Это означает фактическое закрытие большинства мелких, средних и крупных предприятий, кроме предприятий и организаций медицины и здравоохранения, предприятий и организаций, обеспечивающих жизнедеятельность общества, инфраструктурных предприятий и основных государственных ведомств и служб.
В условиях эпидемии опаснейшей болезни, от которой пока не найдено лекарство, единственным ограничением распространения которой является карантин, встаёт вопрос о социально-экономическом выживании людей, отправленных в принудительное домашнее заключение. Люди не просто сидят по домам, они должны кушать, пользоваться водой, электричеством, газом, платить квартплату, оплату аренды квартиры. Владельцы малых и средних предприятий должны оплачивать аренду офисных помещений. Собственных средств на всё это и у наёмных работников, и у владельцев малых и средних бизнесов хватит ненадолго — в среднем на пару месяцев.
В этой ситуации понятно, что государство, отправившее людей в принудительные отпуска и принудительно закрывшее предприятия, должно, обязано всем людям всё это компенсировать — выплачивать всем людям — отправленным в принудительные отпуска работникам и владельцем бизнесов компенсации. Всем.
Поскольку ситуация чрезвычайная, и у государства нет времени рассчитывать каждому индивидуально полагающееся ему пособие, нужно просто платить всем одинаковые выплаты, связанные с чрезвычайной ситуацией нахождения в карантине.
По этому пути смогло пойти несколько государств — и именно они победили коронавирус в своих границах.
Грубо говоря, от государств для победы над эпидемией требовалось только одно — организовать полный карантин в течение одного месяца и оплатить этот месяц всем гражданам, закрыть внешние границы для пассажирских перевозок си спокойно продолжать нормальное функционирование после полной победы над коронавирусом.
Но многие скупые государства год назад решили не платить. И за этот год они все уже заплатили — и дважды и трижды, и двенадцатикратно более высокую цену, чем они заплатили бы за полный месячный карантин. Но до сих пор скупые государства не научились даже на собственных ошибках и продолжают расплачиваться крахом своих экономик и бюджетных доходов вместо прямых выплат всем своим гражданам.
Они не стали «сажать» всех в жёсткий карантин и выплачивать при этом деньги. То есть государства людей в карантин посадили, но деньги им платить не стали.
В результате, когда деньги у людей стали заканчиваться, они стали требовать у своих государств или денег, или выход из карантина и открытия бизнесов — и государства, не хотевшие платить своим гражданам полноценные карантинные выплаты, стали ослаблять карантинные требования и разрешать открытие бизнесов, магазинов и так далее, что немедленно повлекло за собой возвращение роста заболеваемости коронавирусом.
Именно это сейчас происходит в Израиле — миллион безработных (25% от работающего населения), полуоткрытые бизнесы, «масочный» режим на улице, продолжающееся падение конъюнктуры и увеличение заболеваемости коронавирусом.
Если перефразировать эту ситуацию, то при ответе на вопрос — «Как лучше рубить хвост кошке — сразу или по частям?» большинство государств ответили на этот вопрос неправильно.
Вместо жёсткого карантина и достаточно краткосрочной выплаты денег всем, что было бы правильным решением, государства посадили людей в карантин, не стали платить им полноценную компенсацию, потратив на это какие-то средства и лишившись последних финансовых резервов, и потом начали выпускать людей из карантина, оказавшись в ситуации возврата болезни, массовой безработицы, закрытых бизнесов и необходимости продолжать выплачивать компенсации неработающим людям при полностью опустошённых бюджетах, при уменьшении налоговых и таможенных доходов казны.
В истории России был опыт победы над одной из самых страшных болезней в истории человечества — над чумой. Это было в далёком XVIII веке и при тогдашнем уровне медицины. Эпидемия чумы в Москве началась в 1770-м году и продолжалась целый год, пока борьбу с чумой не возглавил Григорий Орлов, победивший чуму фактически за месяц. Чума в Москве была побеждена жёстким карантином, дезинфекцией, организованным снабжением всех сидевших в карантине людей водой и продовольствием, а также выплатой денежных пособий.
Ранее отсутствие возможности работать и добывать себе средства на пропитание стало причиной так называемого «Чумного бунта», для подавления которого в Москву были введены войска.
В нынешней истории борьбы человечества с коронавирусом самым важным является опыт Вьетнама — государства в Юго-Восточной Азии, победившего в своё время США и победившего сейчас коронавирус, государства, в котором проживает около 100 миллионов человек, государства с одной из самых высоких в мире плотностей населения.
Вьетнам победил коронавирус советской организацией медицины, организованностью государства, дисциплинированностью населения и чрезвычайно жёстким карантином, который продолжался всего месяц.
В течение этого месяца вьетнамское государство выплачивало всем своим гражданам примерно одинаковое пособие, и все вьетнамцы сидели по домам. Сейчас во Вьетнаме больных коронавирусом в тяжёлой форме нет, около 250 больных и около 250 выздоровевших. Границы государства Вьетнам закрыты.
В ситуации, когда большинство предприятий или не работает, или работает в ограниченном режиме, а их сотрудники не получают зарплату, в ситуации резкого падения товарооборота и оказания услуг, налоговые и неналоговые источники доходов всех государств резко сокращаются. С другой стороны, резко увеличиваются необходимые государственные расходы на все виды борьбы с эпидемией, на инфраструктуру оказания услуг населению и на пенсии, пособия и дотации неработающему населению.
Чрезвычайная ситуация подразумевает необходимость мобилизации государства. Всех ресурсов государства, в том числе и финансовых. В условиях резкого падения доходов и необходимости резкого увеличения государственных расходов необходима как мобилизация всех государственных финансовых резервов и запасов, всех этих фондов «на чёрный день», так и эмиссия национальной валюты.
Грубо говоря, государство должно «раскупорить кубышку» и начать печатать деньги. Иных способов финансировать необходимые чрезвычайные государственные расходы у любого государства, у любых властей любой страны в нынешних условиях чрезвычайной ситуации просто нет. И, более того, это необходимо делать максимально быстро. Нельзя считать и пересчитывать деньги, когда от непринятия необходимых мер умирают люди.
Нельзя рубить кошке хвост по частям — она будет от этого только больше мучиться.
Только так, посадив всех людей в жёсткий карантин, выплачивая всем людям пособия и мобилизовав для этого все государственные ресурсы, государства могут спасти своих граждан в эту трудную минуту.