По существу, это интервью содержит концептуальные идеи по планомерной дестабилизации России.
Они сводятся к следующему.
Первое. Байден, в отличие от Трампа, должен вернуть моральные, ценностные ориентиры в американскую внешнюю политику в целом. И это будет иметь конкретные последствия для отношений США с Россией, особенно в связи с отравлением Навального.
Второе. Байден очень хорошо знает регион — как ни один из предыдущих президентов. И благодаря этому внимание Белого дома перераспределится с Москвы на другие страны региона.
Будет больше дипломатического взаимодействия с теми странами, которыми США пренебрегали в эпоху Трампа. Конечно же, во главе этого списка стоит Украина. Команда Байдена попытается наладить с ней более интенсивные связи. И это необходимо, поскольку развитие событий там вызывает беспокойство.
Такая же деятельность будет активизирована в Грузии, Армении, Беларусии, Узбекистане. Бóльшая вовлечённость США в регионе будет не только хорошим сигналом местным правительствам и обществам, но и Путину, что мы не «сдали» этот регион.
США и европейские страны должны быть активнее в разрешении противостояния в Беларуси. Будет оказано больше давления, включая санкции. Нужно способствовать переходу, который позволил бы сформировать новое руководство страны без Лукашенко.
Третье. Байден будет придерживаться стратегии сдерживания «путинского воинственного поведения за рубежом». И в то же время, если Америка сама окажется в этом заинтересована, будет очень конкретное взаимодействие по ограниченному числу тем, которые связывают Россию и США. Во главе этого списка будет контроль над вооружениями.
Четвёртое. Президент Трамп в течение четырех лет ни разу не поднял вопросы демократии, прав человека и верховенства закона в России. Этого вообще не было в его повестке дня. Это должно измениться. Это уже меняется. Ещё будучи кандидатом и уже избранным президентом Байден и его команда начали говорить об этих вещах.
Последуют новые санкции. В США принят Акт Магнитского, который дает полномочия президенту накладывать санкции на тех, кто нарушает права человека. Активная деятельность в этом плане начнётся уже в январе, как только начнет работать новая администрация.
Когда Макфол был послом, Акт Магнитского имел большое воздействие на экономическую элиту, которая не хотела, чтобы её ассоциировали с правительством, поскольку боялась, что больше не сможет отправиться в отпуск в Италию или Францию, не сможет попасть на Карибы, потому что санкции будут преследовать их повсюду. Поэтому использование данного механизма будет продолжено.
Пятое. Планируется пойти и ещё дальше — приостановить работу (членство) России в Интерполе. Интерпол – это организация, в рамках которой «законопослушные страны» (?? –В.О.) сотрудничают с целью задержания преступников. По мнению команды Обамы, российское правительство использует Интерпол в своих политических целях. В частности, против Билла Браудера. Кроме того, российское руководство, по их мнению, не соблюдает верховенство закона в собственной стране. Поэтому они считают, что Россия не должна оставаться членом Интерпола.
Шестое. Команда Байдена не будет заниматься эскалацией конфронтации. Никто не желает вступать в войну с Россией. Избегать сценария, способного привести к войне, — это очень важная часть дипломатической работы. Поэтому ставится задача налаживать дипломатические связи с соперниками.
При этом команда Байдена/Обамы очень трезво «оценивает ущерб, который наносит воинственная политика Путина за рубежом».
Седьмое. Исходя из концептуальных установок новой политической команды США, положение дел в России изменится, только если сами россияне начнут что-то менять (иными словами, будут раскручены механизмы помощи оппозиции и протестному движению в России — В.О.).
Восьмое. Но кое-что США всё-таки способны сделать. В первую очередь, говорить правду о том, что права нарушаются (активизация информационной войны. — В.О.). Поэтому будут поддержаны независимые медиа.
У России есть «прекрасные независимые журналисты». Многие из них уже живут в эмиграции. И США могут помочь в создании инфраструктуры глобальных независимых медиа.
Девятое. Госдеп не будет напрямую финансировать неправительственные организации в других странах. Это фактически делает их «запятнанными» в глазах местных властей. Это им наносит больше вреда, чем приносит пользы. Вместо этого будет бóльшая поддержка глобальной инфраструктуры независимых СМИ и фондов НПО, которые предоставляют такую поддержку, в отличие от прямого финансирования со стороны правительства США.
Десятое. Администрация Байдена должна продлить СНВ-3, прежде чем он истечёт в феврале 2021 года. Его надо продлить не на год или два, а на пять лет. Это важно и для российского руководства тоже.
Дальше необходимо начать новый раунд дискуссий о стратегической стабильности. И их надо расширить до переговоров о новых системах доставки — как ядерных, так и неядерных. А также о нестратегических ядерных вооружениях, которыми обладают как США, так и Россия. Эти переговоры займут много времени — годы.
Новой «перезагрузки» отношений США и России не будет. «Перезагрузка» не создавалась с целью улучшить отношения с Россией. Она была нужна для подписания нового договора СНВ-3, чтобы согласовать новые санкции по Ирану, чтобы договориться о путях снабжения международных сил в Афганистане через российскую территорию, чтобы Россия вступила в ВТО. Это были очень конкретные цели.
Но сегодня список тем, по которым США могут сотрудничать с Россией, гораздо короче, чем в 2009 году.«Теневое правительство» Обамы и внешнеполитическая команда Байдена, которая тоже состоит из людей Обамы, не скрывают своих деструктивных целей. Не выдерживает критики позиция, в соответствии с которой, «ничего не изменится в отношениях с Америкой» и «отношения между странами будут не хуже, чем в период правления Трампа».
Разница заключается в том, что при Трампе ставка в конфронтации делалась, в основном, на санкции, а при Байдене будет активно готовиться очередная «цветная революция» — уже на территории России.