По российской версии событий Запад с момента падения коммунизма в 1991 году занимался тем, что «брал в кольцо» страны бывшего СССР и Восточной Европы. 12 бывших советских союзников теперь являются членами враждебной России организации – НАТО. Русскоязычное население в Прибалтике было лишено своих гражданских прав, но Запад не обратил на это внимания, а когда Грузия при поддержке США в 2008 году развязала войну, вину возложили на Россию, утверждает экс-посол.
Когда эта «волна прилива» угрожающе подкатилась к Украине, стране, которую Россия видит «практически продолжением самой себя», Владимир Путин решил все это прекратить. В настоящее время, пишет Тони Брентон, Москва поддерживает повстанцев Восточной Украины, чтобы обеспечить два своих ключевых требования: никакого членства в НАТО для Украины и обеспечение должной защиты русскоязычного населения.
На фоне всего этого новые санкции ЕС и США, кажется, лишь намеренно ухудшают положение. Для Путина Украина – вопрос не экономики, но национальной безопасности. «Ведь, если Запад сможет поглотить Украину, что будет следующим – Чечня, Калининград?» - задается вопросом автор. С точки зрения Кремля быть слабым в такой ситуации означает провоцировать более решительные действия противника. С точки зрения экономики страна, пережившая 90-е, сможет перенести и эти удары. Но, как отмечают многие оппозиционеры в России, эти санкции лишь укрепят имидж Владимира Путина как защитника своего народа против хищнического Запада. Тем временем Китай с распростертыми объятиями примет российские компании, переводящие туда свои фонды из Лондона.
Западным политикам, утверждает дипломат, сейчас нужно хоть как-то отреагировать на крушение малайзийского авиалайнера. Барак Обама, движимый, в основном, желанием угодить Конгрессу, который считает его слабым, признал, что санкции вряд ли произведут желаемый эффект. Европа же, по мнению экс-посла, вообще находится в смехотворном положении, с одной стороны, запрещая займы для российских банков, и, с другой - продавая стране боевые корабли.
Кроме этого, подчеркивает Тони Брентон, санкции, направленные на финансовый сектор экономики России и ее нефтяную промышленность, больнее всего ударят по Великобритании. Плюс ко всему вероятность того, что Россия послушает британские власти, весьма мала. Брентон называет Дэвида Кэмерона главным «заводилой» в стане приверженцев идеи «остановить медведя», и его сравнение тактики Путина с тактикой нацистов бьет по самому болезненному месту этого «медведя».
Тем временем, отмечает автор, идет настоящая война, и пророссийские ополченцы проигрывают. На первый взгляд это хорошо, но это обстоятельство может подтолкнуть Россию к принятию важного решения. Если ополченцы проиграют войну, Кремль потеряет свою точку опоры на Украине, и Путин явно не собирается дать этому произойти, предсказывает дипломат.
«Россия не хочет вторгаться на восток Украины, она уже отказалась от этой мысли. Русские прекрасно знают, что этот шаг будет непопулярным, затратным и нанесёт огромный ущерб отношениям с Западом. Но их постоянно толкают на это, - пишет Тони Брентон. - Мы же как никто иной заинтересованы в том, чтобы это прекратить. Ведь вторжение России на Украину сведет наши отношения к нулю. Будут приняты новые санкции, столь же контрпродуктивные, как и эти. А шансы на сотрудничество с Россией по любому текущему международному вопросу – от Ирана до глобального изменения климата - полностью исчезнут».
Все это означает, что Ангела Меркель, одна из немногих политиков на Западе, кто рационально подходит к этому кризису, должна снова наладить с ним телефонный диалог для установления перемирия под контролем международных наблюдателей, считает Тони Брентон. Будет нелегко заполучить в союзники украинского президента Петра Порошенко, но альтернативой этому станет по-настоящему разрушительное ухудшение отношений России с Западом. «Больше общения между политиками и меньше воинственности в 1914 году могли уберечь мир от катастрофы, – вот какой урок преподнесла нам всем история», - делает вывод Тони Брентон.