобы дать обет, человека побуждал и увиденный им сон. Часто обещали построить храм, поставить крест, приобрести иконы для церкви, отправиться в паломничество или уйти в монастырь, могли наложить на себя обет безбрачия, полностью отказаться от спиртного, сладкого или скоромного, поставить в храме свечу определенного размера или пожертвовать ему деньги.
Этот день называли еще «зарок на Параскеву», ибо если в доме было несчастье или пришла беда, надо было выполнить зарок — и сделать его в полном молчании, — а следующим утром пойти к Параскеве в церковь помолиться и испросить себе милости Божьей и помощи святой мученицы.
10 ноября. Параскева Пятница.
Кто на Пакаскеву над людьми насмехается, тому на том свете также достанется.
По пятницам ребенка не купают, а то сушец (болезненная худоба) нападет.
На Параскеву — первый зимний день.
11 ноября. День Настасьи и Авраама. Анастасия считается заступницей овец, а Авраамий — покровителем овчаров, кото- рые отмечают в этот день свой праздник. Многие из крестьян были уверены, что только одна угодница Анастасия может спасти беззащитных овечек от волков и сохранить их от различных болезней. Сельские пастухи, овчары очень часто прибегали с мольбой к этой святой и ставили на деревьях в поле, где пасутся овцы, икону этой угодницы в полной уверенности, что это самая надежная охрана от всякой опасности, особенно от диких зверей, для животных. С этого дня начинали стричь животных. Согласно распространенным представлениям, леший, хозяин зверей, обладает способностью губить домашнюю скотину, напус- кать на нее медведей, волков и охранять стадо по договоренности с пастухом. Леший мог и увести животное от стада, и, если к нему правильно обратиться, помочь найти скотину.
12 ноября. День Зиновия. Это праздник охотников, выезжающих в этот день на первую порошу. Считается, что в этот день надо затравить хотя бы одного зайца, который называется «именинником», иначе охота весь год будет неудачной, и в этот день не жалели ни себя, ни лошадей, ни собак. Добыв косого, бывало, говорили: «Коня положили, да зайца уходили», «Цена зайцу — две деньги, а бежать — сто рублев». Плохой приметой считалась в этот день встреча на охоте с волком. Этот день называли еще синичкиным, потому что именно к Зиновию прилетали птицы-зимники, в том числе синички, снегири, свиристели. И взрослые, и дети мастерили кормушки для птиц. Первое массовое появление синиц около домов — признак приближающихся больших холодов.
Если на Зиновия волки стаями ходят — к голоду, мору или войне.
Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною.
На Зиновия зиньки-синички целыми стаями слетаются и песни поют.
Снег порошит — за морозом спешит.
13 ноября. Никодимов день. Никодима почитали как хранителя дома от огня и пожаров, разных бед и несчастий. Он оберегал семьи от несчастий и разных бед — это поверье пошло от того, что, по преданию, святой затушил полой своей одежды пожар, который начался в пекарне монастыря. В этот день переводили кур в зимние закуты, метили старых и слабых, а из курятины готовили разные блюда.
14 ноября. Кузьма и Демьян. По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до кузьминок. В этот день доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались покровителями семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях. По народным представлениям, святые эти сами занимались кузнечным делом, ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли.
Холод на Кузьму-Демьяна — тепло на Михаила.
Если на Косьму и Демьяна лист останется на дереве, то следующий год неурожайный (суровая зима и знойное лето).
15 ноября. Акиндин и Пегасий. Считалось, что Акиндин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит. То есть световой день убывает, а значит, надо отго-нять темень, но делать это осторожно, чтобы не спалить весь дом. С этого дня обряды оберега света и зерна в закромах исполняются особенно внимательно. В этот день чество- вали овинника, «поздравляли» его и оставляли рядом с ямой, в которой разводили огонь, гор- шок овсяной каши.
16 ноября. Анна холодная. В этот день внимательно следили за погодой, думая о наступившей в большинстве регионов зиме и будущем урожае. На большей части территории нашей страны уже лежит и не тает снег. Считалось, что если дрова в печи горят сильно и пламя стремится в трубу с ревом — к буре. Если же испеченный хлеб на улице замерзнет — скоро придут действительно серьезные морозы. К стуже считалось, если облака низко плывут.
Анна пришла — снега принесла.
Анна холодная — осень голодная.
Зима наступает — землю снегом укрывает.
Дым из трубы опускается вниз и стелется по земле — жди оттепели, вверх — к морозу.
17 ноября. Еремей и Никандр. По народным приметам, в этот день надо было оставаться дома, никуда не выходить за ограду, чтобы не столкнуться с нечистой силой, которая в этот день пытается в избу проникнуть, угля или огня стащить. Поэтому ни огня, ни углей соседям не давали, иначе счастье из дома уйдет. Притягательны для злых духов овин, гумно, рига. В доме, на подворье нечистая сила сосредотачивается в хлеве, в бане, у печи.
18 ноября. День Ионы. В этот день девицы умоляли Бога послать им мужей. Девушки, которые хотели побыстрее выйти замуж, разбрасывали на заре этого дня вокруг своего дома мелкие монетки и предметы рукоделия для привлечения женихов.
Если в этот день снегопад — вся зима снежная и холодная, хорошая для озимых.
Коли при ледоставе лед на реке грудами (торосами), то и хлеба будут груды, а гладко — то и хлеба гладко (мало).
19 ноября. Павлов день.
На Павла снег — вся зима снежная.
Если звезды очень частые — к холоду, редкие — к ненастью и вьюге.
Если разгоревшиеся угли быстро покрываются белой золой — жди суровой зимы.
20 ноября. Федотов день. С этого дня женщины начинали прясть и обращались к Федоту, покровителю женского рукоделия, с молитвой о помощи в труде. Было принято на Федота прикармливать зимних птиц — синиц, воробьев, щеглов, свиристелей. Особо отмечалось появление в этот день зимородка — тогда уж точно установилась зима, а с нею и санный путь. Считалось, что с Федота можно было по льду на реках на санях ездить, поскольку с Федота замерзали реки до будущего года.
Ворона прячет нос под крыло — к стуже.
К холодной зиме в гнездах зимующих птиц много пуха, сухой травы и соломы.
21 ноября. Михайлов день. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Архангел Михаил почитался как небесный воин, которого боится вся нечистая сила, святой покровитель русского войска. Начинались михайловские праздники —пиры да гулянья после окончания всех летних и осенних сельских работ. Михайлов день испокон веков весело праздновали и селяне, и горожане. Этот праздник был гостевым, поскольку надо было в этот день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять, и самому хорошо угоститься, и своих гостей щедро попотчевать. На стол подавали домашнее пиво, пироги из муки нового урожая, свежий мед, еды должно быть много, чтобы стол ломился. Праздник продолжался неделю, а затем наступал долгий и строгий Филипповский пост. С этого дня скотину переводили на
зимний корм.
Приметы на Михайлов день
Коли на Михайлов день иней — ожидай больших снегов, а коли с утра туман — ростепели быть.
С Михаила зима морозы кует.
Коли на Михаила иней — то большие снега надо ждать.
Ясный день — зима холодная.
Если выпал снег на Михаила — зима приехала на белой лошади.
Утренние зори скоро перегорают — к холоду.
Не тот снег, что метет, а тот, что идет.
На елях и соснах мало шишек — к мягкой зиме.
Очень мокрый снег предвещает дожди весною.
Обилие желудей на дубе — к теплой и снежной зиме.
22 ноября. Матрена зимняя.
На Матрену иней на деревьях — к морозам.
Облачная, снежная погода — жди ненастного мая.
Зима не сама на ноги встает — ее Матрена ставит.
С Матрены зимней встает зима, убитая михайловскими оттепелями.
23 ноября. День Ераста.
Ераст на все горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу.
Если день Ераста начинается большим туманом, то ждут оттепели.
Если на Ераста на деревьях иней — жди морозов, если туман по земле стелется — оттепели.
24 ноября. Федоров день.
С Федора стужа, что ни день, то хуже.
Федор не Федора — знобит без разбора.
С Федора Студита станет холодно и сердито.
Если на Федора оттепель — жди скорых морозов.
25 ноября. Иван Милостивый. Этот день — окончание свадебных недель. К этому дню выпадал снег, который уже не таял до самой весны, поэтому считалось, что в этот день не стоит выходить из дома, чтобы грязь по дорогам не месить.
Если дождь на Ивана Милостивого, то оттепели будут до Введения (4 декабря).
26 ноября. Святителя Иоанна Златоустого. Святому покровителю этого дня Иоанну Златоусту молились о суде над мздоимцами и обманщиками. Считалось, что в этот день всякая зябь останавливается в росте, и в народе говорили: «На Златоуста все поле пусто». Земля погружается в сон до весны. В этот день готовили и ели первые пельмени из муки нового урожая.
27 ноября. Филиппов день.
Иней на Филиппа – к урожаю овса, дождь – пшеницы.
На Филиппа ворона каркнет – к оттепели.
Коли в этот день облачно или снежно – к ненастью в конце мая.
28 ноября. Начало Рождественского поста. Гурьев день. В этот день бывает очень грязно, и тогда в народе говорили: «Гурий приехал на пегой кобыле». Считалось, что он разгоняет всю нечисть, которая стремится скрыться в земле, боясь морозов и зимы, и возвращается только в Святки – хороводы водить да люду честному, на соблазны падкому, глаза отводить. Но если уж ляжет в этот день снег – лежать ему до половодья. После дня святого апостола Филиппа начинается Рождественский, или Филипповский, пост, который в старину на Руси назывался Карачуновским или Карачуном.
Уж коли ляжет на Гурия снег, так лежать ему до половодья.
В Гурьев день зима с коня слезает, встает на ноги, кует седые морозы, сыплет из правого рукава снег, из левого – иней.
29 ноября. Матвеев день.
Если на Матвея ветры веют буйные – быть вьюгам-метелям до Николы зимнего (19 декабря).
В Матвеев день облака низко идут – будет стужа.
30 ноября. Предзимье. Григорьев день. В этот день было принято зиму закатывать: по свежему снегу и старые, и малые катались колесом, славя солнце (колесо – символ светила). Считалось, что чем дальше колесом прокатывались, тем крепче и суровее должна была быть зима. Примечали погоду на зимоуказателя: мороз в этот день говорил о холодной зиме.
Каков Григорий – такова и зима.
Погода улучшится, если вокруг луны появится уменьшающийся по размеру светящийся венец.