Доброго всем дня!
Мы вчера про БРИКС писали -вот ещё интересный аналитический материал для интересующихся темой ...
Юрий Баранчик. БРИКС: на пороге создания альтернативной мировой финансовой системы
Концептуальное лидерство в БРИКС принадлежит России.
Во-первых, прошедший саммит показал, что начиная с 2006 года, когда во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке состоялась первая инициированная Россией встреча министров иностранных дел четырёх стран (тогда еще БРИК), и, заканчивая последней встречей в ЮАР, ведущая концептуальная роль в блоке остается за Россией.
Об этом свидетельствует подготовленная российской стороной к прошлогоднему саммиту БРИКС «Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС», в которой заложено стратегическое видение будущего этой организации на долгосрочную перспективу: «Становление БРИКС отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости государств. В такой системе все более широкое применение находят неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия. Основу влиятельности БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, значимость их деятельности как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов».
далее...
Тем самым Россия подтвердила преемственность между своей современной внешней политикой и политикой Советского Союза, который на равных с США контролировал свою половину мира. Только если ранее советская элита ошибочно уделяла первичное и исключительное внимание военно-политическим аспектам противостояния, то после распада СССР и некоторого периода хаоса, нынешнее политическое руководство России сделало соответствующие выводы и предпочитает делать ставку на финансово-экономические аспекты мировой глобальной конкуренции между системами, не забывая, конечно, и о военно-политическом аспекте.
Конечно, сегодня речь не идёт о холодном противостоянии России и США, как и о борьбе социалистической и капиталистической систем мира. Однако сегодня в рамках БРИКС формируется второй экономический полюс мира, который без идеологических разногласий, в рамках принципиально одной системы, готов предложить альтернативные и, судя по всему, более социально справедливые пути развития человеческой цивилизации. Т.е. претензия на мировое лидерство заявлена.
Политическое решение о создании инструмента глобального влияния принято
Во-вторых, состоялось главное событие бразильского саммита - подписано Соглашение о создании странами БРИКС «Нового банка развития». С российской стороны подпись под документом поставил министр финансов Антон Силуанов. Оплаченный капитал банка БРИКС составит 10 млрд долларов и будет пропорционально распределен между участниками блока.
Объём разрешенного капитала банка составит 100 млрд долларов, распределенный капитал - 50 млрд долларов, оплаченный - 10 млрд долларов (оплаченный «по требованию» - 40 млрд долларов). «Мы договорились, что оплаченный капитал будет сформирован в течение 7 лет. Доля России - 2 млрд долларов, то есть капитал распределяется пропорционально между участникам банка», - добавил Силуанов.
И опять-таки, данный подход целиком и полностью вытекает из подготовленной Россией ещё к прошлогоднему саммиту в ЮАР «Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС»: «Перспективы развития БРИКС определяются наличием ряда базовых факторов долгосрочного характера, способствующих сближению участников данного объединения. К ним, по мнению Российской Федерации, относятся:
а) общее стремление партнеров по БРИКС реформировать устаревшую международную финансово-экономическую архитектуру, не учитывающую возросший экономический вес стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран;
б) твёрдая поддержка участниками объединения общепризнанных принципов и норм международного права, неприятие политики силового давления и ущемления суверенитета других государств;
в) наличие у участников БРИКС схожих вызовов и проблем, связанных с потребностями масштабной модернизации экономики и социальной жизни;
г) взаимодополняемость многих секторов экономики государств-участников».
Идея создания «Банка развития БРИКС» отталкивается от очень простой идеи, что т.к. страны Запада заблокировали перераспределение голосов (квот стран) в МВФ в соответствии с новым экономическим весом стран в мире, то надо создавать свой банк, в котором правила игры будут определять страны БРИКС, а не нынешние обладатели контрольного пакета в МВФ.
далее...
О том, что Запад не готов к перераспределению квот, а, следовательно, к признанию новой расстановке экономических сил в мире, говорит множество фактов. Так, решение о перераспределении к январю 2013 года квот в рамках реформы МВФ было принято на саммите МВФ в Сеуле еще в 2010 году. В 2012 г. в ходе консультаций должна была быть определена формула формирования квот, а в 2013 году - и сами квоты для тех стран, роль которых в мировой экономике выросла за последние годы. Однако, как свидетельствуют события начала 2014 года, решение по новой формуле квот стран в Международном валютном фонде вряд ли будет принято и в текущем году. Соответственно, автоматически данный вопрос переносится на 2015 год.
Естественно, такая ситуация не устраивает страны БРИКС. Поэтому они решили создать собственный мировой финансовый институт для решения тех проблем, которые стоят перед мировой экономикой, и тем образом, которым они, страны БРИКС, а не их западные партнеры-конкуренты, посчитают возможным. Т.е. страны БРИКС выйдут из положения младших партнеров развитых стран и оформят свою собственную коалицию.
При таком ходе событий автоматически возникает вопрос следующего плана – а надо ли финансово присутствовать странам БРИКС в нынешних институтах глобального финансового управления – МВФ и ВБ и осуществлять их финансовую подпитку? Не логичней ли было бы оставить эти инструменты неоколониальной модели управления мира их истинным хозяевам, а их самих наедине с теми проблемами, которые они же сами и породили?
С создания «Банка развития БРИКС» начнется реформа мировой финансово-экономической архитектуры, за чем последуют и другие структурные изменения, которые, в конечном итоге, могут привести и к принципиально новому позиционированию той же ВТО в мире – начиная от прекращения существования и заканчивая глобальной перестройкой с доминирующим весом БРИКС и поддерживающий этот блок стран. На этом фоне создание странами БРИКС своего рейтингового агентства, которое приведет в соответствие реальный, а не вымышленный финансово-экономический вес западных стран в мировой экономике, и обозначит их реальный рейтинг, - представляется незначительной, но важной деталью.
Становление многополярного мира
Происходящее на наших глазах становление нового экономического полюса мира в виде БРИКС автоматически нас снова возвращает в эпоху советско-американского противостояния. Только если тогда оно имело больше военно-политический аспект, то сегодня противостояние двух блоков намечается по финансово-экономической линии. По сути, на наших глазах происходит появление нового, альтернативного западному, финансового центра мира. Происходит воссоздание системы биполярного мира, но на качественно новом уровне.
Да, используя военно-политические инструменты сегодня США, Франция сотоварищи успешно выдавливают Китай из той же Африки. Однако если, например, проникновение в Африку будет осуществляться не отдельно Китаем, а всем блоком стран БРИКС, то военно-политический инструментарий западных «демократий» отпадет сам собой. Т.е. мы наблюдаем достаточно грамотную реакцию имперских элит России и Китая – если противостояние нельзя решить на текущем уровне, надо вывести его на другой, более высокий уровень игры, где примитивные силовые методы достижения геополитических целей уже не имеют такой силы.
далее...
Именно этим глобальным противостоянием и объясняется то снижение уровня жизни и потребления, которое сегодня происходит на Западе. С одной стороны, это является отражением объективного процесса снижения роли экономик западных стран в мире. С другой стороны, эти процессы подталкиваются и элитами западного проекта, которые прекрасно осознают тот факт, что они проигрывают в глобальной конкуренции новым более сплоченным элитам развивающихся стран, и сами сознательно снижают уровень потребления населения стран западного проекта.
Естественно, Запад будет сопротивляться новым правилам игры. И, как показывает исторический опыт, в случае невозможности выигрывать по правилам, Запад эти правила нарушает – развязывает мировые войны. Спокойное течение событий играет странам БРИКС только на руку, т.к. организация в ближайшие два года может расшириться сразу на несколько ключевых региональных стран – Мексику, Турцию, Индонезию, Иран, вследствие чего реальный политический, финансовый и экономический вес этой организации только вырастет. Соответственно, перед Западом стоит задача деструктурировать процесс формирования новой геополитической и геоэкономической реальности и формирования нового экономического полюса мира в виде стран БРИКС. При том сделать это надо чем раньше, тем лучше.
Однако этот процесс сдерживает население самих западных стран, уровень потребления которых еще достаточно высок. И если Запад решит пойти слишком резкими шагами, то он может потерять управляемость внутри своих стран, что может привести к социальному взрыву не на мировой периферии, как им задумано, а в мировом центре. Сделать это возможно только двумя способами: а) либо устроить новый мировой военный конфликт, который позволит Западу сбросить все свои обязательства; б) либо ограничить этот процесс исключительно финансовой сферой, например, в результате реализации сценария гиперинфляции, который обнулит обязательства США перед остальным миром.
С учётом высокой вероятности реализации описанного выше сценария, опасности игры не по правилам со стороны традиционно агрессивного Запада, со временем БРИКС может перерасти и в военно-политический блок, хотя в ближайшей перспективе такая задача и не стоит, о чём сказал президент России Владимир Путин в Бразилии.
Страны БРИКС, в отличие от стран Запада, территориально, ресурсно, продовольственно и технологически независимы от Запада, и при обострении ситуации вполне могут пойти как на распад мира на отдельные валютные и торгово-экономические зоны, так вплоть до сценария создания нового «железного занавеса».