Судебный процесс, проводимый в специально оборудованном здании в самом центре территории Ндрангета в Калабрии, беднейшем регионе Италии, начался в среду. Он направлен только на одну группу - семью Манкузо и ее филиалы.Во время недавнего слушания потребовалось три часа, чтобы прочитать имена обвиняемых, в том числе босса Луиджи Манкузо, «Дядюшка», который ранее провел в тюрьме почти 20 лет, и десятки других людей с такими прозвищами, как «Волк» , «Толстяк», «Конфетка», «Блонди», «Козочка» и «Отжиматель».
Прокуратура пытается доказать сеть преступлений 1990-х годов, как кровавых, так и «белых воротничков», включая убийства, торговлю наркотиками, вымогательство,
отмывание денег и злоупотребление служебным положением.
Судебный процесс «является краеугольным камнем в строительстве стены против мафии в Италии», - сказал AFP прокурор по борьбе с мафией Никола Граттери.
Позже он сидел в первом ряду зала суда, когда судья Тициана Макри начала зачитывать имена обвиняемых, ни один из которых не присутствовал лично, но
участвовавших в видеоконференции, их лица показывались на десятках телевизоров поверх серых столов.В Италии так называемые «макси-судебные процессы», которые включают множество обвиняемых и бесчисленное количество обвинений, рассматриваются как лучший судебный ресурс против различных организованных преступных группировок страны, из которых Ндрангета сейчас считается самой могущественной, контролирующей большая часть кокаина поступает в Европу.
Макси-судебные процессы противоречивы, учитывая необходимость обеспечить справедливое судебное разбирательство по каждому подозреваемому. Прокуроры утверждают, что обширные операции Ндрангеты означают, что преступления не могут быть легко отделены и преследоваться по частям.
Самый известный «макси-судебный процесс» 1986-7 годов нанес серьезный удар по сицилийской Коза Ностре, в результате чего было вынесено 338 обвинительных приговоров, но позже обвинители Джованни Фальконе и Паоло Борселлино были убиты.Предстоящее испытание отчасти отличается от того, что его охват более ограничен и нацелен на одну из примерно сотен семейств Ндрангета, чьи щупальца распространяются по всему миру.
Число обвиняемых увеличивается до более чем 400, включая более 90 обвиняемых, которые предпочли ускоренное судебное разбирательство. Текущий судебный процесс, который продлится не менее года, а возможно, и дольше, включает 355 обвиняемых, более 900 свидетелей обвинения и беспрецедентное количество коллаборационистов, учитывая тесные семейные узы внутри Ндрангеты, которые отпугивают перебежчиков.
«Ндрангета» вышла далеко за пределы своей традиционной области незаконного оборота наркотиков и ростовщичества, теперь используя подставные компании и подставных лиц для
реинвестирования незаконных доходов в легальную экономику.
По
словам экспертов, во многих частях Калабрии он проник практически во все сферы общественной жизни, от мэрии и больниц до кладбищ и даже судов .
'Как многонациональная'
Власти считают, что в Калабрии проживает около 150 семей ндрангета и не менее 6000 членов и филиалов в регионе. Это число увеличивается до тысяч, если включать в себя тех, кто находится во всем мире, хотя оценки ненадежны.
По словам Граттери, организованная преступная группа генерирует более 50 миллиардов евро (61 миллиард долларов) в год. Он назвал ее самой богатой подобной организацией в мире.
Прокурор объяснил, что Ндрангета представляет собой сеть семей, каждая из которых имеет власть над подчиненными.
«Я должен начать с идеи, что есть организация, как в бизнесе, так и в крупной транснациональной компании, с боссом, а затем вниз, как пирамида, для всех остальных участников», - сказал Граттери AFP, объясняя необходимость «макси-триал».
Текущее испытание сосредоточено только на одной семье, группе Манкузо и ее сети партнеров, которые контролируют область Вибо Валентия в Калабрии.Город Ламеция-Терме, где будет проходить судебный процесс, был назван в парламентском отчете об организованной преступности за 2008 год как зона чрезвычайного положения в области общественной безопасности, где был зафиксирован «самый большой рост серьезного кровопролития в регионе».
Среди обвиняемых большое количество лиц, не являющихся членами клана, включая бывшего парламентария, высокопоставленного полицейского, мэров и других государственных
служащих и бизнесменов.
Криминолог Федерико Варезе из Оксфордского университета сказал, что судебное разбирательство отражает широкий контроль над ндрангета, которые встроены в
сообщество и участвуют во всех законных и незаконных действиях.
«Этот процесс показывает, насколько глубоко укоренилась ндрангета в обществе».
«Настоящая сила этих мафиозных семей в том, что они контролируют территорию и на ней все делают», - сказал Варезе. «Если вы хотите открыть магазин, если вы хотите что-то построить, вы должны пройти через них».
«Они авторитет».