Битва России за православную душу
С его политическими и экономическими разветвлениями раскол в Православной церкви - это гораздо больше, чем религия, и Кипр попал в водоворот.
На прошлой неделе Кипр снова оказался на передовой международной борьбы - хотя на этот раз это не имело ничего общего с морскими границами, газопроводами или даже Турцией.
Тем не менее остров находился на огневом рубеже глобальной борьбы, протянувшейся от Парижа до Донбасса через Священный Синод Кипрской Церкви.
«Откровенно говоря, - сказал Cyprus Mail профессор Василиос Макридес с факультета религиоведения Эрфуртского университета , - сейчас идет глобальная война между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Вселенским Патриархатом. В этом теперь все церкви должны встать на чью-то сторону ».
Эта церковная война имеет не только религиозный аспект, но и весьма политическое и экономическое измерение.
В последнее время они усилились, поскольку Китайская Республика стала обладать беспрецедентным статусом в России президента Владимира Путина, а Россия Путина стремилась расширить свое влияние во всем мире.
Действительно, российское православие теперь является чем-то вроде официальной российской государственной идеологии с ее консервативными ценностями, закрепленными в конституции страны и ее стратегии национальной безопасности.
Тем не менее, хотя это может принести большую пользу РПЦ и Кремлю, это также приводит к тому, что другие церкви оказываются в эпицентре политического и международного конфликта, от которого они вполне могут захотеть обойтись.
'Мягкая сила'
В советское время состояние КР пережило несколько этапов. В 1930-е гг. Она подверглась ужасающим гонениям, но во время Второй мировой войны возродилась как национальная, «патриотическая» церковь. Во время «холодной войны» он стал главным инструментом политики Кремля.
По иронии судьбы, советский диктатор Иосиф Сталин - общепризнанный атеист - инициировал все три этих итерации. Он также основал важнейший для сегодняшней РПЦ орган - Отдел внешних церковных связей.
Именно здесь нынешний лидер РПЦ Патриарх Кирилл порезал себе политические зубы - опыт, который дал ему твердое осознание международной силы и возможностей церкви.
Под его руководством отношения между церковью и Кремлем приобрели небывалую теплоту.
«После падения Восточного блока, - говорит Макридис, - русская церковь значительно выросла. Они также пытались быть не только внутренним, российским игроком, но и глобальным игроком ».
Китайская республика выиграла от государственной поддержки у себя дома, когда Путин отстаивал ее консервативные, «традиционные семейные ценности» и националистические убеждения.
Эти отношения теперь закреплены в таких документах, как Стратегия национальной безопасности России от 2015 года. Здесь перечислены угрозы государственной и общественной безопасности России.
«Во-первых, это угроза со стороны сотрудников внешней разведки», - сказал Cyprus Mail доктор Лучиан Леустин из британского Астонского университета . «Во-вторых, существует угроза со стороны экстремистских и террористических группировок. В-третьих, это попытки НПО и других лиц разрушить «традиционные российские религиозные и моральные ценности». Это важнее даже организованной преступности или стихийных бедствий ».
Так возникла «Византийская симфония», в которой государство и церковь во многом сходятся во мнениях в Москве.
У церкви также была возможность расширить свое влияние за рубежом, поскольку Путин усилил присутствие России за рубежом.
Влияние РПЦ в ортодоксальном религиозном сообществе - около 300 миллионов человек по всему миру - приносит пользу Кремлю за счет распространения российской «мягкой силы».
«В интересах президента России установить хорошие отношения с церковью», - сказал Cyprus Mail профессор Виктор Рудометов, доцент социологии Кипрского университета .
Гигантский Русский культурный центр в Париже, построенный в стиле русской церкви, является хорошо известным примером этой «синергии» между РПЦ и Кремлем.
«Любой турист, идущий к Эйфелевой башне, должен пройти мимо центра, чтобы сначала получить представление о российской« мягкой силе »в действии», - говорит Макридес.
Китайская Республика также инвестировала в восстановление церквей и монастырей, поврежденных или разрушенных во время сирийского конфликта, где российская военная мощь сыграла решающую роль в спасении режима президента Башара Асада.
Этот конфликт также установил прочные отношения между РПЦ и Антиохийским Патриархатом - одной из самых древних ортодоксальных церквей - базирующейся в Дамаске.
В Греции Путин тоже был частым гостем на Афоне, где несколько монастырей были бенефициарами инвестиций Китайской республики.
На Кипре РПЦ также построила новые церкви для растущего русского населения, а российская «мягкая сила» извлекает выгоду из тесных, всеправославных связей.
Глобальный раскол
Тем не менее, одной из самых драматичных областей тесной синергии между РПЦ и Кремлем в последнее время - и одной из самых противоречивых - была Украина.
Аннексия Россией Крыма в 2014 году и поддержка пророссийских сепаратистов на востоке Украины привели к серьезному расколу украинского православия, которое находилось под юрисдикцией Москвы с 17 века.
Украинская православная церковь (УПЦ) хотела положить конец этому российскому контролю, и это было достигнуто в 2018 году, когда Вселенский Патриархат в Стамбуле признал УПЦ независимой - или автокефальной - церковью.
Однако в отместку РПЦ разорвала все отношения со Вселенским Патриархатом и разлучила УПЦ.
«Ситуация на Украине вызвала очень публичный спор с участием некоторых из самых влиятельных институтов православия», - говорит Рудометов. «Очевидно, что это политический вопрос, которым пользуются КР и украинские националисты. Вселенский Патриархат, признавший независимость УПЦ, поставил под удар все остальные церкви. Им пришлось выбрать чью-то сторону ».
Пока Вселенский патриархат присоединился к признанию УПЦ только Греческой Церковью, Александрийским Патриархатом, а теперь и Церковью Кипра.
«Это поднимает еще один вопрос, - добавляет Макридес, - роль США во всем этом».
Вашингтон поддерживал Вселенский патриархат со времен холодной войны - отношения, подчеркнутые недавним визитом в Стамбул государственного секретаря Майка Помпео.
«Он встречался с Патриархом, но не встречался с турецким правительством», - отмечает Рудометоф.
По словам Макридиса, «уже давно идет борьба за господство между преимущественно грекоязычным православным миром и славянским, в основном русским православным миром».
Считая своей целью пресечение российского влияния, США решительно поддержали в этом «греческую» сторону.
Тем временем Москва пыталась ослабить влияние США, усиливая присутствие РПЦ в «греческой» сфере, а также подрывая влияние Вселенского Патриархата, который РПЦ теперь именует просто «Константинопольской церковью».
Заседание Священного Синода на этой неделе на Кипре показало, что этот глобальный спор теперь стал предметом спора и здесь.
Хотя известно, что архиепископ Хризостом II пользуется поддержкой Вселенского патриархата, «многие епископы имеют тесные отношения с Россией», - говорит Макридес.
«Хотя я не ожидаю увидеть раскола, - говорит он, - мы должны увидеть, как эти разные интересы разыграются сейчас, в трудные времена».
В среду большинство членов Священного Синода (10 против семи) поддержали решение архиепископа признать Украинскую Церковь, но вряд ли это станет концом спора между двумя лагерями.