И это определение имеет смысл.
Визовые преграды
Ситуация очень непростая, особенно для тех, кто уже имеет четкие обязательства по поездке.
К примеру, как Лесина дочь, которая должна ехать в Польшу на обучение. А это означает, что «словчить» и пойти в другое консульство не получится – надо добраться именно до польского.
«Записаться для подачи документов на визу невозможно. По телефону визового центра отвечают так: «отсутствуют свободные даты на подачу документов». На вопрос, что делать, говорят: «звоните».
Круг замкнулся.
Причем дозвониться – сама по себе весьма непростая задача. Чтобы «пробиться» через постоянно занятую линию, вам придется провести несколько часов «на телефоне». А дальше, когда получите ответ «мест нет» – еще несколько часов, и еще, и еще...
А если вам повезет и вы сможете дозвониться в тот момент, когда оператору колл-центра передают из посольства новые «слоты» для записи, то обнаружите, что счастье не слишком «всеобъемлющее».
К примеру, 31 июля датой записи (если, конечно, вам повезет!) было аж 19 августа. И это – несмотря на то, что визовый центр берет дополнительно 200 грн «за услуги»!
К этому надо добавить еще несколько дней на обработку анкеты в консульстве.
Поэтому даже в случае, если ваша поездка запланирована за три недели, можете сдавать билет и отказываться от отеля.
Польский кризис
«Радоваться тут нечему, – признается в беседе с «Европейской правдой» генконсул Польши Рафал Вольски. – Мы знаем об этой проблеме. Ее причина в том, что спрос на визы превышает наши возможности».
На интернет-форумах немало дискуссий тех, кто столкнулся с данной проблемой. Путешественники обсуждают, в каком из польских визовых центров лучше записываться на визу – кто-то смог дозвониться в Ивано-Франковск, кто-то – в Харьков. Есть даже теория, что с Iphone дозвониться легче, поэтому много кто звонит с мобильного (и не смейтесь, это пересказ реального обсуждения!).
Но статистика, имеющаяся в распоряжении «Европейской правды», свидетельствует, что ситуация сложная если не повсюду, то много где.
В киевском консульстве в мае 2013 года было обработано 6800 анкет заявителей, а в мае 2014 года – 8680 анкет, 29% роста. В июне этот показатель превысил отметку в 9000 (но рост был умеренным).
Лето всегда является «горячим периодом» для консулов, в 2013 году в Киеве было обработано 8950 анкет. И июль 2014 года побил все рекорды – примерно 13 300 заявок (рост к 2013 году – на 48,5%).
«В Харькове в июне – 30% роста, в Луцке – 48%. В Виннице вообще драматическая ситуация, у них ежемесячно рост на 60-80% по сравнению с прошлым годом», – говорит Рафал Вольски.
Реалистичных путей решения проблемы консул не имеет и советует Украине «быстрее выполнить план действий визовой либерализации и получить безвизовый режим».
«По сравнению с 2009 годом, когда я приехал на Украину, мы увеличили годовое количество виз вдвое, а количество работников у нас сейчас даже меньше. Поэтому мы просто не в состоянии вернуться к нормальным условиям работы. В прошлом году мы работали на пределе возможностей, а теперь мы – далеко за пределами», – вздыхает генконсул.
Чешский кризис
Польша – не единственная страна, столкнувшаяся с такой проблемой. Их «товарищ по несчастью» – Чехия.
«У чехов еще большие проблемы, потому что они не пользуются услугами визового центра и принимают всех заявителей в консульстве», – поделился на условиях анонимности один из дипломатов, знакомый с ситуацией на «визовом рынке».
Под консульством Чехии каждое утро – очередь раздраженных заявителей (ведь стоять на солнце не слишком приятно!) и несколько «посредников», которые подходят к прохожим и предлагают провести «без талончика».
Как они это делают – неизвестно.
Талончик получить ой как непросто. Сейчас формально идет запись аж на последние дни августа, но и на это время мест на сайте, как правило, нет.
В посольстве Чехии также признают проблему и говорят, что «пытаются пойти навстречу максимально возможному количеству заявителей», в частности тем, у кого срочная поездка по гуманитарным причинам.
Но пропускная способность каждого консульского работника имеет свои пределы.
А нанять украинского сотрудника, который помогал бы принимать визовые решения, дипломаты просто не имеют права.
«Перегруженность системы обусловлена, в частности, тем, что в консульстве в Киеве принимаются также заявители из Восточной Украины, которые ранее обслуживались в Донецке», – объясняет ЕвроПравде пресс-атташе посольства Зденька Цайсова.
Правда, у Чехии еще есть резервы – планируется открыть коммерческий визовый центр, который уменьшит нагрузку на консульских работников.
В Польше такого резерва уже нет.
Кто виноват и что делать
Европейские дипломаты и украинские заявители вряд ли смогут найти общий ответ на вопрос: кто же несет ответственность за коллапс системы быстрой выдачи виз?
Каждый склонен «кивать» на другого.
Украинских граждан не должно интересовать, какие проблемы есть у государства шенгенской зоны. Тем более, если заявка должна быть подана через визовый центр, который берет немалые деньги «за услуги» и «за скорость».
Понять консулов тоже можно, ведь существует физиологический лимит консульского работника.
Между тем одной из глубинных причин проблемы является то, что именно два упомянутых консульства – чешское и польское – наиболее либеральны к украинским заявителям и выдают больше всего длительных многократных виз. Поэтому украинцы пытаются всеми правдами и неправдами подавать документы именно к ним. И система достаточно быстро «захлебывается».
Именно потому нет проблем с подачей на визу в «жесткую» Германию, Францию или Бельгию – хоть на следующий день.
Между тем, как это часто бывает, одна проблема порождает другую.
Проблема с записью очень быстро создала «черный рынок» услуг по «записи на подачу документов».
Полно таких предложений и в интернете.
«Посредники берут деньги за то, чтобы дозвониться в визовый центр, и сознательно перегружают, блокируют телефонную линию», – считает польский консул.
Похоже, что проблема с получением польской визы пришла в украинскую реальность всерьез и надолго. Если даже в сентябре (после поры отпусков) наступит временное облегчение, то зимой нас ждет еще один виток спирали, а дальше еще один, еще более серьезный – с мая 2015 года.
Единственный путь решить проблему системно – это добиться, чтобы Варшава увеличила штат консульских учреждений в нашей стране.
Но польское посольство то ли не может, то ли не желает этого делать.
Хотелось бы, чтобы к решению кризиса подключился министр иностранных дел Павел Климкин.
А одновременно есть смысл начать давление через представителей гражданского общества.
В организации «Европа без барьеров», которая занимается визовой практикой на Украине, знают об этой ситуации и готовы взяться за лоббирование, но им нужны личные письменные заявления от граждан, которые пострадали от этой проблемы.