Россия, Украина и мир: политика и аналитика 222+ 18
Сообщений 371 страница 380 из 1000
Поделиться3723 Фев 2021 07:26:30
Готовые штурмовать преисподнюю
Летом из стен Тюменского высшего военно-инженерного училища будут выпущены первые российские лейтенанты-кирасиры
Грядущим летом в Тюменском высшем военно-инженерном училище имени маршала инженерных войск Прошлякова произойдет событие, важное не только для самого этого училища, но и для Вооруженных сил РФ в целом. Там состоится первый выпуск лейтенантов с невиданной у нас прежде воинской специальностью «Применение инженерных подразделений штурма и разграждения». В училище таких курсантов коллеги уже прозвали «тяжелыми» или штурмовиками.
Иначе говоря, речь идет об офицерах нового для России вида армейского спецназа — военных профессионалов, обученных действиям в уличном бою, прорыву серьезных укреплений, захвату хорошо защищенных зданий, дотов, командных пунктов и прочего. Причем — в тесном пространстве неосвещенных комнат, подвалов и коридоров, в которых сходиться с врагом приходится буквально «грудь в грудь».
Что особенно существенно: первое подразделение такого спецназа в ВС РФ уже сформировано шесть лет назад. 1 декабря 2014 года в Муроме году была воссоздана 1-я гвардейская инженерно-сапёрная Брестско-Берлинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова бригада. При этом единственная в своем роде бригада не числится в составе какого-либо военного округа. Она сразу вошла в состав Резерва Верховного Главнокомандующего.
Иными слова, муромское соединение предназначено для повышения возможностей инженерных войск и оперативности их применения, создания резерва для решения внезапно возникающих задач и усиления группировок войск на стратегических направлениях.
Ядро и гордость бригады — батальон штурма и разграждения, предназначенный для обеспечения беспрепятственного продвижения сил общего назначения в уличных боях, что, по расчетам, позволит значительно повысить эффективность действий при штурме хорошо защищенных зданий, максимально избежав при этом потерь.
Вооружены и экипированы солдаты и офицеры батальона штурма и разграждения соответственно. И в боевых условиях внешне похожи на героев фантастических боевиков из «звездных войн». Потому что под пули им предстоит идти закованными в тяжеленные латы. Как средневековые рыцари.
Помимо самого современного стрелкового оружия, личный состав батальона облачается в так называемый комплект ОВР-3Ш, поступающий в войска с 2016 года. Основной элемент комплекта — защитный костюм типа «Каспий» из жестких металлических, пластиковых и керамических плит, а также гибкие элементы из арамидной ткани. Чтобы боец мог быстро двигаться, передняя часть защиты разделена на два щитка: верхний, переносимый в жилете, и нижний, закрепленный в отдельном чехле и защищающий паховую область.
Испытания показали, что «Каспий» спереди и сзади надежно выдерживает попадания пуль из винтовки СВД (патрон 7,62×54 мм R) с дистанции до пяти метров. А прикрывающие туловище сбоку блоки из арамидной ткани гарантированно сохранят «штурмовику» жизнь при попадании пуль из пистолета калибра 9-мм с того же расстояния.
Для защиты головы в состав комплекта ОВР-3Ш включен шлем типа «Воин кивер-РСП», способный также выдерживать попадания осколков и пуль стрелкового оружия. Лицо закрывает прозрачный противоосколочный щиток. В шлеме — наушники с активным шумоподавлением и ларингофон, позволяющие поддерживать непрерывную связь с командиром и бойцами, ведущими бой рядом. На шлеме — дополнительный мощный светодиодный фонарь, позволяющий бить врага даже в кромешной тьме.
В составе комплекта — прикрывающий от пуль и осколков штурмовой бронещит, защитный костюм сапера 6-го класса защиты. На нем — карманы для размещения дополнительного боекомплекта, датчики «свой-чужой», «жив-ранен-убит» и модули ГЛОНАCC/GPS.
Кроме того на идущем в бой «штурмовике» в зависимости от ситуации могут крепиться саперный мачете, комплект для вышибания дверей, штурмовая лестница, гидравлические кусачки, дисковая пила, гидравлический домкрат, комбинированные ножницы, подрывная машинка и другие средства.
В целом комплект ОВР-3Ш — это своеобразный бронированный скафандр, защищающий от поражения все тело и голову и позволяющий в уличном бою не просто выживать, а малыми силами быстро захватывать самые защищенные объекты. Но таскать его на себе — то еще удовольствие. Ведь общий вес ОВР-3Ш в различной комплектации — до 20 килограммов. Еще 2,5 килограмма «тянет» защитный шлем.
Добавьте сюда вес оружия, боеприпасов и «навесного» оборудования типа штурмовой лестницы. Нагрузка выйдет почти как у облаченного в скафандр водолаза-глубоководника, которого с палубы спасательного судна моряки провожают под руки, а на воду спускают специальной лебедкой.
Теперь понятно, почему курсантов Тюменского высшего военно-инженерного училища, претендующих на изучение курса «Применение инженерных подразделений штурма и разграждения», прозвали «тяжелыми»? И набирают в их ряды только отлично подготовленных спортсменов. Впрочем, как и в любой спецназ.
Теперь о том, как и почему в России родилась идея сформировать отдельную гвардейскую инженерно-саперную бригаду Резерва ВГК. Вы не забыли, какой кровью нам в двух чеченских войнах достались штурмы Грозного, Чири-Юртовского цементного завода, села Комсомольское, старых ракетных шахт возле Бамута? Если нужно — напомню. Скажем, сражение за Бамут стало самым продолжительным в первой чеченской. И продолжалось с марта 1995-го по май 1996-го. Само это село так пострадало, что окончательно восстановить его удалось только к 2014 году. Но все совершенно точно было бы намного проще и не столь кроваво, если бы имели тогда нечто хотя бы одно штурмовое соединение, вроде того, что стоит сейчас в Муроме.
Хотя есть в истории нашей страны подходящие примеры такого же рода и из более удаленного прошлого. А именно — из хроники Великой Отечественной войны. Когда от стен Сталинграда фронт неуклонно покатился к Берлину, перед Ставкой встала проблема: как и какими силами будем брать тысячи больших и малых городов?
Решили ее так: 30 мая 1943 года было завершено формирование первых 15 штурмовых инженерно-саперных бригад, основной задачей которых стал прорыв гитлеровских укрепрайонов. «Личный состав бригады — это особые саперы, штурмовики с пуленепробиваемыми жилетами, в стальных касках, все вооружены автоматами, — вспоминал бывший начальник инженерных войск 1-го Украинского фронта генерал Галицкий. — Они предназначены для боя совместно с пехотой и должны участвовать в прорыве обороны: в уничтожении дотов, дзотов, пулеметных гнезд и НП противника…».
Кроме автоматов часть таких солдат вооружали гранаьами, ранцевыми огнеметами, пулеметами и противотанковыми ружьями в качестве крупнокалиберных винтовок.
Как вели обычно бой за укрепленные районы и здания советские штурмовые инженерно-саперные бригады? К вражескому доту на максимально возможное расстояние обычно их подвозили танки. Пока саперы скрытно подползали к цели, боевые машины держали под прицелом вход во вражеское укрепление. Далее солдаты забирались на крышу и спускали в дымовую трубу противотанковую мину, к взрывателю которой был протянут шнур. Затем отползали в сторону и раздавался сокрушительный взрыв.
Для захвата укрепленных зданий редко обходилось без огнеметов. Их струи направлялись в окна или в проломы, сделанные в стенах своей артиллерией. Реже саперы-штурмовики заливали бензин в вентиляционные шахты и дымоходы, а затем поджигали.
Именно так нам всего за четверо суток в апреле 1945 года удалось взять считавшийся абсолютно неприступной столицей Восточной Пруссии город Кенигсберг с его тремя кольцами долговременных укреплений вокруг города, с 17 крепостями на внешнем кольце и еще 10 мощными фортами, которые и сегодня поражают воображение толщиной стен — на внутреннем кольце. В составе войск 3-го Белорусского фронта в той битве отлично проявили себя три штурмовые инженерно-саперные бригады.
Что самое удивительное и обнадеживающее, на мой взгляд, у их сегодняшних наследников из Мурома? Им, современным российским кирасирам, предназначенным в случае чего первыми бесстрашно врываться в самое пекло, не грозит дефицит кадров. По словам начальника Тюменского высшего военно-инженерного командного училища генерал-майора Дмитрия Евмененко, с каждым годом конкурс на желающих осваивать специальность «Применение инженерных подразделений штурма и разграждения» только возрастает. Это — к вопросу о качестве современной молодежи в России.
Поделиться3733 Фев 2021 07:27:53
Пентагон: Россия применит ядерное оружие в случае смены политического строя
Глава Стратегического командования США адмирал Чарльз Ричард заявил о возможности ядерной войны с Россией или Китаем.
Об этом он написал в статье для февральского выпуска официального издания Военно-морского института Соединенных Штатов. Ричард отмечает, что со времен распада СССР Пентагону не приходилось рассматривать возможность прямого военного столкновения с ядерной державой, но сейчас ситуация изменилась.
«Существует реальная возможность того, что региональный кризис с Россией или Китаем может быстро перерасти в конфликт с использованием ядерного оружия, если, по их мнению, в случае поражения с применением обычных видов вооружения возникнет угроза политическому строю или государству», — заявил Ричард.
По словам адмирала, исключение возможности использования ядерного оружия со стороны вероятных противников Вашингтона ошибочно.
Как считает Ричард, пока министерство обороны США сосредоточилось на борьбе с терроризмом, Россия и Китай якобы начали проводить агрессивную политику, бросая вызов международным нормам силовыми способами, невиданными со времен разгара холодной войны. Подобные действия, по мнению американского адмирала, не должны оставаться без ответа со стороны Вашингтона.
«Мы должны активно конкурировать, чтобы сдерживать их агрессию; уступая их инициативам, мы рискуем укрепить их представления о том, что Соединенные Штаты не желают или не могут ответить, что может еще больше их подзадорить», — пишет Ричард.
Кроме того, он отметил «отрезвляющий» рост стратегических возможностей Китая и России. В частности, Ричард подробно описал модернизацию российских ядерных сил и разработку Москвой новых вооружений.
Поделиться3743 Фев 2021 07:48:51
В России попытались инспирировать госпереворот
Александр Роджер
После вчерашнего я даже не знаю, какие ещё нужны дополнительно доказательства иностранного вмешательства в дела России, чтобы уже до всех дошло.
Но начну я не с вчерашних событий, а вернусь чуть назад. Накануне ФСБ рассекретило и опубликовало оперативное видео, на котором исполнительный директор «ФБК» Владимир Ашурков встречается с агентом британской разведки МИ-6.
Вы внимательно слушали, о чём они говорят? Я вот специально дважды прослушал. Ашурков не просто обсуждает с британским шпионом какую-то оппозиционную или антикоррупционную деятельность.
Он предлагает британцу услуги своей организации для сбора информации относительно деятельности российского государственного банка «ВТБ», а также для выливания на этот банк потока чернухи с целью его дискредитации и ослабления.
При этом интересна мотивация данных действий, которую Ашурков тоже озвучил. Там не было разговора о том, что это «банк, который поддерживает Путина» или «банк, который занимается коррупцией». Ничего подобного. Высокопоставленный сотрудник «ФБК» говорит прямо, что «Этот банк контролирует существенную долю рынка банковских услуг и является серьёзным конкурентом для ряда крупных западных банков» (при этом «расследователь» просто выпрашивает у британцев хоть какой-нибудь компромат на «ВТБ» и различных российских бизнесменов, который они могли бы выдать за своё «расследование»).
Всё! Ничего более. Просто предатель предлагает услуги по подрыву российской банковской сферы, чтобы вытеснить наш банк и освободить место для западных. И это, в случае успеха такой деятельности, в частности, неизбежно приведёт к ослаблению экономического суверенитета страны.
К счастью, Андрей Леонидович Костин – это такой зубр банковского дела, что сам кого угодно съест на завтрак. Поэтому планы по уничтожению «ВТБ» реализовать не удалось.
Сейчас Ашурков прячется от российского правосудия в Лондоне, и продолжает гадить на Родину издалека. Но другие, такие же – они здесь…
Теперь к суду над Навальным. Любители рассказывать «Как мы хотим, чтобы в России было правовое государство» очень истерили, когда им вчера это правовое государство наглядно продемонстрировали.
Всё было строго по закону: есть условный срок за мошенничество, есть факт многочисленных нарушений режима надзора со стороны осуждённого, есть все основания заменить условный срок на реальный. Так и случилось.
Причём сам Навальный пытался заявлять, что «Путин мстит ему за публикацию фильма о дворце», но, как обычно, тупо и примитивно врёт – на самом деле постановление УФСИН об изменении меры пресечения было принято ещё до публикации этой фальшивки.
И подавляющее большинство людей, которые возмущались, что Навальному так долго сходили с рук многочисленные нарушения закона (что он тоже признал в своей речи), радостно сказало «Наконец-то!», когда его всё-таки посадили.
Впрочем, самое главное даже не это (хотя это тоже, безусловно, важно). Главное – это то, что происходило вокруг суда.
Например, на суд явилось то ли 16, то ли 18 представителей дипломатических ведомств других стран. Что им делать на суде над российским мошенником, который априори является внутренним делом Российской Федерации?
Вы представляете себе, что было бы, если бы российский посол попытался бы прийти в США на суд над Майклом Флинном или Роджером Стоуном (или кем угодно ещё)? Его бы мгновенно обвинили в шпионаже, вмешательстве во внутренние дела, нападении на демократию и так далее – и в лучшем случае бы выслали из страны.
А тут целая куча иностранных дипломатов припёрлась (это идеально подходящее слово) на суд к Навальному. И ещё и попыталась качать права, что им, видите ли, не предоставили переводчиков! С какой стати вообще? На «Афтершоке» есть специфическая рубрика «Обуревшие в атаке» – как раз про этих.
У товарища Гоцмана возникает закономерный вопрос «С чего вдруг?». Почему такой огромный интерес, начиная с сотен миллионов финансирования и заканчивая дипломатической поддержкой, к унылому фейкомёту, проигравшему все свои суды по обвинениям в клевете?
Есть только одно рациональное объяснение – коллективный Запад видит в нём чуть ли не последнюю надежду на госпереворот в России, который позволил бы им взять нашу страну под свой внешний контроль – и уже затем грабить её без ограничений, решая свои всё более заметные экономические проблемы за наш счёт.
То, что происходит – это не просто бесцеремонное и противоречащее международному праву (если таковое вообще осталось, в чём у меня сильные сомнения) вмешательство во внутренние дела Российской Федерации. Это, по сути, акт агрессии, попытка (пусть и безуспешная, но от этого не перестающая быть проявлением открытой враждебности) инспирировать в стране государственный переворот.
Мало того, уже после оглашения приговора на последовавшем несанкционированном митинге был задержан представитель дипломатической миссии Швеции. Вот что он там делал? На каком основании? Это уже вообще ни в какие ворота не лезет – они бы ещё Вику Нуланд с печеньками прислали!
А если влепить данному шведу «участие в массовых беспорядках» и «попытку государственного переворота»? И не высылать домой, а в солнечный Магадан лет на 10-15 отправить?
Впрочем, вчера и Нуланд не помогла бы – протестунов едва набралось около двухсот человек, которых достаточно быстро и чётко повязали.
Меня, конечно, отдельно порадовал и бред Купчика-Волкова о «мы продемонстрировали свою мощь» (а если точнее, то немощь, потому что за полмиллиарда рублей можно было вывести на порядки больше людей), и истеричные угрозы сидящей в Лондоне Марички Певчих, которая заплевала весь Твиттер бессильными угрозами в адрес судей и правоохранителей «Мы вас всех пересадим».
Для этого, Маша, Россию надо для начала завоевать. Как говорили древние спартанцы «Если»…
Потому что хотя у бабы Лизы и есть свой ручной «барон Сибирский», но островная юрисдикция на континентальную Россию не распространяется (и никогда не распространится).
Так что вчера мы видели визуализированную боль стаи мелких хищников, столкнувшихся с разбуженным медведем. Вот они, богатства России – видит око, зуб неймёт.
Этот голодный стон у них «демократией» зовётся.
P.S. Там американцы в лице абсолютно пелевинского персонажа (если вы понимаете, о чём я, там что-то про клоунов) Митта Ромни уже вовсю требуют освободить «ценный актив». Ой, извините, четырежды недотравленного блогера. Санкциями грозятся (нашли, чем удивить).
МИД России уже предъявил накануне европейским дипломатам кадры полицейской жестокости во время разгонов митингов в странах ЕС. А этим нужно сказать «Вы, для начала, Джулиана Ассанжа освободите, который рассказал правду о ваших военных преступлениях. И Гуантанамо закройте. А потом поговорим. Может быть».
Поделиться3753 Фев 2021 08:55:25
Саудитов ждет наказание от Байдена
Новый хозяин Белого дома Джо Байден намерен пересмотреть политику США на Ближнем Востоке. Судя по всему, одним из новшеств станет публичная порка доселе неприкосновенного союзника – Саудовской Аравии. Исполнение рекордного контракта на поставки в эту страну оружия уже заморожено, и это только начало: между саудитами и американцами зреет цивилизационный конфликт.
Ближний Восток давно стал для американских президентов полем бесконечных экспериментов. Джордж Буш решил принести в Ирак демократию вместе с американскими бомбами. Барак Обама простимулировал «арабскую весну», стоившую региону сотен тысяч жизней. Дональд Трамп начал создавать мощную арабо-израильскую коалицию против Ирана.
Администрация Джо Байдена начинает возвращать американскую политику из трампистского изоляционистского прагматизма в либерал-глобалистское русло. В частности, новый президент хочет опять превратить правозащитные вопросы в один из ключевых внешнеполитических инструментов Соединенных Штатов.
Сделать это будет непросто, особенно после скандальных выборов и преследования инакомыслящих в самой Америке. Поэтому Байдену нужна эффектная демонстрация, которая продемонстрировала бы серьезность его намерений.
В принципе, под рукой есть Российская Федерация, а в ней – Фонд борьбы с коррупцией (ФБК, признанном Минюстом «иностранным агентом»), сотрудники которого пишут в Вашингтон письма с просьбой наказать санкциями нарушителей прав человека из числа приближенных к Кремлю.
Однако российский пример не будет показательным, ведь и при предыдущем президенте Америка изыскивала правозащитные основания для давления на Москву. В качестве «подсудимого» Байдену нужен тот, кто явно и демонстративно нарушает права человека, но избежал наказания в четырехлетку «морального разложенца» Дональда Трампа.
По всей видимости, крайней окажется Саудовская Аравия со своим де-факто правителем, наследным принцем Мохаммедом бин Салманом. Проблема с ней не только в средневековых шариатских правилах для граждан королевства (правилах, помимо прочего признающих за сексуальными меньшинствами лишь право на смертную казнь), но и в бесчеловечной войне, которую саудиты и их союзники из ОАЭ ведут в Йемене против местного движения хуситов.
По словам госсекретаря США Энтони Блинкена, действия Саудовской Аравии в Йемене привели к «наихудшему гуманитарному кризису современности». Почти 80% населения этой и без того крайне бедной страны срочно нуждаются в гуманитарной помощи.
Еще в ходе предвыборной кампании Байден говорил о намерении пересмотреть отношения США и Саудовской Аравии. Он обещал отозвать выданный ей Трампом «пустой чек» и «восстановить ощущение равновесия, перспективы и верности нашим ценностям на Ближнем Востоке». И обещание свое вроде как сдержал.
«Избранный президент уже сказал, что мы полностью пересмотрим наши отношения для того, чтобы убедиться в их соответствии нашим национальным интересам и уважении тем ценностям, которые мы вкладываем в это партнерство», — пояснял в конце января Энтони Блинкен.
Кронпринц Саудовской Аравии пытался вывести свою страну из-под американского удара. Например, пошел на примирение с Катаром и добровольно сократил нефтедобычу для стабилизации на рынке (и это при том, что экономика страны падает уже пятый квартал подряд из-за цен на нефть и последствий коронавирусных ограничений).
Однако Мохаммеду бин Салману не повезло. Стремление Вашингтона продемонстрировать приверженность защите прав человека совпало со стремлением демократов перебить успешное ближневосточное досье Трампа - принуждение палестинцев к миру, создание системы коллективной безопасности против Ирана, сделку между Израилем с одной стороны и Эмиратами с Бахрейном с другой (один из главных ее архитекторов – зять президента Джаред Кушнер – выдвинут на Нобелевскую премию мира).
Правда, у правозащитников иное мнение насчет успешности этого досье. Они недовольны, например, чрезмерной поддержкой Израиля и переносом американского посольства в Иерусалим. Возмущались игнорированием интересов палестинцев (которых просто поставили перед фактом, подкинув в качестве подсластителя согласие Израиля временно не расширять поселения на Западном Берегу). Громко ругались из-за безусловной поддержки Саудовской Аравии (претензии типа «цитадель свободы» взирает на средневековые законы в Эр-Рияде сквозь пальцы» раздаются не только в России).
Апофеозом стало убийство в октябре 2018 года жившего в США журналиста Джамаля Хашогги, совершенное в стамбульском консульстве Саудовской Аравии по приказу Мохаммеда бин Салмана. Против кронпринца за это даже санкции не ввели.
Сейчас Байден не просто выбрасывает на помойку наследие Трампа, но и желает достичь своего успеха – восстановить ядерную сделку с Ираном. А это полностью противоречит ставке Трампа на создание и всяческое поощрение антииранского альянса.
Поэтому Саудовскую Аравию на пару с Эмиратами лишают американского оружия. В 2020 году США заключили с одними только ОАЭ сделку на 23 миллиарда долларов, в рамках которой должны были поставить этой ближневосточной стране 50 самолетов F-35, 18 боевых дронов и различное оборудование. Как отметил посол ОАЭ в США Юсеф аль-Отейба, сделка позволила бы Эмиратам «взять на себя больше полномочий в рамках обеспечения коллективной безопасности и освободить часть американских сил для решения других глобальных задач».
В Госдепе, конечно, заявили о том, что приостановка исполнения оружейных контрактов является рутинным мероприятием в ходе смены власти, чтобы «дать новому руководству возможность их пересмотреть». Однако демократы могут от нее вообще отказаться: по словам будущего главы комитета по международным делам Сената Боба Менендеса, сделка была осуществлена без подробного анализа на предмет последствий для национальной безопасности США и «защиты невинных жизней в Йемене».
Но самое страшное для саудовцев и ОАЭ – это возможный вывод Байденом Ирана из санкционной тени.
В Эр-Рияде понимают, что открыто торпедировать возрождение иранской сделки не стоит, так можно оказаться в изоляции и лишиться статуса главного союзника США в арабском мире (который перейдет, например, к ненавистному Катару). Поэтому саудиты пытаются как-то интегрировать свои желания в планы Байдена. Например, министр иностранных дел Королевства Файсал бин Фархан предложил американцам улучшить ядерную сделку, включив в нее иранскую ракетную программу, а также «зловредные действия» Тегерана в регионе.
При этом специалистам очевидно, что обамовская сделка была заключена и имплементирована исключительно потому, что касалась только ядерного вопроса. Тегеран не готов идти на уступки ни по ракетам (которые вносят значительный вклад в его обороноспособность), ни тем более по «зловредным действиям», под которыми Эр-Рияд понимает попытки Тегерана защищать свои интересы в Сирии, Ираке, Йемене, Ливане и странах Залива.
Однако в Вашингтоне достаточно политиков, которые придерживаются взглядов Саудовской Аравии, тех, кто не забыл ни захвата американского посольства в Иране, ни унижений во время оккупации Ирака. Возможно, эти люди станут адвокатами саудовских интересов в Белом доме, Пентагоне и Госдепартаменте. Если американо-иранские отношения пойдут по нисходящей, правозащитная порка Саудовской Аравии станет лишь временной неприятностью в отношениях между Вашингтоном и Эр-Риядом.
Поделиться3763 Фев 2021 08:58:37
Эрдоган хочет атомную бомбу: надо ли уже начинать бояться?
22 января с. г. вступил в силу Договор о запрещении ядерного оружия. Это международное соглашение, запрещающее разработку, испытание, хранение, приобретение, транспортировку и использование ядерного оружия, было принято в штаб-квартире ООН в июле 2017-го и открыто для подписания в сентябре того же года. В настоящий момент его ратифицировала 51 страна, главным образом государства Африки, Азии и Латинской Америки.
В России традиционно выступают против этого договора, считая его преждевременным, но при этом разделяя цель построения безъядерного мира. Позиция Москвы заключается в том, что документ противоречит её видению того, как следует продвигаться по пути ядерного разоружения: это долгосрочная цель, движение к которой должно быть поэтапным, и работа в этом направлении должна вестись в условиях укрепления стратегической стабильности и с учетом национальных интересов безопасности всех стран.
Если не пользоваться канцелярским языком, а сказать проще – подобный договор может иметь значение лишь тогда, когда его поддержат страны, уже обладающие ядерным оружием, причем все. Таковых на данный момент восемь: помимо России, это Великобритания, Китай, США и Франция, а также не входящие в официальный «ядерный клуб» КНДР, Индия и Пакистан.
Впрочем, считается, что есть еще одна страна, точно обладающая ядерным оружием, – Израиль, который сам в этом не признается, однако эксперты считают, что эта страна владеет ядерными боезарядами собственной разработки еще с конца 1960-х – начала 1970-х годов. Ее потенциал оценивается в 200-400 зарядов. В любом случае Израиль, как и официально объявленные владельцы ЯО, договор не подписал.
Отметим, что Россия считает гарантом ядерной безопасности другой договор – о нераспространении ядерного оружия. Подписанный еще в 1968 году, он призван препятствовать расширению «ядерного клуба» и обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением ядерного оружия. Проще говоря, оно запрещает передавать иным странам как само ядерное оружие, так и технологии его изготовления. Этот договор подписали почти все страны мира, за исключением обладающих ЯО Индии, Пакистана, КНДР, предположительно обладающего ЯО Израиля и Южного Судана.
С Израилем, подозревать который в обладании ЯО больше всего оснований, мировое сообщество, в первую очередь Запад, молчаливо согласилось. Это все же устойчивое государство с адекватным правящим режимом и сменяемостью власти. Кроме того, Израиль фактически является частью «коллективного Запада», его представительством на Ближнем Востоке, так что претензий со стороны последнего у него нет и быть не может.
Но есть в регионе еще одна страна, являющаяся ближайшим союзником Запада и даже членом блока НАТО – Турция. И в отличие от Израиля, она вызывает все больше поводов для беспокойства у Запада – как Европы, так и США.
Ядерного оружия у этой страны нет. Во всяком случае, пока. Во всяком случае, своего. Зато ни для кого не секрет, что там на базе «Инджирлик» американцы хранят атомные бомбы, причем речь идет о самом крупном хранилище за пределами США. По оценкам специалистов, речь идет о полусотне бомб В6.
Вопрос о вывозе этих бомб на территорию США поднимается всякий раз, когда отношения между странами обостряются, и Вашингтон использует этот аргумент для давления на Анкару. Точно так же Турция шантажирует США закрытием для них базы, которая имеет стратегическое значение для обеспечения присутствия США в регионе. На практике дальше угроз с обеих сторон дело никогда не доходит. Создается впечатление, что обе стороны вполне удовлетворены статус-кво.
Но вот действительно ли им удовлетворена Турция? Особенно сегодня – при Эрдогане, который умудрился перессориться со всеми союзниками. Это вопрос открытый. Сценарий, в котором Анкара может получить контроль над американскими бомбами, хоть и регулярно используется западной прессой, скорее является страшилкой – у Турции элементарно нет средств доставки, да и сама попытка захватить контроль над бомбами дорого ей обойдется.
Возможно, в этой ситуации лучшим решением для Анкары стало бы создание собственного ядерного оружия. Да, это прямое нарушение ДНЯО, но ведь Турция, держа у себя американские бомбы, и так фактически нарушает его. А как показывает пример Индии, Пакистана и КНДР, главное успеть сделать до того, как весь мир поднимет тревогу и задействует все доступные способы давления. А дальше мир можно просто ставить перед фактом.
Фантастика?
О том, что Иран и Турция неизбежно обзаведутся ядерным оружием и процесс его создания отменить невозможно, еще год назад заявил израильский политический аналитик Яков Кедми. Он напомнил, что не так давно специалисты ядерной военной программы Пакистана заключили «очень серьезное» соглашение с Турцией. По его словам, ни Вашингтон, ни Тель-Авив не в состоянии военным путем помешать растущей ядерной угрозе на Ближнем Востоке. По его оценкам, Тегеран может обзавестись ЯО уже через 10-20 лет. Такой же срок он отмерил и Анкаре.
По словам Кедми, даже у Израиля не возникнет возражений по этому поводу, поскольку «ядерное оружие, хотим мы этого или не хотим, хорошо это или плохо, становится одним из элементов вооружений XXI века».
По поводу соглашений с Пакистаном – немного поясню.
Есть в Пакистане такой физик-ядерщик Абдул Кадир Хан, считающийся основателем и руководителем местной ядерной программы. На самом деле он банально украл секреты британской URENCO Group, занимавшейся обогащением урана для АЭС, в которой работал. Однако этим его теневая деятельность не ограничивалась. Его подозревали в торговле ядерными материалами и оборудованием. По его же собственным словам, он создал крупнейшую в мире сеть, которая в течение почти двух десятилетий продавала свои разработки Ирану, КНДР, Ливии и другим странам.
США были вынуждены реагировать, надавили на власти Пакистана, которые поместили ученого под домашний арест, оградив его от излишнего внимания не только журналистов, но и западных следователей, которые считают, что целый ряд стран был вовлечен в эту преступную деятельность, среди них Турция, которая якобы являлась производственным центром в этой сети.
Так передал ли Исламабад Анкаре ядерные технологии? Или готовится передать? В последнее время многие западные СМИ начали писать о том, что Турция и Пакистан ведут переговоры на высшем уровне о подобной передаче. В конце декабря прошлого года состоялась встреча в рамках турецко-пакистанской группы по военному диалогу на высшем уровне (HLMDG), одной из тем в повестке которой могло быть обсуждение обмена ядерными и ракетными технологиями. Индийские же СМИ прямо писали, что Эрдоган якобы лично попросил главнокомандующего пакистанской армией генерала Баджву помочь с передачей технологий ядерного оружия, на что тот согласился.
Кроме того, соседи Турции, в частности Греция, давно бьют тревогу по поводу того, что Анкара сама занимается у себя обогащением радиоактивных элементов. О том, что Турция может обладать значительным количеством центрифуг неизвестного происхождения, заявляли в Германии. По данным немецкой разведки, в мае 2010 года Эрдоган приказал тайно начать подготовку к строительству объектов по обогащению урана.
Тему турецкого ядерного оружия по всему миру уже обсуждают на полном серьезе. Так, азербайджанские СМИ, со ссылкой на главного редактора «МК в Турции» Яшара Ниязбаева, пишут о том, что Турция желает обладать ядерным оружием, рассматривая его как средство сдерживания, особенно учитывая тот факт, что страна находится в окружении ядерных держав – России и Израиля, а к ним, по всем прогнозам, присоединится и Иран.
«Что касается региона Ближнего Востока, то, как мне кажется, само турецкое государство больше настроено на созидание, а не на разрушение. А наличие ядерного оружия – это усиление позиций на любых переговорах», – отмечает Ниязбаев.
Долгие годы в ЯО у Турции не было ни малейшей нужды – её безопасность полностью гарантировалась НАТО. Однако сегодня интересы Анкары гораздо шире обеспечения собственной безопасности и приобрели ярко выраженный экспансионистский оттенок. Анкара сегодня претендует как на роль лидера на пространстве бывшей Османской империи, так и в целом лидера исламского мира (собственно, империя и была какое-то время новым «халифатом»).
Однако мешают ей в этом конкуренты – саудиты и Иран. Первые являются «любимой женой» Вашингтона, и считаться с их интересами приходится. Тегеран же, будучи враждебным государством для всего суннитского мира (по сути, третьим в списке врагов после Израиля и безбожного Запада), также претендует на роль регионального лидера, активно вмешиваясь в дела стран, где есть шиитское меньшинство (не говоря уже о большинстве) и к тому же стоит на пороге создания своего ядерного оружия.
Таким образом, для Турции собственное ЯО могло бы стать не только гарантией собственной безопасности (НАТО её уже не особо гарантирует), но и весомым аргументом в спорах с оппонентами, многократно повышающими ее политический вес.
Осложнение отношений с США (едва ли стоит ожидать их резкого улучшения при Д. Байдене) также заставляет Эрдогана искать дополнительные аргументы для давления на Вашингтон.
Наконец, Эрдоган, как и лидеры Европы, начинает понимать, что, несмотря на уход из Белого дома Д. Трампа, США остаются нестабильными и малопредсказуемыми, они начинают утрачивать роль лидера западного мира. А это значит, что рано или поздно Европе, Ближнему Востоку и другим регионам, где ныне сильны позиции Вашингтона, придется существовать в условиях игры, в которой «каждый сам за себя».
Для Ближнего Востока эта ситуация усугубляется и тем, что регион никогда не был предоставлен сам себе. Освободившись от власти Османской империи после Первой мировой, он попал под прямое управление Западом, да и после Второй мировой коллективный Запад фактически «держал» регион, несмотря на обретение всеми его странами не только формальной независимости. Если исчезает арбитр такого масштаба, как США, регион может скатиться в состояние войны «всех против всех». И в этой ситуации Турции как стране, претендующей на лидерство, ЯО не помешает.
Так или иначе, все это пока рассуждения на тему о том, как оно может быть, однако нет никаких точных доказательств того, что оно так и есть. Впрочем, пищу для размышлений дает сам Эрдоган, который еще в 2019 году заявил следующее: «Неприемлемо, что у кого-то есть ядерное оружие, а у нас его нет».
Эрдоган тогда также упомянул Израиль, до которого никто «не может дотронуться, потому что он обладает ядерным оружием». Впрочем, как я уже говорил, ЯО нужно Анкаре далеко не только для «сдерживания» Израиля.
Напомню, Турция подписала Договор о нераспространении ядерного оружия в 1980 году, а Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в 1996 году. Будет ли она их выполнять? И выполняет ли сегодня – большой вопрос…
И тут стоило бы напрячься не только Ирану и Израилю, но и арабам, и европейцам, и США, с которыми ядерная Турция будет разговаривать уже на других тонах. Да и России, особенно в свете наступления Эрдоганом на наши интересы на Ближнем Востоке, а также экспансии в Закавказье и Среднюю Азию, военной активизации на Украине и невнятной политики по отношению к Крыму, ядерная Турция может причинить немало головной боли…
Поделиться3773 Фев 2021 09:02:13
Юрий Селиванов: Америка будет играть вдолгую
Новая вашингтонская администрация, как это не парадоксально звучит, может быть объективно куда меньше заряжена на конфронтацию с Россией, чем связанная по рукам и ногам необходимостью доказывать свою враждебность РФ администрация Трампа
Можно, конечно, «сделать паузу и скушать твикс», дожидаясь пока наступят ритуальные сто дней Джо Байдена. Но с учетом его преклонного возраста и «чем черт не шутит», лучше все-таки кое-какие предварительные выводы сделать уже сегодня. Чтобы не было поздно послезавтра.
Итак, зададимся вопросом — на что намекают первые шаги новой-старой (потому что, по сути, обамовской) американской администрации на ключевом для пока еще глобальной сверхдержавы внешнеполитическом поприще? А намекают они, причем довольно прозрачно на её, пусть это не покажется странным, величайшую осторожность и осмотрительность.
Признаки тому не просто присутствуют, но других пока даже не наблюдается. Вот только некоторые заметные вехи:
Первое. Беспроблемное продление на пять лет Договора по стратегическим вооружениям (СНВ-3) с Россией. Причем, настолько беспроблемное, что, похоже, удивило даже Москву, которая ещё совсем недавно предлагала американцам продлить его хотя бы на годик. И это не говоря уже о наших пропитанных расовым недоверием к заокеанскому супостату сугубым патриотам, которые неутомимо ищут в этом шаге Вашингтона страшный подвох и прочую каку. Вроде как Путин, который моментально подписал закон о ратификации продления СНВ-3, меньше их разбирается в вопросах большой стратегии.
Уверен, что нечего там искать. Потому, что в этой «темной комнате» нет никакой черной кошки. И никогда не было. Договор ясен как божий день. Он сохраняет статус-кво, которое, по большому счету, устраивает обе стороны и одновременно дает им возможность изобретать и развертывать на стартовых позициях новые «адские машины». Когда-нибудь эти перемены приведут к той черте, когда необходимость заключения нового договора станет для них очевидной. Кому недостаточно этих кратких пояснений, вот более развернутая версия: Юрий Селиванов: Шанс, которым не стоит пренебрегать
Второе. Новая администрация США практически с первых шагов обозначила несколько неожиданный для многих акцент своего политического курса. А именно — явный крен в сторону внутриполитической тематики. Вот что заявил по этому поводу новоназначенный советник Байдена по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан.
«В настоящее время самым глубоким вызовом в сфере национальной безопасности для США является необходимость наведения порядка в собственном доме …Мы сталкиваемся с пандемией COVID-19, которая продолжает терзать наше население, мы сталкиваемся с экономическим кризисом, … мы, безусловно, сталкиваемся во всех частях нашей страны с последствиями климатического кризиса. И, разумеется, были острые угрозы нашей конституционной республике, а также глубокий раскол (американского общества), который они еще больше углубили»
Если вспомнить, что при Трампе эту должность занимал неукротимый русофоб и апологет внешней экспансии Джон Болтон, то можно оценить разницу. Тем более, что сама должность советника по «нацбезу» традиционно считается внешнеполитической.
Но что самое поразительное — практически вся эта акцентированная вовнутрь США риторика едва ли не слово в слово скопирована с … позиции Дональда Трампа! Именно он в течение всего времени своего президентства только тем и занимался, что перечислял внутренние американские «траблы» и призывал «Сделать Америку снова великой!».
Тот факт, что новая администрация США, фактически вынуждена, несмотря на свой показной и ярый антитрампизм, повторять те же слова и расставлять аналогичные акценты, говорит, прежде всего, о том, что это отнюдь не пустая болтовня, но нечто гораздо большее. А именно признание того, что это и есть реальные проблемы Америки, серьезность которых — объективная величина и никак не зависит от фамилии очередного обитателя Белого дома.
Проще говоря, даже если в Вашингтоне и было бы желание вернуться в полном объеме к прежней неоимперской политике глобального диктата, физических возможностей для этого уже нет и первоочередными угрозами существованию США, де-факто, становятся отнюдь не Китай и даже не Россия.
В свете этого уже не удивительно, что тот же Салливан полностью подтвердил прежнюю линию администрации Трампа в отношении традиционных союзников США:
«Салливан добавил, что администрация Байдена намерена «вдохнуть новую жизнь» в зарубежные альянсы США, но не станет добиваться возвращения в них к тому положению дел, которое существовало до прихода к власти предыдущего президента Дональда Трампа, провозглашавшего принцип «Америка прежде всего». Нынешнее правительство США призывает зарубежных союзников думать о том, «как модернизировать эти альянсы», чтобы «заниматься угрозами будущего», уточнил помощник американского лидера. Кроме того, добавил он, администрация Байдена намерена «ясно и последовательно» говорить о ценностях США, следуя им во внутренней политике.»
Все это весьма мало отличается от ультиматумов Трампа, который требовал от союзников Америки самим платить за свою безопасность.
Третье: Все вышесказанное вовсе не означает, что отныне внешняя политика США моментально и волшебным образом переменится. И американцы перестанут заниматься тем беспределом в отношении той же России, которым они занимаются уже многие годы. Инерция движения такой большой страны, где очень многие фигуры, круги и силы намертво срослись с американским милитаристским великодержавием, никуда не делась. И они будут продолжать пытаться поворачивать руль геополитики США в привычном для них направлении.
Однако есть, по крайней мере, одна фундаментальная разница между положением новой администрации и её многострадального предшественника. Трампа, как известно, еще до того, как он стал президентом, кинулись обвинять в том, что он продался России, стал чуть ли не агентом Путина и так далее, в том же духе беспардонной клеветы. И Трамп, находясь под таким страшным психологическим давлением, которому он ничего не мог противопоставить, поскольку почти все СМИ находились в руках его врагов, был вынужден стать «большим католиком, чем папа римский». Именно поэтому большую часть своего срока он занимался доказательством того, что он не российский агент. А главным способом доказать это было для него максимальное ужесточение позиции США в отношении Российской Федерации. Вплоть даже до занятия позиций, откровенно противоречащих интересам самих США. Яркий тому пример – совершенно нелепые и заведомо невыполнимые условия администрации Трампа по продлению Договора СНВ-3.
Кстати, того самого Договора, который Байден немедленно продлил на прежних, десятилетней давности условиях, моментально отбросив всю трамповскую бредятину по этому поводу.
И вот тут мы подходим к самому важному пункту нашего размышления. Почему Байдену оказалось так просто это сделать? А вот почему. Новому президенту США нет нужды пускаться во все тяжкие для того, чтобы доказывать, что он не агент Путина. Если бы Трамп вот так запросто взял и без всяких условий продлил этот Договор с Россией, даже притом, что его к тому времени уже почти сожрали, его бы схарчили еще раз. И судили бы за государственную измену без всяких колебаний.
И вот именно это делает Байден буквально на второй день своего президентства. И что? Да ничего! Тишь да гладь, божья благодать!
И знаете почему? Да потому, что в руках пришедшей к власти в США финансово-экономической силы находится практически вся политическая, юридическая и пропагандистская машина Америки. И Байдена просто некому критиковать и, тем более, судить за государственную измену.
Но мало того! Именно поэтому новому президенту вообще нет нужды доказывать, что он не «гималайский верблюд» и устраивать для этого всевозможные демонстративные истерики, типа «российского вмешательства в американские выборы» и пускаясь во всевозможные внешнеполитические авантюры по примеру Трампа.
Проще говоря, в случае с Байденом полностью отпадает тот фактор вынужденной и глубокой деформации американской внешней политики, который был основной сутью вечно взволнованного и неуравновещенного поведения его «предтечи».
Таким образом, если объективно оценивать ситуацию, то следует констатировать появление принципиально нового качества в положении байденовской администрации, которая не отягощена теми обременениями, которые были свойственны Дональду Трампу. И, следовательно, у этой команды, по крайней мере теоретически, имеется вполне достаточно возможностей для принятия решений, продиктованных не сиюминутной коньюнктурой и личными нуждами загнанного в угол президента, но чем-то более основательным и близким к реальным и долговременным государственным интересам.
И вот здесь то, возникает очень вопросов именно к текущей политике Вашингтона в отношении России. Которую теперь, во-первых, совершенно не обязательно «троллить» по любому поводу, или вовсе делать врагом номер один. И только лишь для того, чтобы доказывать, что Байден не новый шпион Путина. А если эта вредоносная мотивация полностью снимается, а она точно снимается, то тогда включаются совершенно иные подходы и стимулы по отношению к той же России.
Не хочу преждевременно конкретизировать практические последствия, но, во всяком случае и как минимум, возникают некоторые варианты этого отношения, в довольно широком диапазоне которых американская линия в отношении РФ может быть, как сейчас выражаются, существенно волатильной.
Мне наверняка возразят – откуда, мол, такой оптимизм, если реальные действия США скорее говорят об обратном? Я бы призвал своих возможных оппонентов не спешить с выводами на этот счет. Ибо эти действия также поддаются различной интерпретации.
Можно, например, увидеть в нынешних явно спонсированных извне «навальных протестах» проявление крайней враждебности США и готовности максимально обострить отношения с Москвой. А можно, с не меньшим на то основанием, усмотреть и признаки относительной сдержанности Вашингтона в поддержке местной бузы. Ведь её размах находится в полной зависимости от размера финансирования. А он, этот «размах», оказался таким куцым, что поневоле приходишь к выводу, что ресурса для покупки действительно внушительного количества платных «революционеров» (а других здесь просто нет) оказалось явно недостаточно. Скажите, кто-нибудь всерьез думает, что у ЦРУ и госдепа США кончились деньги на поддержку таких «сабантуев»? А если не кончились, то значит причина в другом! И тогда нельзя исключать и того, что новый хозяин Белого дома отнюдь не торопится запускать на полные обороты механизм по развалу РФ.
Почему не торопится — вопрос интересный, если не вообще ключевой. Не исключено потому, что новой администрации еще только предстоит разобраться с геополитическими приоритетами и сделать осмысленный выбор в пользу первоочередных и второстепенных целей. И далеко не факт, что Россия окажется первой в этом списке американских мишеней. Идеи о том, что РФ может быть полезна Америке, например, против того же Китая и в своем целостном виде, возможно даже с включением в неё некоторых окраин, типа Украины, отнюдь не списаны в архив американской геополитики.
И совсем не случайно именно в эти дни явно нервное ощущение неопределенности будущего стало ретранслировать и китайское руководство:
«Китайско-американские отношения находятся в критическом моменте, сталкиваются с новыми возможностями и новыми вызовами, заявил член Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК), глава канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ян Цзечи.
… «Содействие возвращению двусторонних отношений в предсказуемое и конструктивное русло, построение модели мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами – общая задача, которая стоит перед Китаем и Соединенными Штатами», – указал он. «Это также соответствует ожиданиям всего мира», – резюмировал Ян Цзечи.»
Ровно по той же причине, я бы, в отличие от некоторых излишне суетливых коллег не стал бы слишком шпорить коней в части ожидания «неминуемого и уже скорого» обострения ситуации на Донбассе. Сколько уже было прогнозов на эту тему и все они так и не сбылись. И даже тот факт, что в первом телефонном контакте нового госсекретаря США Энтони Блинкена с киевским «министром иностранных дел» Кулебой, американская сторона пообещала продолжить оказывать Киеву «активную экономическую и военную помощь» лично мне ни о чем не говорит. Обычная дежурная риторика, притом, что реальный объем этой помощи остается пока почти символическим.
Станет ли он существенно больше еще вопрос. И это отнюдь не дань беспочвенному оптимизму с моей стороны. Новая администрация США пока не сделала никаких непоправимых и даже сколько-нибудь значимых гадостей в своих отношениях с Москвой. Возможно, прошло слишком мало времени. А возможно, причины тому куда более глубокие и долгоиграющие. Во всяком случае, я бы не спешил с кавалерийской лихости пророчествами насчет того, что все уже решено и «учтено могучим ураганом». Те силы, которые пришли к власти в Штатах, явно играют вдолгую. Им не приходится бояться за свое будущее, как это было свойственно Трампу. И у них нет субьективных причин торопить события. Возраст Байдена тут не причем. В крайнем случае, найдут кого-нибудь другого.
И хотя нет никаких причин сомневаться, что правящие круги США преследуют исключительно свои геополитические интересы, нельзя исключать, что при определенных обстоятельствах они могут, хотя бы частично, совпадать с российскими. Ведь что бы и кто не говорил, фундаментальным фактом истории является то, что в двух мировых войнах Россия и США все-таки воевали на одной стороне. А Путин вовсе не тот человек, который торопится развязать третью.
Поделиться3783 Фев 2021 09:07:38
Власти предложили для Крыма особый правовой режим для защиты от санкций
Через семь лет после присоединения Крыма и начала санкций российские власти предложили для полуострова «особые правовые районы». Они призваны стимулировать инвестиции из других регионов, защитив их от санкций режимом анонимности
Федеральные власти решили привлечь инвестиции в Крым, создав на полуострове «особые административные районы» (ОАР) в дополнение к действующей свободной экономической зоне (СЭЗ). Минэкономразвития России разработало законопроект о введении особого правового режима на территориях Республики Крым и Севастополя, главным преимуществом которого станет конфиденциальность инвесторов из других регионов России как способ защиты от западных санкций. Законопроект есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил представитель министерства.
Ранее с подобными инициативами выступали крымские чиновники: так, в 2017 году глава Крыма Сергей Аксенов рассказывал в интервью РБК об обсуждении проекта офшорной зоны в Крыму с гарантией анонимности инвесторов.
Защита от санкций
В 2014 году США ввели в отношении Крыма практически полное торговое эмбарго и уполномочили себя вводить санкции против любых российских компаний, которые ведут бизнес на полуострове. На этом основании в санкционных списках оказались, например, финансовый холдинг «ИФД Капиталъ», крымский банк РНКБ и железнодорожный оператор «Гранд Сервис Экспресс». Евросоюз вводил аналогичные санкции против «Мостотреста» и других компаний, участвовавших в строительстве Керченского моста, крымского судостроительного завода «Залив» и т.д. При введении ограничительных мер американцы и европейцы опирались в основном на публичные сообщения и сведения российских государственных реестров.
Большинство российских федеральных компаний не выходят на крымский рынок, опасаясь санкций, которые отрежут компании от долларового фондирования и торговли с европейскими партнерами. Правительство России пытается компенсировать дефицит частных инвестиций в Крыму бюджетными вложениями (в частности, через ФЦП Крыма и Севастополя объемом более 1 трлн руб.), но чиновники Минэкономразвития признавались, что даже исполнению ФЦП мешают санкции, усложняя привлечение федеральных подрядчиков.
В самом законопроекте и пояснительной записке к нему (тоже есть у РБК) ничего не говорится про западные санкции, но предлагается режим конфиденциальности информации об инвесторе — участнике ОАР, который снижает риск их введения.
Особые административные районы будут привлекательными для российских компаний, которые уже попали под санкции или рискуют стать подсанкционными, в том числе из-за деятельности в Крыму, подтвердили РБК в пресс-службе Минэкономразвития. Ограничение доступа к данным поможет российскому бизнесу осуществлять инвестиционную деятельность в указанных регионах без опасения расширения санкционного списка и вне зависимости от региона их «прописки», указали в министерстве.
Детали особого режима
Особые административные районы в Крыму и Севастополе создаются «с учетом геополитического положения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в целях ускорения их социально-экономического развития и формирования инвестиционно-привлекательной среды посредством реализации системно значимых инвестиционных проектов», следует из текста законопроекта.
ОАР будут действовать на всей территории Крыма и Севастополя, как и свободная экономическая зона, функционирующая с конца 2014 года.
Участниками ОАР могут стать российские компании, зарегистрированные в любом регионе, однако они не вправе иметь филиалы и представительства за пределами Крыма и обязаны вести бизнес исключительно на территории полуострова.Резиденты ОАР должны будут заключить с правительствами Крыма и Севастополя договор об условиях деятельности в ОАР и предоставить инвестиционную декларацию, включая ТЭО инвестпроекта, количество планируемых рабочих мест и размер средней зарплаты работников, общий объем капвложений и ежегодный график их осуществления в первые три года.
Инвестиционные проекты в ОАР должны подразумевать не менее 150 млн руб. суммарных капиталовложений и должны быть связаны с развитием действующих и созданием новых производств, развитием транспортной и иной инфраструктуры, развитием туристской деятельности, санаторно-курортного лечения, организации отдыха граждан. Правительству России предоставляется право определить и другие виды деятельности, разрешенные на территории ОАР.
Российское правительство также может установить дополнительные требования к участнику ОАР, в том числе к наличию финансовых ресурсов для реализации инвестпроекта, оборудования и материальных ресурсов, а также «опыта работы» и деловой репутации.
Налоговые льготы плюс анонимность
Принципиальной особенностью специального правового режима в Крыму будет возможность для компаний совмещать статусы участника ОАР (с режимом анонимности) и СЭЗ. В таком случае инвестор сможет пользоваться льготными режимами налогообложения и обложения страховыми взносами, характерными для СЭЗ, и использовать другие преимущества СЭЗ, например получать земельные участки в аренду без торгов.
В настоящее время участниками СЭЗ в Крыму и Севастополе являются почти 1700 компаний и индивидуальных предпринимателей. Срок ее функционирования — до конца 2039 года. В обмен на реализацию инвестпроектов участники СЭЗ пользуются пониженными налогами (например, нулевым налогом на имущество в течение десяти лет), а самой востребованной льготой, по данным Минэкономразвития, является возможность пониженных тарифов страховых взносов (7,6%, в том числе 6% на пенсионное страхование). 18 января 2021 года правительство России расширило льготы по страховым взносам для крымской СЭЗ: были установлены коэффициенты, необходимые для определения размера льготы в зависимости от вида экономической деятельности участника, получившего этот статус после 1 января 2018 года. По данным Минэкономразвития, резиденты СЭЗ Крыма и Севастополя в 2015–2019 годах инвестировали в общей сложности 157 млрд руб.
«Несмотря на достаточно большой объем государственных денег, инвестированных в крымскую инфраструктуру за последние годы, уровень инвестиций в регионе остается относительно низким, учитывая недоинвестированность крымской экономики в период нахождения в составе Украины», — говорит управляющий директор группы рейтингов органов власти рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. В 2017–2019 годах 71% всех инвестиций в основной капитал в Республике Крым приходился на бюджетные средства (334 млрд из 470 млрд руб.), следует из данных Крымстата. Но Пискунов считает, что уровень льгот для инвесторов в Крым должен быть существенно выше по сравнению с прочими особыми налоговыми режимами — как компенсация за риск. «В данном случае инвестор несет повышенный риск — помимо работы в достаточно проблемном с инвестиционной точки зрения регионе (уровень развития инфраструктуры, логистика, узкий рынок, сезонность спроса, кадры, водоснабжение и т.д.), в случае потери анонимности инвестор рискует своим основным бизнесом, который может оказаться под санкциями», — рассуждает он.
Режим особых административных районов позволит привлечь новые инвестиции в регион с учетом сохранения возможности конфиденциальности информации, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц об участнике ОАР, сказала РБК сенатор от Крыма Ольга Ковитиди. Особые административные районы с режимом защиты информации об инвесторе — это новый, не известный действующему законодательству режим, отмечает руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Элеонора Витоль. По ее мнению, Минэкономразвития стремится согласовать новое регулирование с действующими специальными правовыми режимами, такими как СЭЗ и специальные административные районы в Приморье и Калининграде. При этом предусмотрено исключение дублирования преференций — «то, за что обычно критикуют новые преференциальные режимы», говорит Витоль.
Конфиденциальность недвижимости
Реагируя на западные санкции, правительство уже применяет режимы изъятия публичной информации о юрлицах в целях минимизации санкционных рисков. Так, в 2019 году правительство утвердило перечень сведений (например, о руководстве, активах, структуре собственности), которые банки и компании могут скрывать от публики, чтобы снизить потенциальный ущерб от санкций. Компании стали пользоваться этими возможностями. Например, свою отчетность засекретил крымский банк РНКБ. Помимо этого существуют и другие способы закрытия информации, например использование непубличного акционерного общества (АО), не раскрывающего своих участников. Так, крымский застройщик «Консоль-Строй», внесенный в санкционный список США, почти на 100% принадлежит АО «Шархинский карьер», чьи собственники в ЕГРЮЛ не раскрываются.Новаторством предлагаемого регулирования будет ограничение публичного доступа не только к сведениям из ЕГРЮЛ, но и к данным Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписки из него предоставляет Росреестр (в 2020 году перешел из-под управления Минэкономразвития под контроль правительства). Доступ к сведениям ЕГРН об объектах недвижимости на территориях особых административных районов в Крыму и Севастополе ограничивается, говорится в законопроекте. Такие сведения будут предоставляться только органам власти, внебюджетных фондов, Центральному банку и судам.
Снижение прозрачности в отношении крымских инвесторов повышает коррупционные риски, считает директор французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин. «Помимо очевидных вопросов о порядке выбора победителей контрактов необходимо учесть непрозрачность в предоставлении субсидий, налоговых поблажек и прочих материальных преимуществ за счет налогоплательщиков», — рассуждает он.
Волошин считает, что одного механизма обеспечения конфиденциальности инвесторов может быть недостаточно для стимулирования дополнительных инвестиций. «Наверняка потребуются какие-нибудь дополнительные госгарантии (федерального правительства) на случай, если информация об инвесторах все же станет публичной и они окажутся в зоне санкционного риска», — говорит он. Властям придется осуществлять жесткий контроль над любой циркулирующей информацией, но «в век высоких технологий избежать огласки или утечек практически невозможно», скептичен эксперт.
Подробнее на РБК:Ссылка
Поделиться3793 Фев 2021 10:12:42
Колония или хозотряд при СИЗО: куда отправят Навального
Алексей Навальный, которому во вторник заменили условное наказание на реальное, будет этапирован после вступления этого решения суда в силу, и это должна быть одна из колоний общего режима в ближайших к Москве регионах.
«Согласно закону, после вступления в силу вынесенного сегодня решения, Навального должны этапировать в исправительную колонию по месту проживания.
Но поскольку в Москве нет колоний общего режима, то Навального должны этапировать в какой-либо ближайший регион, то есть в одну из колоний Центрального федерального округа РФ», — сказал «Интерфаксу» зампредседателя ОНК Москвы Николай Зуев.
Он также не исключил, что теоретически Навальный может остаться отбывать наказание в хозотряде при СИЗО в Москве, но это маловероятно.
Симоновский суд столицы на выездном заседании в Мосгорсуде во вторник удовлетворил ходатайство столичного управления ФСИН, отменив Навальному условное наказание и заменив его на 3,5 года колонии общего режима, которые ранее были назначены ему приговором суда по делу «Ив Роше». В декабре 2014 года Навальный и его брат Олег были признаны виновными в хищении.
Согласно решению суда, Навальному зачли срок, проведенный под домашним арестом в период следствия и суда в 2014 году, в срок отбывания наказания по расчету «день в день».
По словам его адвоката, фактически оппозиционер проведет в колонии около 2 лет и 8 месяцев. Таким образом, если решение в отношении Навального вступит в законную силу, он выйдет на свободу в октябре 2023 года.
После заседания Симоновского суда защита заявила, что обжалует в Мосгорсуде и кассации сегодняшнее постановление суда, а также обратится в Кабинет министров Совета Европы в связи с неисполнением решения ЕСПЧ в отношении Навального по делу «Ив Роше».
Поделиться3803 Фев 2021 10:31:28
Титов оценил возможность отмены ИП
МОСКВА, 3 февраля. /ТАСС/. Самая популярная в России форма собственности — индивидуальный предприниматель (ИП) — имеет некую нелогичность в вопросе вывода финансов, однако ликвидировать ее просто так невозможно. Такое мнение высказал в интервью ТАСС уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Идея отменить ИП, сохранив самозанятых и юридических лиц, ранее была высказана экспертам Института экономики роста им. Столыпина, председателем наблюдательного совета которого является Титов.
«Я не могу сказать, что мы прямо готовы до конца отстаивать эту точку зрения, — отметил бизнес-омбудсмен. — Действительно, во всем мире существуют или самозанятые, которые не имеют права нанимать людей на работу, или юридические лица — компании. В компаниях — разделение финансовой ответственности: есть деньги компании, а есть личные деньги. Это разные два кошелька. У индивидуального предпринимателя все вместе, и он не платит никаких налогов, когда выводит эти деньги на потребление. Конечно, в этом есть некая нелогичность».
При этом, по словам Титова, кроме экономических и социальных интересов развития «есть еще люди».
«И когда люди привыкли к такой системе, уже многие и многие годы индивидуальные предприниматели нанимают людей, то так просто рубить это топором невозможно. И надо находить какие-то меры, очень постепенного, не сложного и не наносящего ущерб людям пути», — заключил он, добавив, что «когда-то надо будет менять очень многие вещи».
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 января, в России зарегистрировано свыше 3,3 млн индивидуальных предпринимателей и почти 2,4 млн юридических лиц. Также ранее сообщалось о более чем 1,5 млн зарегистрированных самозанятых.