Итак:
1. На официальной странице посольства США в Украине была размещена карта-схема, на которой отражены: маршрут (линия) полета сбитого над Донбассом «Боинга», место расположения пусковой установки ЗУР и место встречи ракеты с самолетом (т.е. точка, где произошел подрыв боевой части). Все перечисленное достаточно точно и надежно фиксируется средствами космической разведки (а маршрут полета так и вовсе был известен и отслежен системой диспетчеризации воздушного движения), посему причин для сомнений в достоверности приведенной схемы я не вижу (с психозом «пиндосо-фобии» не ко мне, я не врач).
Перехват был произведен на встречных курсах (т.е. стреляли «в лоб», а не «вдогон»). На схеме отмечены города Донецк, Снежное, линия границы с РФ, что позволяет с точностью в несколько км произвести «разметку» схемы. Получается, что ракета пролетела до встречи с целью примерно 24 км. На это у нее ушло порядка 25 сек, за которые сам самолет приблизился к месту своей гибели примерно на 8 км. Итого: пуск ракеты был произведен по воздушной цели, которая в момент пуска находилась на дистанции в 28-36 км. Это — не оценочное суждение. Это простая арифметика, основанная на реальных, наблюдаемых фактах.
2. Самоходная огневая установка (СОУ) ЗРК «Бук» имеет несколько модификаций, в ней использовалось два типа ракет и два типа антенных устройств, причем в различных сочетаниях. Кроме того, система наведения основана на радиолокации, и поэтому дальность действия комплекса сильно зависит от отражающей способности цели.
Все это многообразие вариантов сводится к тому, что максимальная дальность стрельбы по высотной цели (на малой высоте цифра будет меньше) с ЭПР (эффективная поверхность радиоотражения) в 1-2 кв.м. варьируется в диапазоне от 20 до 45 км. Меньшая цифра соответствует перехвату с использованием только собственного радиолокатора СОУ, бОльшая достижима с использованием отдельной станции подсветки цели (9С36) и усовершенствованной ракеты 9М317.
Резюме: самолет был сбит на максимально достижимой для использованного ЗРК дальности. Если исходить из того, что использовалась только собственная РЛС СОУ (без участия в перехвате отдельной станции подсветки),* то захват цели был произведен на пределе возможной дальности, да и то лишь благодаря тому, что предел этот вырос за счет огромных размеров (большая ЭПР) «Боинга-777».
Тот же вывод в хронометрическом выражении звучит так: команда «Пуск» прозвучала немедленно после того, как цель оказалась в зоне досягаемости ЗРК, ни одна секунда не была потрачена на раздумья и сомнения. И это — тоже не оценочное суждение, а арифметика фактов.
3. Третье (и последнее в данной заметке) упражнение в арифметике связано с решением типичной школьной задачки «мотоциклист из пункта А догоняет пешехода, идущего из пункта Б в пункт В». Скорость используемых в ЗРК «Бук» ракет — от 960 до 1230 м/сек, злосчастный «Боинг» летел со скоростью 260 м/сек; дальше несложная работа с калькулятором приводит нас к следующему выводу: у боевого расчета ЗРК было порядка 150-160 секунд на раздумья. Или, другими словами, можно было ждать до того момента, когда самолет пролетит над ЗРК и еще дальше на 20 км в сторону границы с РФ, и даже после этого ракета 9М317 гарантировано догоняла его. Но никто ничего ждать не стал.
4. Теперь — мои личные оценочные суждения.
а) Боевой расчет мог включить голову и подумать: скорость цели 920 км/час, высота полета 10 км. ЭТО не может быть транспортным Ан-26, потому что не может быть никогда (максимальная скорость 540 км/час, потолок 7,5 км). ЭТО не может быть штурмовиком Су-25 (потолок 7,5 км). ЭТО могло быть только военно-транспортным Ил-76, разогнавшимся до предела своих возможностей — но и в этом случае возникал вопрос: что собирается делать тяжелый транспортник украинских ВВС, несущийся к границе с РФ? неужели сбрасывать грузы для окруженной группировки украинских войск с высоты 10 км?
б) Боевой расчет мог включить ТОВ (телевизионный оптический визир), замененный на «Бук-М2» на тепло-телевизионный визир. Это такая штуковина (электронно-оптическая система), которая позволяет днем при отсутствии облачности (а с ИК-трактом — круглосуточно и при любой погоде) посмотреть на то, во что стреляем (в условиях постановки противником радиоэлектронных помех с использованием ТОВ можно запустить ракету и даже попасть в цель). Люди, работавшие с ТОВ, говорили мне о том, что в хорошую погоду визир позволяет распознать тип самолета-истребителя на дальности в 15-20 км. Но 17 июля к Снежному подлетал не истребитель, а гигантская 300-тонная «дура» с двумя двигателями диаметром 3,4 метра каждый. Все слова важны. Огромный горячий двигатель заметен в теле-тепловизоре, два двигателя (вместо четырех на Ил-76) позволяли надежно отличить пассажирский «Боинг» от украинского транспортника.
в) Боевой расчет после перехода РЛС ЗРК в режим автосопровождения цели мог бы терпеливо последить за реакцией цели. Любой боевой самолет оснащен системой оповещения летчика об облучении РЛС противника, причем подобная система обязательно фиксирует (загорается тревожная сигнализация) факт перехода вражеской РЛС с режима обзора на режим автосопровождения (эти режимы всегда отличаются). Получив такое предупреждение, летчик должен что-то сделать: включить (или проконтролировать автоматическое включение) систем постановки помех, начать резкие маневры (если это позволяют ТТХ самолета), в крайнем случае катапультироваться. Все это, так или иначе, отразится на экране РЛС перед глазами расчета ЗРК.
5. Вывод: расчет ЗРК «Бук», сбивший пассажирский «Боинг», не предпринял никаких доступных ему действий, позволявших идентифицировать цель как пассажирский самолет. Самолет «тупо» сбили, как только появилась такая возможность. Возможные гипотезы, объясняющие именно такие действия боевого расчета, я предлагаю уважаемым читателям сочинить самостоятельно.
* Всем, кто еще продолжает бредить на тему «с одной машины запустить ракету нельзя» предлагаю выучить наизусть: «В процессе боевой работы СОУ осуществляет обнаружение, опознавание, автосопровождение и распознавание типа цели, выработку полетного задания, решение пусковой задачи, пуск ракеты, подсвет цели и передачу команд радиокоррекции на ракету, оценку результатов стрельбы. СОУ может вести обстрел целей как в составе зенитного ракетного комплекса при целеуказании от командного пункта, так и автономно в заранее определенном секторе ответственности».
P.S. Подробное описание комплекса «Бук» — тут
может это? - вопрос от меня Ш.Ц.
О простотете стрельбы ракетой по пассажирскому лайнеру говорит и Иван Шило, который служил в белорусской армии оператором такого же ракетного комплекса, который сбил малайзийский «Боинг». Он утверждает, что для удара по самолету достаточно двух человек, и научить их стрелять очень легко.
Беларусское «Еврорадио» поинтересовалось у него, легко ли научиться управлять ракетным комплекса «Бук».
— 5 лет прошло после армии, и это все забывается, тем более, что мы копали окопы. Там есть водитель-механик, так как «Бук» мобильный комплекс, он ездит. Потом есть 3 человека, один из них офицер, который всем управляет, есть оператор, я был оператором, и еще один человек, не помню, чем он занимается. В общей сложности там индикаторы, экраны, на которых можно захватить цель и сопровождать, и непосредственно кнопки, чтобы выпустить ракеты.
Есть видео. Если ты захватывал цель, на нее наводится камера, есть экран. Если не самая плохая погода, физически можно посмотреть, что это летит гражданский самолет, а не другой. У нас были тренировки, и учили нас захватывать пассажирскую авиацию, так как боевая летает только во время учений. Когда были учения, то, по крайней мере, тот Бук, который был в той части, где я служил в Лепельском районе, боевые самолеты не видел. Вот ты выходишь и видишь, что летит самолет над частью, а на радаре его не видно. А вот гражданские самолеты — идеально, и там учиться особо не надо.
— Были ли подготовлены операторы из России, чтобы управлять комплексом?
— Если там есть инструкция в этом «Буке», то за день можно научиться, если речь о пассажирском самолете, боевые труднее, так как они там отстреливают тепловые ракеты. А пассажирский самолет из «Бука» сбивается очень просто.
— Ты сейчас смог бы сесть и вспомнить?
— Да, с учетом того, что меня особого не учили. Я говорю, если речь идет о пассажирском самолете. Он не делает маневров, хорошо виден. Сразу на радаре видно, что летит самолет. И очень просто его захватить.
— А что ты делал?
— Моя функция как оператора за 2 часа вспоминается. Передо мной был такой индикатор — очень старый зеленый экран. Я мотал такую ручку по экрану, передвигался квадрат. Я видел на этом экране цель, она выделялась, и мне нужно было домотать, чтобы этот квадрат захватил цель, нажать кнопку, что цель захвачена. Считай, что наводчик.
Перед командиром еще есть экран, но он определяет в целом цель. А перед ним — кнопки непосредственного пуска ракеты.
— А кто выпускает ракеты?
— Офицер сам.
— Там много кнопок, я бы не разобрался.
— С моими военными способностями я также был поражен большим количеством кнопок. Но там все очень просто. Большую часть кнопок можно не использовать. Там, где ракету запускать, кнопки запечатаны и написано, что надо вскрывать и нажать.
— Сколько человек нужно, чтобы сбить самолет?
— Думаю, хватит и двух. Механик только управляет, а так, наводчик и тот, кто запускает.
Задавался таким вопросом и популярный журнал для гиков Wired, 22 июля в нем вышла статья под названием «Оказывается сбить пассажирский самолет совсем не трудно»
Побеседовав с экспертами, журналисты выяснили, что достаточно трехдневных интенсивных курсов. и вы можете запросто сбивать авиалайнеры. Военный аналитик разведки Рэндал Кордес, заметил что сбивать пассажирские самолеты ракетами из SA-11 (пентагоновское наименование ЗРК БУК) «это конечно жестокий перебор»
Эксперт отметил. что обучение правильной работе по управлению таким ракетным комплексом может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. Проблема таких ЗРК, отмечает Кордес, в том, что в них довольно трудно правильно определить и отслеживать цели, но запуск ракет осуществляется очень просто.
Это потому, что радиолокационная система SA-11 показывает тот же «всплеск» для различных целей. Оператор видит высоту воздушного судна, скорость потоков воздуха, и вектор, но не размер цели или ее тип, говорит Энтони Кордесман из Центра стратегических и международных исследований.
Пассажирские суда транслируют четырехзначный транспондер известный как код IFF, который идентифицирует их как гражданские самолеты, и система «Бук» способна получать эту информацию. Но обучение, в которое входит и правильное определение типов самолетов занимает месяцы, тем более, что окно для наведения и стрельбы по мишени находится всего диапазоне нескольких минут.
«Вы не можете просто посадить болванов в кабину, и сказать вот нажмешь этот переключатель, и вот ту кнопку и цель поражена, и ожидать, что они все сделают должным образом», - говорит Уэсли Пол, бывший аналитик разведки ВВС США.
Но в то же время, сбить пассажирский самолет из этого ЗРК не так уж и сложно, если не заморачиваться с его идентификацией. Научится такому можно за три-четыре дня, после чего сбить Боинг 777, будет достаточно просто, говорит Кордсмен. Это отчасти потому, пассажирские самолеты летают на постоянных скоростях и высотах, и не имеют никаких защитных комплексов. Они летают выше, чем истребители, на высотах, где они более легко ловятся с помощью радара.
«Как только радар улавливает цель, остается сказать системе, что она должна сопровождать цель и нажать кнопку пуска ракеты», говорит Пол Хутер, космический инженер в Lockheed Martin. Это включает в себя следующие действия; из увиденного радаром выбрать цель, либо нажав на экран или нажатием кнопки (или щелкнув мышью на экране, в зависимости от модели системы). Обучение будет состоять из повторения этой процедуры в различных условиях, и это не сложно, Эксперт говорит, что «это, конечно, возможно для кого-то, и не обучение, чтобы просто читать контрольный перечень объектов и успешно захватывать цель.»
Кордсмен сравнил это с стрельбой из винтовки: «Нажать на спусковой курок легко. Оценить последствия трудно.» И как только ракета запущена, нет никакого способа, чтобы что-то изменить, говорит он. «Вы нажимаете проклятую кнопку и она ушла на цель - все»
Скорее всего вывод который сделал Марк Солонин «Самолет „тупо“ сбили, как только появилась такая возможность.» соответствует действительному положению дел. Донецко-луганские боевики и до этого сбивали все подряд самолеты которые были в радиусе поражения их оружия, была бы у них лазерная пушка они бы и космические корабли, пролетающие над Донбассом, сбивали бы.
Их мирок — это сжимающиеся с каждым днем границы придуманной ими и их кремлевскими кураторами Лугандонии. Они не мыслят глобальными категориями, им и в голову не пришло что на такой высоте могут летать авиалайнеры, да еще и международные. Типичные проблемы «русского мира» — но тут надежда на «авось» с треском провалилась, попутно погубив 298 невинных людей.