Платить украинскому государству нужно таким поставщикам оружия и снаряжения, как олигарх и по совместительству глава Днепропетровской области Игорь Коломойский. Пользуясь прямым влиянием на нынешнюю власть, он не только выставил втрое завышенные цены, но и развернул кампанию по переделу собственности. Украинский патриот Коломойский под прикрытием Киева захватывает активы давних конкурентов и готовит новую «многоходовку» на грядущие парламентские выборы на Украине.
Интеллигентные очки, ироничный взгляд. Самый известный на сегодняшней Украине олигарх Игорь Коломойский дает редкое интервью, в котором провозглашает начало новой волны передела собственности: «Единый закон о национализации тех объектов, которые куплены при Януковиче».
Коломойский приводит список того, что нужно отнять и поделить. В нем активы его заклятых конкурентов: некогда богатейшего украинца Рината Ахметова — у него планируется забрать «Днепрэнерго», «Днепроблэнерго», оператора «Укртелеком»; а также задержанного в Вене олигарха Дмитрия Фирташа. Коломойскому приглянулись Запорожский титано-магниевый комбинат и производитель удобрений «Сумыхимпром».
На рынке говорят, что эти планы уже воплощаются в жизнь. Группа «Приват» Игоря Коломойского начала подминать под себя все больше активов.
«Приват» — наиболее агрессивный и деятельный игрок корпоративного сектора по захвату активов и по покупке отжатых предприятий. Эти предприятия продолжают контролировать, рассказывая красивую сказку о помощи АТО, вдовам, детям. Очень выгодно, прикрываясь революционной риторикой — война все спишет — отнимать имущество», — считает Андрей Семидидько, глава антирейдерского союза предпринимателей Украины.
На одном из украинских телеканалов вышел фильм «Приват Хамелеон». В нем подробно рассказывается о том, как Коломойский зарабатывает на войне. Его банк с крупнейшей в стране сетью филиалов, по сути, посадил охваченные конфликтом области на долговую иглу. За не вовремя оплаченные кредиты начисляются штрафы. При том, что отделения «ПриватБанка» во многих городах закрыты или уничтожены артобстрелами. Вернуть кредит физически негде.
«Мы возмущены. Такой богатый человек, с такой богатой банковской сетью, не обращает внимания на нужды людей. Наживаться на войне — это очень большой грех», — заявила Лариса Фиртич, советник главы Славянска по вопросам инвалидов.
Журналисты выяснили: компания Коломойского откачала из трубопроводов в Луганской и Донецкой областях принадлежащую государству техническую нефть почти на миллиард долларов. Олигарх оправдывается: «чтобы сепаратистам не досталась».
«Правильность и законность не всегда совпадают. Бывают такие ситуации, что человеку надо решать: или грудь в крестах, или голова в кустах», — рассказывает он.
Для приватизации Украины у группы «Приват» теперь есть своя армия, созданная под предлогом подготовки к войне из крупных охранных предприятий. «Несколько охранных компаний: «Бок», «Левит» и «Леон». Ну, и батальон Днепр, Днепр-1», — уточняет Андрей Семидидько.
Как работают подобные батальоны и бригады, знают почти в каждом городе. Первыми в компанию приходят люди из девяностых: в спортивных штанах, к которым добавились военные берцы. И иногда камуфляж, как во время захвата здания «Киевпроекта».
В Киеве начался очередной этап передела собственности. Во время зимнего Майдана здание Киевпроекта захватил Правый сектор. Здесь был его пресс-центр. А сейчас, спустя полгода, сюда снова пришли люди в камуфляже. Это здание — лакомый кусок, высотка в центре столицы. Уже несколько лет вокруг него идет битва собственников.
«Здесь происходит классическая рейдерская схема. Владельцы 8% акций хотят отжать здание у владельцев 92% акций», — делится Семидидько подробностями. «Миноритарии наняли бойцов и попытались штурмануть здание и не дать провести общее собрание акционеров», — добавляет он.
Андрей Семидидько сам предприниматель, сейчас занимается борьбой с рейдерами. Говорит, такого передела собственности не было давно. По его словам, он начался, когда к власти на местах пришли новые люди.
«Они занялись мародерством. Попытки отъема собственности: захват зданий, торговых площадей, рынков даже на короткий период времени приносят арендные платежи», — считает Семидидько.
Бывшая глава Фонда госимущества Украины Валентина Семенюк предупреждает, что настоящий передел еще впереди. Он начнется с приватизации госимущества, объявленной премьером Арсением Яценюком. По ее мнению, карта Украины будет картой битв олигархов, а нынешние обстрелы городов и предприятий на Востоке — тлишь артподготовка грядущего передела.
— Там, в основном, государственные предприятия. Но не Ахметова и не Коломойского, а государственные.
— То есть сейчас бомбят государственные активы, находящиеся в Донецкой и Луганской областях?
— Да, здесь много шахт. Потом получится так, что все предприятия уйдут за бесценок.
Накануне приватизации правительство сменило главу Фонда госимущества. Валентина Семенюк говорит, что не случайно. Новый глава Дмитрий Парфененко — человек опытный в махинациях с тендерами. Самый главный его проект — продажа «Криворожстали».
«Миттел договорился с Юлькой о том, что она продаст ему «Криворожсталь» и перепишет для этого условия конкурса. И меня предупреждал об этом господин Пинчук, который приходил ко мне и лично об этом говорил», — рассказывает глава фонда госимущества Валентина Семенюк.
«Все делал Парфененко, переписывая условия конкурса втихаря. Это Юлькин человек. Но он будет служить каждому, лишь бы остаться на этой должности», — продолжает она.
«Я думаю, еще с осени мы услышим о Юлии Владимировне Тимошенко. И группы, связанные с ней, будут реанимированы. Юлия Владимировна вернется на политическую сцену с требованием отнять и поделить», — предполагает Андрей Семидидько.
Останется ли к сентябрю то, что еще можно отнять и поделить, неизвестно. Игорь Коломойский, который называет себя единственным оставшимся украинским олигархом, распространил свое влияние далеко за пределы родной Днепропетровщины.
«Он единственный сохранил банк, имеющий 40% присутствия на Украине, телеканал, металлургию и монополию в авиаперевозках. И все это он совмещает с госслужбой. И контролирует практически всю Днепропетровскую область. Можно сказать, теперь и Одесскую область, выдавив оттуда Фирташа. Разными путями, дискредитировав группу, которая ориентировалась на другого олигарха. Получив выход на порты. Такая ось выстраивается и на Харьковскую область», — разъясняет Семидидько.
«Недавно убили мэра Кременчуга. Почему его убили? Потому что он ставил вопрос о том, чтобы Коломойский платил «Укртатнафту» и проводил модернизацию этого предприятия. Его убили только потому, что он поставил вопрос об экономической безопасности территориальной громады», — говорит Семенюк.
Коломойский, которому принадлежит меньше половины акций «Укрнафта», тем не менее, полностью контролирует компанию и блокирует выплату дивидендов государству на миллиарды долларов.
Такая практика, когда миноритарий берет под контроль предприятие, норма для Украины. Ринат Ахметов именно так управляет львиной долей угольной добычи на Востоке. По словам Семенюк, он больше контролирует государственные предприятия через ставленника в министерстве промышленной политики.
Ставленник Ахметова — это Михаил Короленко, бывший министр промышленной политики. В мае этого года Арсений Яценюк его уволил. А само министерство расформировал. Какая промышленная политика может быть у государства, если на войне олигархов она встала.