1. Предыстория
Начать данную историю необходимо не с 17 июля 2014 года, когда фактически произошла катастрофа, а намного раньше – с Евромайдана, поскольку неоспоримым фактом является то, что все последующие события развивались далее по одному многоходовому сценарию:
21 ноября 2013 года – начало акций протеста в Киеве
22 февраля 2014 года – свержение законно избранного Президента Украины Януковича
11 марта 2014 года – декларация о независимости Крыма
18 марта 2014 года – вхождение Крыма в состав РФ
7 апреля 2014 года – основание ДНР (Донецкой Народной Республики)
7 апреля 2014 года – начало антитеррористической операции (АТО) против ДНР
11 мая 2014 года – голосование о независимости ДНР и дальнейшее провозглашение государственного суверенитета ДНР
14 июня 2014 года – сбит украинский транспортный самолет ИЛ-76, 49 человек погибли
1 июля 2014 года – одностороннее прекращение перемирия Президентом Украины Порошенко
5 июля 2014 года – захват Славянска и Краматорска силами АТО
13 июля 2014 года – штурм Луганска силами 110 танков АТО при поддержке авиации
14 июля 2014 года – под Краснодоном силами ДНР сбит Ан-26
15 июля 2014 года – АТО потеряло стратегическое преимущество
16 июля 2014 года – РФ договорилась с ОБСЕ о контроле пропускных пунктах на границах
16 июля 2014 года – украинские части 16 июля 72-й, 24-й мехбригады и 79-й аэромобильной бригады АТО попали в окружение и понесли потери
Как видно из вышеуказанной хроники, операция АТО зашла в тупик, что грозило началом народных волнений на Украине по причине большого количества жертв, отсутствия результата, сложной экономической обстановки. Тем временем, за пределами непосредственно АТО также происходит ряд событий:
8 июля 2014 года Президент Украины Петр Порошенко готовит план, который должен стать неприятным сюрпризом для террористов. Об этом заявил на брифинге спикер информационного центра СНБО Андрей Лысенко. "Детали этого плана не разглашаются, ведь это должно стать неприятным сюрпризом для террористов", - сказал Лысенко. http://conflict.rbc.ua/rus/poroshenko-g … 2014161000
15-16 июля 2014 года проходит саммит БРИКС, на котором принят ряд важных решений. Предельный размер уставного капитала Банка развития составит $100 млрд. Из этой суммы половина будет распределена между странами БРИКС. Договор о пуле условных валют, а точнее Резервный фонд БРИКС, будет иметь функции, схожие с МВФ.
Также согласовано размещение наземных станций на территории стран БРИКС, которое сделает систему ГЛОНАСС более конкурентоспособной. БРИКС располагает уникальным геостационарным преимуществом: страны-участницы расположены на трех континентах.
17 июля 2014 года в 14-34 МСК появляется информация о разгрузке в Одессе вооружения НАТО http://novorus.info/news/events/25331-p … aine.html.
17 июля 2014 года в 17-26 МСК на новостных сайтах Украины появляется информация о том, что ДНР может сбивать самолеты с помощью комплексов БУК (http://news.liga.net/news/politics/2564 … k_snbo.htm). Впервые данная новость появилась на сайте «Украинская правда» (http://www.pravda.com.ua/rus/news/2014/ … ?attempt=1) еще до того, как пришла новость о Боинге. В СНБО заявили, что имеют информацию о технике, которая находится в распоряжении боевиков и может сбивать самолеты на большой высоте. Об этом сообщил представитель СНБО Андрей Лысенко. "Есть информация, что проходили некоторые установки на территорию Украины, которые имеют возможность сбивать самолеты на больших высотах, среди них была и установка Бук", - сказал он. По словам Лысенко, кроме того существует видео, на котором была видна колона, с соответствующей техникой, которая двигалась по Луганску. Фактически Киев обвинил ДНР и ЛНР в сбитом Боинге еще до того, как новость разошлась по всему миру.
Вся предыстория конфликта говорила о том, что должно было произойти какое-то важное для дальнейшего течения АТО событие.
2. История трагедии
Самолет Boeing 777-200ER 9M-MRD авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший плановый рейс Амстердам — Куала-Лумпур, вылетел из амстердамского аэропорта Схипхол в 10:14 UTC (14:14 МСК). Связь с самолетом была потеряна в 13:20 UTC (17:20 МСК).
По сведениям авиакомпании, связь с самолётом пропала в 14:15 GMT, примерно в 50 км от украинско-российской границы. По данным же портала Flightradar24, самолёт прекратил передачу ADS-B над Снежным (последние переданные координаты — 48.0403° с. ш. 38.7728° в. д.) после 13:21:28 UTC (17:21:28 MSK, 16:21:28 по местному времени) на эшелоне 33 тысячи футов (чуть выше 10 км). Российскую границу лайнер должен был пересечь примерно в 17:25 по московскому времени. Авиалайнер перед крушением сигнал тревоги не подавал.
Первое сообщение, которое обычно приводится украинцами в качестве свидетельства вины ДНР, было следующим:
Неизвестно, кто является настоящим автором данного сообщения, так как сам Стрелков неоднократно заявлял, что не имеет адресов в социальных сетях (http://icorpus.ru/svodka-strelkova-200614-1631/). Соответственно, все сводки в социальных сетях он называл дезинформацией. Кроме того, видео падений самолетов ранее Стрелковым не выкладывались, да и стиль речи нельзя назвать «стрелковским». Значит, сводкой от Стрелкова данный пост признать нельзя. Собственно, пост и не приводит информации о тех, кто сбил самолет, фактически констатируя лишь то, что впоследствии стало общеизвестным фактом – самолет действительно был сбит.
Кто бы ни был автор поста, это было первое свидетельство о катастрофе, которое дошло до массового круга лиц, причем сразу точно названы место катастрофы (шахта Прогресс находится между Торезом и Грабово), а также содержится видео. В любом случае, это было осведомленное лицо и необходимо восстановить подробности того, каким образом была данная информация получена, кто снял видео, почему в тексте упоминаются Ан-26 и Су, что означают слова «сбили в районе Тореза» – место падения или выстрела и т.д.
В 18:13 МСК на сайте РИА-Новости (http://ria.ru/world/20140717/1016409306 … z38a1ti2dE) появилась информация: «Транспортный Ан-26 сбит на востоке Украины, заявили очевидцы»
Ополченцы в четверг над городом Торез Донецкой области на востоке Украины сбили еще один транспортный самолет украинских ВВС, сообщили РИА Новости очевидцы произошедшего.
"Около 16.00 по местному времени над городом пролетал Ан-26. Мы видели, как в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет пошел к земле, оставляя за собой черный дым. С неба посыпались какие-то обломки", — рассказал один из местных жителей. В качестве подтверждения своих слов собеседники агентства предоставили видеозапись.
По их словам, самолет упал где-то в районе шахты "Прогресс", в стороне от жилых кварталов. Торез находится около города Снежное и кургана Саур-Могила, где ополченцы располагают несколькими зенитными установками.
Канал Lifenews в 18:34 МСК (http://lifenews.ru/news/136801) выставил новость: «Ополченцы сообщили о сбитом Ан-26 на востоке Украины. По их словам, около 17:30 по местному времени самолёт пролетал над городом Торезом в Донецкой области.
17 июля близ поселка Рассыпное над городом Торезом Донецкой области был сбит транспортный самолёт Ан-26 украинских ВВС, сообщили ополченцы. По их словам, самолёт упал где-то в районе шахты "Прогресс", в стороне от жилых кварталов. По словам одного из ополченцев, около 17:30 по местному времени над городом пролетал Ан-26. В него попала ракета, раздался взрыв, и самолёт пошёл к земле, оставляя за собой чёрный дым. С неба посыпались обломки».
Заметим, что время катастрофы и время, указанное в сообщении, не совпадает на 1 час и 10 минут.
Следующим свидетельством в 18:49 МСК является информация из «Украинской правды» (http://www.pravda.com.ua/rus/news/2014/07/17/7032188/), той самой, которая заранее предупредила, что собьют самолет из ЗРК «Бук».
Сообщение утверждает: «В Донецкой области был сбит пассажирский самолет, который шел в направлении Куала Лумпура. Погибли 280 человек и 15 членов экипажа. Об этом "Украинской правде" сообщили источники.
"В 16-20 исчезла связь с малазийским пассажирским самолетом "Malaysia Airlines", который шел из Амстердама на Куала Лумпур на высоте 10 тысяч метров над территорией Украины в пределах международного коридора", - сообщил собеседник. "Он упал в районе пункта Грабово, которое контролируется боевиками", - добавил он.
Далее сообщения СМИ шли одни за другим.
Около 20:00 МСК пришла информация об обнаружении места катастрофы, первые фото и видео с места трагедии, где были видны обломки самолета, следы пожара, тела пассажиров, их паспорта, вещи и пр. В сообщении указано, что «Вызов в милицию о том, что неизвестный самолёт упал на землю, поступил от очевидцев в 17:00 по местному времени 17 июля» (http://lifenews.ru/news/136805).
Еще не догорели обломки самолета, как украинские СМИ уже нашли виновных в трагедии, начали размещать в сети Интернет информацию о ЗРК «Бук».
Так, сайт liga.net в 18:30 МСК пишет следующее «При крушении пассажирского авиалайнера Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines над Торезом Донецкой области погибли 280 пассажиров и 15 членов экипажа. Об этом на своей странице в Facebook сообщил советник главы МВД Антон Геращенко.
По его словам, воздушное судно потерпело крушение в результате удара из российского зенитного ракетного комплекса "Бук", о перемещении которого в Украину ранее сообщил СНБО.
"Только что над Торезом террористами из любезно переданного Путиным зенитно-ракетного комплекса "Бук" был сбит гражданский самолет Куала-Лумпур - Амстердам. Сегодня утром местными патриотами было зафиксировано перемещение этого комплекса со стороны Тореза в Снежное", - написал Геращенко. Тем временем боевики в соцсетях хвастаются, что сбили грузовой военный самолет. Однако, по данным АТО, украинские транспортники не пострадали – боевики сбили пассажирский Boeing-777, который летел в том же районе, где должен был пролетать украинский самолет. (http://news.liga.net/news/politics/2564 … ewsliganet).
Откуда столь детальные подробности трагедии появились в украинских СМИ в момент, когда люди еще даже не добрались до места катастрофы, остается загадкой и предметом для дальнейших расследований.
3. Расследование
Первое, что необходимо для объективного расследования - не воспринимать всерьез все то, что пишется про подобную новость. Первые новости могут быть интересны лишь тем, что они еще не подвержены некой генеральной линии, дальнейшие могут содержать полезную информацию тоже лишь отчасти. В целом, эфир будет забивать то, что называется "информационным шумом".
Данный подход подтверждают все подобные катастрофы, имеющие некоторый политический резонанс - метро, взрывы, трагедии с самолетами.
Далее, хочется сразу выразить соболезнования семьям погибших. Никаких обвинений и "танцев на костях" быть здесь не должно. Все, что необходимо - мир должен знать правду.
В-третьих, необходимо выделить основные версии гибели самолета:
1) крушение (исключена после изучения обломков 19.07.2014);
2) теракт на борту (исключена после изучения обломков 19.07.2014);
3) попадание ракеты воздух-воздух;
4) попадание ракеты земля-воздух;
5) атака самолетом с использованием пушки или иного вооружения ближнего боя.
Других, думаю, здесь быть не может. Пока не окончено любое расследование, ни одна из версий не является приоритетной.
Только после установления причины можно говорить о виновных. Здесь возможно выделить ряд механизмов:
1) показания свидетелей и очевидцев;
2) данные объективного контроля;
3) кому выгодно;
4) роль человеческого фактора и ошибки;
5) поведение заинтересованных сторон;
6) объективные ограничения.
В самом начале имеет смысл провести первичное экспресс-расследование по горячим следам, которое потом необходимо углублять для выявления окончательной версии.
Далее - первичный анализ.
Итак, пойдем по пунктам.
4. Показания свидетелей и очевидцев
Как уже было указано ранее, несколько источников, фактически опирающиеся на одни и те же данные (при этом в разных изданиях эти данные приводились с ошибками), говорили о падении грузового самолета АН-26, который был сбит ракетой. К сожалению, эти данные в силу их противоречивости, нельзя принимать за основу. Например, новость на Lifenews утверждала, что АН-26 сбит в 17:30 по местному времени, тогда как новость вышла в 18:34 по МСК, а Боинг уже к этому времени давно потерпел катастрофу. РИА-Новости, напротив, указывает на то, что самолет был сбит раньше, чем Боинг – в 16 часов по местному времени. Новость приводит фантастические подробности, как в самолет врезалась ракета, и он летел к земле. Следует отметить, что самолет летел на высоте свыше 10 км и, как это показано в разделе «Математические расчеты», место поражения находилось в десятках километров от места падения. Следовательно, один и тот же очевидец не мог видеть попадание ракеты и заснять видео крушения на земле.
Следующее интервью в «Коммерсанте» (http://kommersant.ru/Doc/2527252) также показывает на то, что объективных данных у очевидцев не было.
"Boeing потерпел катастрофу в месте, где активных боевых действий не велось" 17.07.2014, 20:27
Очевидцы сообщают об обнаружении нескольких десятков тел погибших пассажиров малайзийского авиалайнера Boeing-777 на востоке Украины. Журналист газеты "Донецкий кряж" Игорь Сычев ответил на вопросы Анатолия Кузичева.
— Скажите, пожалуйста, самая главная интрига, самое интересное — это причина крушения? Я понимаю, что сейчас кроме спекуляций и предположений вряд ли вы нам что-то предложите, но, тем не менее.
— Я начну с того, что сегодня в 17:30 по местному времени в районе Тореза был сбит самолет ВВС Украины Ан-26. По предварительным данным, он должен был доставлять грузы, людей в районы, окруженные группировкой противника, в районы Саур-Могилы, которая также находится недалеко от Тореза. Причины крушения малайзийского Boeing-777 пока уточняются, потому что он потерпел катастрофу в относительно безлюдном месте, где, в общем-то, активных боевых действий не велось.
— А в каком месте, Игорь, скажите нам?
— Ближе к границе с Ростовской областью.
— На каком расстоянии от границы к Ростовской области?
— Там буквально расстояние, возможно, десять-пятнадцать километров. Повторяю, эти данные еще уточняются именно потому, что, скажем, ополчение Донбасса ни в коей мере не заинтересовано, чтобы эта катастрофа была приписана ему.
— Естественно.
— Потому что в последнее время ополченцам приписывают все, что угодно.
— Хорошо. А почему вы пытались связать первый сбитый самолет и вот это вечернее крушение?
— В 17:30 был сбит Ан-26, а потом уже малайзийский Boeing-777 потерпел катастрофу. Вчера, насколько известно, в Луганском аэропорту тоже пытался сесть грузовой самолет ВВС Украины, но он был отогнан огнем, поэтому взял обратный курс. Ополченцы сейчас, в общем-то, следят за небом над регионом, где появляются как боевые, так и военно-транспортные самолеты армии Украины, ВВС Украины.
К вечеру в Интернет была распространена аудиозапись еще одного очевидца (http://bloknot.ru/v-mire/pri-padenii-bo … bitel.html).
В начале записи очевидец (мужчина с южнорусским акцентом) рассказывает о том, где в окрестностях оказались разбросаны обломки, вещи и тела пассажиров, называя населенные пункты Петропавловка, Рассыпной.
«Я лично видел, было три взрыва. После первого взрыва я поднялся на крышу и увидел: падает самолет, уже почти перед землей взрыв, облако черное, и два парашютиста опускались. Один опускался на парашюте-крыло, второй быстро летел – камнем. Еще в этом момент уходил истребитель от Рассыпного в сторону Дебальцево».
Кроме того, была распространена информация о самолете (http://point.md/ru/novosti/v-mire/ochev … oj-samolet): «Очевидцы: перед авиакатастрофой в небе был виден боевой самолет.
Жители села Грабово Шахтерского района Донецкой области, вблизи с которым упал малайзийский Boeing, за несколько минут до его падения видели в небе боевой самолет.
"Самолет выпустил несколько ракет, они взорвались где-то в небе. Сразу после этого раздался громкий хлопок или взрыв. Через несколько секунд на нас стали падать обломки", — рассказали местные жители.
Зафиксировать с земли воздушный бой, происходящий на высоте 10 000 метров вряд ли возможно без оптических приборов.
Можно сказать, что ничему из того, что было озвучено выше, доверять нельзя – вся информация очень противоречива и никак не похожа на правду. Если говорить о ракете «земля – воздух», то никто не упоминает о густом следе от ракеты, самолет на высоте 10 000 метров также виден больше по его следу, то есть очевидец сказал бы, что видел след от самолета, а не сам самолет.
5. Данные объективного контроля
В первые сутки после катастрофы в Твиттере некого Карлоса появилась информация, что самолет сопровождали украинские истребители. Карлос представился испанским диспетчером. Впоследствии было доказано, что данная информация – фейк (http://www.stopfake.org/lozh-ispanskij- … yu-boinga/). В то же время, до конца нельзя исключать, что автор сообщений таким образом хотел скрыть свое настоящее имя. Так или иначе, вряд ли данная информация сослужит пользу расследованию.
В первые сутки трагедии начала появляться информация, что самолет отклонился от обычного маршрута.
Курс самолета от 15 июля 2014 года
Курс самолета от 17 июля 2014 года
Данный вопрос затем много дискутировался. Самолет действительно летел севернее обычного маршрута, однако потом появилась версия New York Times, что три обычных точки прохождения были закрыты РФ в Ростовской области. http://www.nytimes.com/interactive/2014 … .html?_r=0
Насколько можно верить данной информации, сказать сложно. В любом случае, это никак не повлияло на маршрут, самолет мог уйти намного южнее данных точек прохождения, как это было в предыдущие дни, и как поступили многие другие авиакомпании.
Некоторые точки прохождения над Ростовской областью были закрыты
Маршруты ведущих авиакомпаний (слева – Malaysia Airlines, British Airlines, Lufthansa, справа – Air France, KLM, Thai Airways)
Малайзия заявила, что самолет не отклонялся от маршрута. Минобороны РФ пояснил 21.07.2014, что самолет вышел из воздушного коридора на 14 км по данным объективного контроля.
21 июля Минобороны РФ озвучил данные объективного контроля со спутников и радиолокационных приборов (http://function.mil.ru/news_page/countr … 654@egNews).
На схеме показана международная трасса, по которой должен был лететь «Боинг-777». Обратите внимание, что до Донецка самолет следовал в установленном коридоре, а далее он отклонился от маршрута на север. При этом максимальное удаление от левой границы коридора составило 14 км.
В дальнейшем наблюдается маневр по возврату «Боинга-777» в пределы установленного воздушного коридора. Закончить же начатый маневр малазийский экипаж не успел. С 17.20 зафиксировано устойчивое падение скорости самолета, а в 17.23 - исчезновение отметки самолета с экранов российских радаров. Что послужило причиной выхода за границы трассы - навигационная ошибка экипажа или выполнение команд украинского диспетчера органа управления воздушным движением в Днепропетровске - точно можно будет ответить, только после расшифровки бортовых самописцев, именуемых «черными ящиками», и переговоров диспетчерских служб.
По нашим данным в день крушения малазийского «Боинга-777» группировка противовоздушной обороны вооруженных сил Украины вблизи города Донецка насчитывала три-четыре зенитных ракетных дивизиона комплекса «Бук-М1».
Эти комплексы способны поражать цели на дальности до 35 км и на высотах - до 22 км. Зачем и против кого украинскими силовиками развернута столь мощная группировка противовоздушной обороны вблизи Донецка? Ведь как известно у ополченцев нет авиации.
На схеме видно, что трасса полета, а также предполагаемое место поражения боинга попадают в зону действия ЗРК «Бук-М1» вооруженных сил Украины.
У нас имеются космические снимки отдельных мест расположения средств противовоздушной обороны украинской армии на юго-востоке страны.
Первые три снимка датированы 14 июля 2014 г.:
на снимке 1 показаны пусковые установки ЗРК «Бук» в районе 8 км северно-западнее Луганска.
На снимке Вы хорошо видите самоходную огневую установку и две пуско-заряжающих машины.
на снимках 2,3 - радиолокационные станции вблизи г. Донецка, 5 км севернее.
На снимке видны две радиолокационные станции, а также различная техника и технические сооружения.
на снимке 4 – показана позиция техники ПВО в районе севернее Донецка.
На снимке хорошо видна самоходная огневая установка с повернутой пусковой установкой, около 60 единиц различной военной и специальной техники, укрытия для техники и другие технические сооружения.
А вот снимок этого же района, сделанный 17 июля. Обратите внимание, что данная пусковая установка отсутствует.
На этом снимке видно, что утром этого же дня в районе населенного пункта Зарощинское, что в 50 км восточнее Донецка и в 8 км южнее Шахтерска обнаружена батарея «Бук». Возникает вопрос, почему батарея оказалась в этом районе, вблизи территории контролируемой ополченцами, и непосредственно перед трагедией?
Съемки этого района, произведенные 18 июля в этом же районе (снимок 6) показали, что батарея оставила занимаемую ранее позицию.
Кроме того, именно к 17 июля максимально возросла интенсивность работы украинских радиолокационных станций 9С18 «Купол-М1» зенитного комплекса «Бук».
На слайде вы хорошо видите, что 15 июля работало 7 станций, 16 июля - 8, а 17 июля - их было уже 9. А вот с 18 июля интенсивность работы радиолокационной станции резко снизилась и теперь составляет 2-3 в сутки. С чем это связано, еще предстоит разобраться.
Отдельно хотел бы продемонстрировать данные по воздушной обстановке в районе Донецка в этот день. На слайде вы видите данные объективного контроля в период с 17.10 до 17.30 часов по московскому времени.
В этот период в воздухе находилось три гражданских самолета, выполняющих регулярные рейсы:
Рейс из Копенгагена в Сингапур в 17:17;
Рейс из Парижа в Тайбэй в 17:24;
Рейс из Амтердама в Куала-Лумпур.
Кроме того, российскими средствами контроля воздушной обстановки зафиксирован набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно Су-25, в направлении малазийского «Боинга-777». Удаление самолета Су-25 от «Боинга-777» составило от 3до 5 км.
По своим характеристикам Су-25 способен кратковременно достигать высоты в 10000 м. В состав его штатного вооружения входит ракета класса «воздух-воздух» Р-60, способная захватывать и поражать цель на удалении до 12 км, а гарантированно на дальности до 5 км.
С какой целью боевой самолет совершал полет по воздушной трассе гражданской авиации практически одновременно и на одном эшелоне с пассажирским воздушным судном? Хотелось бы получить ответ на этот вопрос.
Подтверждением представленной информации служат видеокадры работы в этот период Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения. Их прокомментирует начальник Главного штаба Военно- воздушных сил генерал-лейтенант Макушев Игорь Юрьевич.
Комментарий начальника Главного штаба Военно-воздушных сил РФ генерал-лейтенанта Игоря Макушева:
Уважаемые дамы и господа!
Сегодня от Федерального агентства воздушного транспорта получены материалы объективного контроля Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения.
На данной видеозаписи представлена диспетчерская информация о воздушной обстановке в районе города Донецка в период с 17 часов 19 минут до 17 часов 25 минут (московского времени) 17 июля 2014 года.
В левом верхнем углу отметка от воздушного судна Боинг-772, выполняющего рейс по маршруту КОПЕНГАГЕН - СИНГАПУР.
Под ним - отметка от воздушного судна Боинг - 777, следующего по маршруту АМСТЕРДАМ - КУАЛА - ЛУМПУР.
Справа - отметка от воздушного судна Боинг - 778, следующего по маршруту ДЕЛИ - БЕРМИНГЕЙМ.
Все три воздушных судна устойчиво наблюдаются тремя радиолокационными постами системы Министерства обороны Российской Федерации.
Боинг - 777 движется в направлении государственной границы Российской Федерации и должен пересечь ее в точке «ТОНАК».
Диспетчер, заблаговременно контролируя полет воздушного судна, постоянно запрашивает его параметры полета на соответствие заданным.
В 17 часов 20 минут на удалении в 51 километр от государственной границы Российской Федерации по азимуту 300 градусов самолет резко начал терять скорость, что отчетливо видно в табло характеристик воздушного объекта.
При падении скорости до 200 километров в час в 17 часов 21 минуту 35 секунд в месте разрушения Боинга появляется новая отметка о воздушном объекте.
Данный воздушный объект устойчиво наблюдается радиолокационными постами УСТБ - ДОНЕЦК и БУТУРИНСКОЕ в течении 4- х минут.
Диспетчер, запрашивая характеристики вновь появившегося объекта, данные о его параметрах получить не может, так как вероятнее всего воздушное судно системой вторичного опознавания не оборудовано, что характерно для военных самолетов.
Ранее обнаружение данного воздушного объекта не представлялось возможным, так как контроль воздушной обстановки осуществляется радиолокационными средствами дежурного режима с возможностями по обнаружению на данной дальности на высоте полета более 5000 метров.
Обнаружение стало возможным при наборе высоты. Дальнейшее изменение параметров полета объекта по курсу свидетельствует о том, что он барражирует в районе разрушения Боинга - 777 и осуществляет контроль за развитием ситуации.
Ранее украинские официальные лица сообщали, что в этот день украинских военных самолетов на линии исходного происшествия не было. Как видите, это не так. Спасибо.
6. Кому выгодно
а) Меньше всех - ДНР, но человеческий фактор и ошибку исключать нельзя.
б) Больше всех - США, повод для ввода войск и полного изменения ситуации на Украине в свою пользу.
в) Украина. Строго говоря, не выгодно. Закрытие полетов через Украину. Могут поймать за руку. Потеря репутации окончательная и бесповоротная, так как случай не первый. Но если опираться на версию "последний шанс" - кому-то может показаться выгодным.
г) Россия. Невыгодно. В отличии от Украины, ставить на последнюю козырную карту смысла нет. Может рассматриваться выгода от снижения интереса к теме метро, но она слишком несущественная, да и риски слишком большие. Человеческий фактор маловероятен.
7. Реакция сторон
а) ДНР. "Что произошло?" Провокация исключена, но фактор человеческой ошибки опять же возможен.
б) Украина. Большое количество провоцирующего материала. Порошенко сразу поспешил объявить крушение терактом и выдать обвинения. Украина тут же начала выкладывать данные "перехваченных разговоров", информацию о спутниках, которые "засекли" пуск ракеты с территории России и т. д. На базе этого предлагалось признать ДНР и ЛНР террористическими организациями и ввести войска НАТО. Видно, что идет поток лжи - за такое короткое время ни проделать расследование ни найти виновных было нельзя. Причины такой реакции уточняются, но похоже на то, что новая украинская власть действует по заранее спланированному сценарию.
в) США. Поначалу государственные деятели отреагировали относительно спокойно. В то же время, СМИ оказались во всеоружии. На BBC предположили, что вероятна ракета «воздух-воздух», на CNN вышел материал а-ля "во всем виноват Путин", он дал боевикам такое сложное оружие. Похоже, что США тоже могли знать заранее о случившемся, очень много пространной аналитики и материалов вышло за первые часы, при этом в США в момент трагедии было ночное и слишком утреннее время.
В дальнейшем Белый Дом быстро перешел в атакующую позицию. Уже вечером 18 июля, выступая на брифинге в Белом доме, Обама сказал следующее.
"Путин - человек, который контролирует и несет максимальную ответственность за ситуацию на востоке Украины", - подчеркнул Обама. Он напомнил, что у президента России и ранее, и сейчас есть два варианта действий - продолжать снабжать сепаратистов оружием либо начать сотрудничество с украинским правительством, и он склоняется к первому варианту.
Обама уверен, что продолжающееся насилие в Украине возможно только при условии поддержки России. Он заявил, что сделает все возможное, чтобы поставки оружия и боевиков из РФ на территорию Украины прекратились.
Президент США сообщил, что в случае необходимости санкции против России будут расширены. "Экономика глобализирована, Россия - огромный рынок, но мы и наши европейские партнеры сделали все возможное, чтобы минимизировать негативное влияние санкций на мировую экономику", - подчеркнул Барак Обама.
г) Великобритания. Созвала экстренное совещание СБ ООН. Тем самым была попытка быстро исполнить тот план, который, как видится, существовал с самого начала.
На протяжении противостояния Великобритания занимает неизменно жесткую позицию по отношению к Москве. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон считает, что в отношении России следует применить более жесткие санкции, если Москва не изменит свой подход в отношении ситуации со сбитым над Украиной авиалайнером. В своей статье, опубликованной в газете The Sunday Times, Кэмерон призвал Европу "не поступаться своими принципами, собрать всю свою силу, влияние и ресурсы". Правда, по его словам, многие европейские страны не хотели бы противостояния с Россией. "Мы порой ведем себя так, словно Россия нужна нам больше, чем мы ей", - сказал британский премьер.
д) Германия. Канцлер Германии Ангела Меркель призвала Францию приостановить продажу военных кораблей класса Мистраль России. Об этом глава немецкого правительства заявила 18 июля на пресс-конференции, сообщает EUobserver. Меркель подчеркнула, что Франция может приостановить выполнение условий контракта, несмотря на то, что нынешний режим санкций ЕС позволяет Парижу экспортировать Мистрали в РФ. По словам Меркель, Германия из-за действий России приостановила строительство стрелецкого центра по программе сотрудничества с Россией.
В дальнейшем риторика Меркель лишь ужесточалась. Она выступила с инициативой введения Евросоюзом новых санкций в отношении России, пишет немецкий журнал Spiegel. По мнению канцлера, Россия не проявила серьезного подхода к расследованию катастрофы малайзийского лайнера в Донбассе, в частности не обеспечила беспрепятственный доступ международных экспертов к месту крушения.
д) Австралия. Премьер-министр Австралии велел России объяснить катастрофу, пишет The Guardian. Премьер Тони Эббот предостерег: Россия понесет значительную часть ответственности за гибель самолета, на борту которого находились 28 австралийцев, "если, как сейчас кажется очевидным, он был сбит ракетой "земля-воздух", поступившей из России", цитирует слова политика газета.
"Это не мелочь; такое событие нельзя просто снять со счетов, как трагический несчастный случай, когда вы имеете российских агентов, использующих поставленную из России технику, чтобы совершать ужасные вещи - если окажется, что так дело обстоит в действительности. На данный момент все, что мы можем сказать, - признаки указывают в этом направлении", - сказал премьер в интервью радиостанции 3AW.
Правительство Австралии не исключает, что будет аннулировано приглашение президента Путина на саммит G20 в ноябре.
Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп сказала, что есть предположения о том, что Boeing был сбит. Она добавила: "Мы пока не можем обвинительно указывать пальцем, если только не будет проведено полное расследование… Инцидент подчеркивает срочную необходимость деэскалации напряженности и ситуации в восточной Украине".
Однако уже вечером 19 июля риторика Тони Эббота, похоже, ужесточилась: в ходе телефонного разговора с Порошенко Премьер Австралии заявил, что выстрел был произведен людьми под контролем РФ, с территории, контролируемой РФ, а также из оружия, поступившего из РФ. Голос Америки утверждает, что по словам Премьера Австралии Москве "не удастся выйти сухой из воды".
д) Россия. Видно состояние шока. Материалы в новостные агентства поступали в первые часы сумбурно, как и при аварии в метро. Провокация маловероятна. Ошибка может быть, но вероятность тоже очень низка.
8. Ограничения по версиям
Дальность Бук около 35 км. С территории границы запустить не могли. С-300-400 там нет, полагаю, иначе об этом бы уже сказали. Россия, скорее всего, исключается.
С территории ДНР запустить могли, но непонятно, есть ли работающие Бук. ДНР отрицает, но это неизвестно. Нужны также радары и расчеты. Системы радиолокации вроде бы уничтожены. Вряд ли дали бы оружие непрофессионалам. Вероятность остается, хоть и не очень высокая.
Украина могла сбить с самолета. Есть информация о наличии самолетов в небе в этом месте, но их практический потолок ограничен около 7000 метров. С этой высоты тоже можно подбить, но эта версия выглядит тоже странновато. Минобороны РФ на брифинге 21 июля утверждал, что Су-25 могут кратковременно набирать высоту в 10 000 метров. Данную информацию подтвердили и другие военные специалисты.
Теракт на борту. Ограничений нет. Вполне возможная версия.
Крушение. Изначально выглядело, как маловероятная версия. Самолет достаточно надежный. В дальнейшем характер поражения показал, что была атака извне.
9. Разбор полетов
В первые сутки появилось множество версий случившейся трагедии. Такое впечатление, что населению планеты кидают множество наживок и смотрят, на какую наживку оно клюнет. Это есть верный признак того, что правду рассказывать никто не собирается, как это было и в случае трагедии в марте.
Будем эти версии рассматривать и отбрасывать все лишнее.
Версия 1. Это борт #1. Сомнительная версия хотя бы потому, что борт #1 едва ли полетел бы через зону АТО и никто его ждать там не мог. Тот факт, что самолеты прошли в одном коридоре в Польше, не меняет ситуацию. Авиадиспетчеры в Киеве прекрасно знали, что летит малайзийский Боинг. Данную версию могло бы спасти дальнейшее передвижение борта #1 через воздушное пространство Украины, но раз это не озвучено, версия эта мной не поддерживается.
Версия 2. Это тот же самый Боинг, что и погиб в марте. Да, модель та же, компания та же. В любом случае, к авиакомпании есть серьезные вопросы. Это и смена маршрутов и возможные связи с ЦРУ. Я исключаю пока версию подтасовки самой катастрофы. Погибшие люди тому свидетельство. Нужно следить за информацией - реакцией родственников погибших и информацией о самом борте, причины такого совпадения. Значит, пока теоретическая вероятность того, что это тот же самый борт, остается.
Версия 3. Заключается в том, что это была ракета "земля" - "воздух", выпущенная ополченцами. Очень противоречивая версия. The Wall Street Journal: "По словам неназванного американского чиновника, разведслужбы отследили запуск ракеты и взрыв самолета. Это подтверждает, что, самое вероятное, самолет был сбит. Чиновник сказал, что предварительной расшифровки данных, собранных США, недостаточно, чтобы в точности установить местонахождение ракетной установки, из которой стреляли, - говорится в статье. - Чиновники также предостерегли, что первоначальная версия может оказаться ошибочной. Некоторые из них полагают, что нельзя исключать и версию механической поломки, хотя, пожалуй, она маловероятна".
Сам контекст, как это озвучено, говорит, что никаких данных нет, а это еще одна утка. Неназванный чиновник, неясно откуда выпущена ракета, при этом определен класс "земля-воздух", да и вообще "версия может быть ошибочной", а "расшифровка предварительная", чем конкретно и как запеленгован пуск ракеты? Это лишь некоторые вопросы, которые возникают при критическом анализе данной версии.
Версия 4. "Есть расшифровка телефонных разговоров ополченцев". Очень быстро и непрофессионально сделанный фэйк. Где же раньше были эти расшифровщики, которые подслушивают телефонные переговоры лидеров ополченцев и так сразу с руководителями ВС РФ? Что, защищенные каналы связи больше не применяются? Самое смехотворное, что можно было увидеть за последнее время, причем эта версия поддержана официальным Киевом сразу и громко. Сели в лужу крепко.
Версия 5. Украинские истребители. Слабая версия. Они на земле ни одной цели поразить не могут, маловероятно поражение цели, идущей на высоте с разницей минимум в 3000 метров. У Украины на сегодня нет боеспособных воздушных сил.
Пока ни одной внятной версии произошедшего из озвученных не вижу.
10. Математические расчеты места поражения самолета
Мог ли виртуальный Бук-М1 сбить Боинг-777 из Снежного?
Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем нехитрые математические вычисления, а также обратимся к истории вопроса.
Если бы самолет был материальной точкой, то время его падения описывалось бы по формуле t = sqr(2h/g) и составило бы 45 сек. Расстояние, которое пролетел бы самолет в этом случае, составило бы 900 км/ч / 2 *45 с = 250 м/с / 2 * 45 с = 6 км.
Однако в силу сопротивления воздуха вертикальная скорость относительно быстро перестает расти, поэтому самолет или его детали падают значительно дольше и пролетают значительно дальше. Это связано также с тем, что самолет имеет планирующую конструкцию и за первую минуту падения успевает пролететь 10-15 км.
В силу указанных причин самолет падает не как материальная точка, а до падения проходит около 2,5 – 4 минут. Так, в катастрофе под Учкудуком Ту-154 в 1985 году самолет падал 153 секунды. В катастрофе Ту-154 под Донецком в 2006 году с времени «11:35:00,3 КВС: Говорите что-нибудь, да ёбт! (Это - критическая точка, после которой началось "сваливание" самолета и экипаж потерял управление.)» до «11:38:30 КРИК. Конец записи…» прошло 210 секунд.
Среднее время падения составляет около 3 минут. Таким образом, самолет пролетел до падения не менее 180 секунд, при этом средняя горизонтальная скорость составила 900/2 = 450 км/ч. Значит, самолет пролетел до места падения 450*180/3600 км или не менее 22,5 км.
Поскольку самолет упал под Грабово (15 км от Снежного), то место поражения составило свыше 35 км от Снежного. Напомним, по ТТХ Бук-М1 максимальная дальность поражения составляет 35 км.
Из указанного расчета следует, что виртуальный Бук-М1 не мог сбить самолет из г. Снежное.
Данные объективного контроля радиолокационных служб Ростова-на-Дону в случае с самолетом Боинг-777 подтверждают, что самолет начал терять скорость не позднее, чем в 16.20 и пропал с радаров в 16:21,35 при скорости 200 км/ч (предположительно на высоте 5 000 метров). За это время самолет пролетел 550*100/3600 = 15,3 км. Это произошло в районе не восточнее Рассыпное, где самолет развалился на части (поиск остатков самолета подтверждает попадание их в районе поселка и разброс по длине не менее 3 км).
Реконструкция трагедии показывает, что самолет был поражен над западной окраиной города Кировское в более, чем в 35 км от города Снежное. Схема реконструкции приведена ниже.
Реконструкция карты трагедии
Данные объективного контроля указывают на нахождение украинского ЗРК БУК-М1 около г. Шахтерск, как и системы РЛС. От Шахтерска до Кировского – 15 км. Сейчас многие украинские СМИ распространяют информацию, что самолет мог быть сбит из Шахтерска только в том случае, если он летел задом наперед. Об этом якобы свидетельствуют следы от шрапнели на кабине пилота (спереди самолета).
Однако данные расчеты не учитывают законов математики и физики. Если провести все расчеты верно, то как раз Боинг-777 не мог быть сбит виртуальной системой Бук-М1 из Снежного, а мог быть сбит единственным ЗРК Бук-М1, который находился в районе Шахтерска. От Шахтерска до расчетного места поражения всего 15 км, при этом снаряд летел на встречном курсе с Востока на Запад, поэтому следы поражения видны на кабине пилота.
11. Разоблачение украинской пропаганды
Данный абзац посвящен обстоятельному и системному обличению лжи тех людей, которые стоят у власти на Украине. Он посвящен трем сообщениям, которые появлялись с промежутком в один день и признавались официально и неоднократно, на поверку же все три оказались фейком - подделкой.
Сообщение первое.
http://24tv.ua/home/showSingleNews.do?t … mp;lang=ru
Запись сопровождается титрами. Из записи следует, что в 16:40 по местному времени (17:40 мск) полевой командир Безлер в разговоре с полковником ГРУ Василием Гераниным сообщил об уничтожении около 30 минут назад "группой Минера самолета в районе Енакиево".
Запомним это место - оно находится в 50-60 км от места падения самолета. Если учитывать, что самолет мог пролететь после поражения около 10 км, то поражение "вдогон" из Бук определенно невозможно просто исходя из ТТХ этого вооружения.
Обратим внимание на это время - последняя связь с Боингом была в 16:21. Самолет никак не мог быть сбит 30 минут назад.
Идем дальше.
Следующие аудиопереговоры, как следует из титров, ведутся между ополченцами с позывными "Майор" и "Грек". Один из них говорит, что самолет был сбит казаками с блокпоста Чернухино. "Самолет рассыпался в воздухе в районе шахты Петропавловская. Стопудово гражданский борт. Обломки прямо во дворы падали. Там остатки внутренних кронштейнов, кресла, тела. Вооружения нет. Гражданские вещи, полотенца, туалетная бумага. Документы индонезийского студента из университета Томпсона", - говорит неизвестный.
Сразу три несуразности. Чернухино (Перевальский район) - это 77 км от Тореза и вообще в другую сторону от Енакиево. Шахты Петропавловская, видимо, не существует на Украине. Есть Петропавловка недалеко от Красного Луча и Рассыпного, а шахта в 9 км называется «Прогресс». Есть рядом и другие шахты: Виталино, Лесная, 3-Бис, Яблуневка, но только не Петропавловская. Да и вообще странно, что стрелковцы стали такими опытными знатоками всех названий шахт – раньше они всегда употребляли названия населенных пунктов, а не шахт.
Изначально укроамериканцы планировали, что самолет полетит чуть севернее! Через Енакиево и Чернухино. Потом же запись наспех лепили из кусков. В результате невооруженным глазом видно, что запись касается вообще разных историй и никакой информации о том, кто сбил борт, таким образом, не несет.
Информация об индонезийском студенте из университета Томпсона также вызывает недоумение - в первые часы никто не будет выяснять такие подробные детали биографии, сначала определяют принадлежность борта, число жертв и их гражданство. Даже если случайно такой документ (Вид документа? Язык документа?) попал под руку - запоминать название университета и докладывать не будут.
В последней записи человек, который представлен как ополченец, докладывает, что в районе Снежного – Тореза был сбит пассажирский самолет. "Упал в районе Грабово. Там море трупов, женщин и детей", - говорит один из них. "Что он делал на территории Украины?" - спрашивает собеседник. "Значит, завозили шпионов. Ну их… сейчас война идет", - утверждает "ополченец".
Запомним этот финиш - финиш записи является особым перлом и в следующей записи. Гражданский борт "завозил шпионов" - на какой уровень IQ слушателей рассчитан данный фейк?
Данный фейк был разоблачен уже в первые сутки, так как выяснилось, что запись была сделана до падения самолета. Иными словами, украинская власть сама готовила теракт и готовила информационную компанию по переводу стрелок на ДНР заблаговременно.
В Интернет появлялась информация, что ролик был залит первый раз на YouTube еще 16 июля. В последующие дни разные люди пробовали заливать ролики на YouTube и метаданные получались действительно на день раньше. Что же это – разница часовых поясов или ошибка сервера, а если ошибка – то когда она появилась, так и осталось тайной за семью печатями. Одни программисты попытались объяснить ошибку (http://newsland.com/news/detail/id/1403 … witterfeed), однако другие программисты утверждают – раньше такого «бага» не было.
Как бы то ни было, ролик на всякий случай перезалилии …
Поскольку никто не поверил в ролик, пришлось срочно готовить новый фэйк. Получилось еще более интересное "чудо"
Сообщение второе
http://24tv.ua/home/showSingleNews.do?s … mp;lang=ru
Следующая запись. Как сообщает украинский новостной сайт, СБУ получила запись переговоров террористов, подтверждающую получение из России зенитно-ракетного комплекса "Бук-М" вместе с российским экипажем.
СБУ отмечает, что переговоры состоялись 14 июля между Бугровым Олегом Евгеньевичем (начальник штаба армии "ЛНР", заместитель министра обороны "ЛНР", позывной - "Олег") и гражданином РФ, офицером ГРУ ГШ ВСУ РФ по имени "Андрей Иванович" (позывной - "Ореон").
"У нас уже есть "Бук", будем сбивать", - отметил "Ореон".
СБУ сообщает, что утром 17 июля разведка узнала о том, что тероористы "ДНР" имеют уже по меньшей мере одну единицу комплекса "Бук-М" с экипажем, которая была переправлена из России через государственную границу в районе Суходольска около 1 часа ночи. "В 9 часов указанный комлекс доставлен в город Донецк и в дальнейшем транспортирован к населенному пункту Первомайск", - отмечают в ведомстве.
Очень интересно, как Бук переправлен (каким способом) через границу с Луганской областью, преодолел солидное расстояние до Донецка (200 км), был разгружен (?) и направлен в Первомайский (около г. Снежное). При этом в записи сначала говорится, что он был разгружен (транспортирован), а затем, что пришел своим ходом (на что, вполне разумно, потребовалось 8 часов). Все это, напомним, 17 числа, в день катастрофы. Потом ему понадобилось еще 7 часов, чтобы прибыть в Первомайский.
Нестыковки три. Во-первых, на сайте упомянут другой Первомайск (Луганская область, тот самый где шахта Первомайская), но это мелочи. Во-вторых, если Бук в 16-13 только прибыл в Первомайск, он не мог уже в 16-21 сбить самолет. Даже если за 5 минут его развернуть, нужно время, чтобы обнаружить цель, принять решение, сделать пуск ракеты и поразить цель. Это невозможно успеть даже теоретически.
Но самая главная нестыковка даже не эта - а в сценарии этого триллера. Ополченцам, по их словам согласно фейку, уже стало "легче после прихода Бука" - они им (Буком) уже "успели сбить две сушки вчера и уже вторую сегодня". Сушка - это Су-25. Но ведь Бук еще не прибыл!
Запись заканчивается интригующей страшилкой - Крупный военный чиновник заявляет о скорой атаке войсками РФ Украины. Голливуд отдыхает. Опять сценаристы сели в лужу по полной программе.
И последняя статья.
http://news.liga.net/news/politics/2589 … go_sbu.htm
Как передает корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, украинский чиновник Найда показал журналистам фото, на котором виден инверсионный след от запущенной ракеты. Снимок сделан в районе городе Торез в направлении шахты имени Лутугина, канатная дорога которой тоже попала в кадр. "Это фото сделано в районе города Торез около 16:20 в направлении Снежного. Это инверсионный след от ракеты, которой был сбит Боинг. Четко идентифицировано место, с которого был сделан пуск ракеты. И мы четко знаем, что район, из которого сделан пуск, контролировался террористической организацией", - сказал он.
Снежное находится где-то в 10 км от Первомайского, теоретически, наверное, можно было бы говорить о той же установке, которая имелась ввиду в предыдущей статье. Но вот ведь незадача. Если фото сделано в направлении Торез-Снежное (восток), то в кадр не попадет направление на Первомайский (юго-восток)! А на фото след совершенно прямо.
Но в статье и говорится "Запуск ракеты зенитно-ракетного комплекса "Бук М1" по авиалайнеру Boeing-777 был произведен в районе города Снежное (Донецкая область)".
А раз так, украинские власти с промежутков в одни сутки три раза дали разную информацию о нахождени