1. В преддверии переговоров о возобновлении ядерной сделки заявления о снижении или прекращении поддержки саудитов в Йемене призваны подготовить для США переговорные позиции после нескольких лет практически полной заморозки отношений.
Критика решения о признании хуситов террористами, а также неодобрение действий Саудовской Аравии в ряде моментов дословно повторяет некоторые тезисы иранских государственных СМИ на тему Йеменской войны. Тегеран ясно дал понять, что готов возобновить ядерную сделку только на условиях 2015 года, к которым должны вернуться США. Кроме этого, Штаты обязаны снять санкции с Ирана и рассмотреть вопрос о выплате Ирану компенсации за выход из договора. Разумеется, деньги иранские власти вряд ли получат, но вот возобновление ядерной сделки совсем не исключено, о чем заявляли как Байден, так и Блинкен. При этом далеко не факт, что переговоры с Ираном по данному вопросу пройдут успешно.
2. Определенные дипломатические сигналы, связанные с критикой Саудовской Аравии, могут облегчить для США диалог с умеренными кругами иранского истеблишмента из окружения президента Хасана Роухани. Позиции последнего весьма неустойчивы из-за возросшего влияния Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) после убийства Касема Сулеймани.
Вопрос переговоров с США по ядерной сделке для Ирана имеет важнейшее внутриполитическое значение: если переговоры провалятся и сделка будет окончательно похоронена, это усилит влияние КСИР и «ястребов», всерьез рассматривающих вопрос необходимости получения Ираном ядерного оружия. Фактически у Тегерана появится ультимативное оружие возмездия, которое станет важным фактором в противостоянии Израилю, Саудовской Аравии и США. С другой стороны, возобновление ядерной сделки усилит позиции умеренных кругов, как это уже произошло в период с 2015 по 2016 годы, когда возникла временная иллюзия, что США договороспособны и с ними можно заключать долгоиграющие сделки, выгодные обеим сторонам.
3. Йемен в этом контексте является одним из важнейших факторов, так как в случае пересмотра ядерного соглашения судьба Йеменской войны станет дополнительным предметом торга, призванным облегчить договоренности с Ираном.
Критика Саудовской Аравии и остановка оборонных контрактов могут продемонстрировать Ирану намерения США обсуждать Йеменский вопрос. Данное обстоятельство в перспективе означает исключение «Ансар Аллах» из списка террористических организаций, снятие некоторых санкций по Йемену и готовность Вашингтона рассматривать альтернативные варианты политического урегулирования в регионе, отличные от тех, что предлагают Саудовская Аравия и ОАЭ и отвергает Тегеран. Предложения бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, которые он передал оппонентам в Персидском заливе, как раз и подразумевают поиск новых путей урегулирования. Готовность Катара выступить в качестве посредника на переговорах способна активизировать этот процесс.
4. Я бы не исключал, что в ближайшие 2—3 месяца на территории Катара (или Омана как альтернативной переговорной площадки) пройдут прямые переговоры американской и иранской делегаций. Вероятно, их организуют по тому же принципу, по которому Доха оказывала посреднические услуги в переговорах США и «Талибана»1 (деятельность запрещена в РФ). Предметом обсуждения станет возможное возобновление ядерной сделки — либо на первоначальных требованиях Ирана (2015 год), либо на видоизмененных условиях США.
5. Израиль и Саудовская Аравия не очень довольны перспективами таких переговоров, но уже вынуждены с этим смириться. Эр-Рияд снова заявляет о готовности к деэскалации, не забывая обвинять в эскалации Иран. Израиль также критически относится к идее возобновления ядерной сделки, считая, что это расширит возможности Тегерана по ведению гибридных войн по всему региону (хотя отсутствие ядерной сделки никак не помешало Ирану построить шиитский мост Тегеран — Бейрут).
МОССАД уже передал в Вашингтон список своих требований по обеспечению региональной безопасности, которые США должны учитывать при переговорах с Ираном. Другой вопрос: администрация Байдена, в отличие от администрации Трампа, несколько более прохладно относится к идее привилегированной поддержки Израиля и той же Саудовской Аравии.
Сторонники нового президента выступают за возвращение к более привычной для США политике общего ближневосточного арбитража, от которой Вашингтон при Трампе отказался в пользу поддержки ряда «союзных» стран. Это резко расширило возможности России, Китая, Ирана и Турции по распространению их влияния в регионе.
6. Стоит помнить и об участии США в картельной сделке ОПЕК+, прийти к которой их вынудила российско-саудовская нефтяная война, сильно ударившая по добыче сланцевой нефти в Штатах. Несмотря на прямой законодательный запрет участвовать в подобных соглашениях, администрация Трампа нашла способы обойти его через законодательство отдельных штатов. В результате сланцевая добыча была спасена, а США вынуждены неофициально участвовать в ОПЕК+.
Администрация Байдена уже дала понять, что она намерена поддерживать «Новый зеленый курс» и к сланцевой добыче относится достаточно прохладно, в том числе и по идеологически-экологическим соображениям. Поэтому, если Байден будет продвигаться по «зеленому» пути, вопросы выживания американских сланцевиков перестанут иметь определяющее значение. При таком варианте США получат опцию возобновления ценовой нефтяной войны в любое подходящее им время, особенно если Вашингтон будет рассматривать нефтяную войну как способ решить свои проблемы глобального характера.
Глобальный контекст
За внешнеполитическими и внутриполитическими причинами, которые актуализируют тему Йеменской войны и ядерной сделки в вашингтонской политике, важнейшую роль играет противоборство с Китаем и Россией — это прописано в основополагающих документах по оборонной стратегии США. Поэтому еще при Трампе мозговые центры, связанные с Демократической партией и неоконами, указывали на то, что, проводя политику оппортунизма в отношении Израиля и Саудовской Аравии, Белый дом сам отказывается от части влияния на Ближнем Востоке. «Расчищая» площадку, где «резвятся» Китай и Россия, Штаты продвигают свои экономические и военно-политические интересы и заполняют вакуум, образовавшийся в регионе после ослабления американского влияния.
Некоторые аналитики указывают, что согласно Большой стратегии США должны перестать размениваться на мелочи и снизить интенсивность конфликта с Ираном, покончить с рядом второстепенных обременительных конфликтов (в том числе и с Йеменской войной) и сосредоточиться на противостоянии главным оппонентам — Китаю и России. Против этих двух государств и должны быть направлены основные усилия, связанные с подрывом китайской инициативы «Один пояс — один путь» в странах Ближнего Востока и Средней Азии.
Также необходимо усилить давление на российские военно-политические и экономические позиции в регионе, чтобы ослабить выгодные для Москвы отношения с Ираном и Турцией. Еще при администрации Обамы они рассматривались как угрожающие долгосрочным интересам США в регионе.
Поэтому «миротворчество» Байдена в вопросе Йеменской войны или ядерной сделки с Ираном может служить лишь оберткой для более системной и последовательной стратегии борьбы против Китая и России. Несмотря на ряд примирительных жестов вроде продления СНВ-3 или славословия Китаю как «главному экономическому партнеру США», в программных заявлениях Госдепа и Китай, и Россия ясно обозначаются как оппоненты, которым надо противостоять на различных уровнях.