Лукино Висконти.
Снимался как статист с 1938 года, актёр в кино — с 1947 года.
Сыграв у Висконти в «Белых ночах» (1957) и у Марио Моничелли в криминальной комедии «Злоумышленники неизвестны» (1958), Мастроянни был замечен великим Феллини, который пригласил его на главную роль в своей грандиозной кинофреске «Сладкая жизнь» (1960).
Этот фильм мгновенно сделал его известным и востребованным по всей Европе в непривычной для него актёрской ипостаси интеллектуала и космополита.
В 1961 году последовали не менее восторженные отклики кинокритиков о работе Мастроянни в фильме Микеланжело Антониони «Ночь», где его отрешённая манера исполнения точно соответствовала режиссёрской задаче передачи отчуждения, царящего в современном обществе.
Следующие две картины с его участием — «Развод по-итальянски» со Стефанией Сандрелли и «Частная жизнь» с Брижит Бардо— были ориентированы на более широкую аудиторию.
Выиграв две подряд награды Британской Киноакадемии, Мастроянни исполнил главную роль в новом шедевре Феллини — «Восемь с половиной» (1963), после чего продюсер Карло Понти привлек его к ряду проектов с участием своей супруги, Софи Лорен.
Под руководством режиссёра Витторио де Сики Мастроянни и Лорен сыграли супругов в фильме «Брак по-итальянски» и в другом популярном фильме, «Вчера, сегодня, завтра».
Так родился один из самых знаменитых дуэтов мирового кино.
Перешагнув сорокалетний рубеж, Мастроянни вновь работает с Висконти «Посторонний», Феллини «Рим» и Романом Полянским «Что?» и фильм с Витторио де Сикой и Софи Лорен — «Подсолнухи»
Во второй половине 1970-х и в 1980-х годах, актёр снимался ещё больше, чем раньше.
Каждый год выходило по нескольку фильмов с его участием, однако большая часть из них с художественной точки зрения оставляла желать лучшего.
Хотя звёздный статус Мастроянни несколько пошатнулся, критики были благосклонны к нему.
В 1986 году он получил приз Каннского кинофестиваля и был в третий раз выдвинут на «Оскар», на этот раз за роль в фильме Никиты Михалкова «Очи чёрные».
Личная жизнь актера всегда была в центре внимания его поклонников и таблоидов.
В 1945-м Мастроянни познакомился будущей итальянской кинозвездой Сильваной Мангано.
Им было о чем поговорить: 16-летняя скульптурно-красивая Сильвана тоже дебютировала в кино и страстно жаждала ролей.
Но роман также быстро закончился , как и начался. Пара рассталась.
В 1950 году, еще в самом начале театральной карьеры, когда Мастроянни еще не пользовался бешеным успехом у женщин, он женился на Флоре Карабелла — итальянской актрисе, дочери известного композитора Эцио Корабеллла , автора множества балетов, оперетт и музыки к фильмам.
В 1951 году в молодой семье родилась дочь Барбара.
Флора стала единственной законной женой Марчелло Мастроянни, они прожили вместе немало лет, несмотря на его многочисленные романы.
Где бы и с кем бы «непутевый» муж не находился, он ежедневно звонил жене в Рим и каждый год в день их венчания присылал розы.
«Поначалу, узнав о его похождениях, я крушила мебель, кричала, как ненормальная, — рассказывала журналистам Флора Карабелла
— Но потом Висконти дал мне жизненно важный совет: «Если он будет свободным, без оков, он всегда будет возвращаться к тебе. Марчелло так уж устроен — он порхает, словно мотылек, безо всякого смысла».
Через двадцать лет они разъехались, но так никогда и не развелись.
В 1968-м Мастроянни снимался в фильме с характерным названием «Любовники».
Его партнершей была американская актриса Фэй Данауэй.
Марчелло вспоминал: «Наша связь началась с поцелуя на съемочной площадке, как и было предусмотрено сценарием. Я обнял ее и начал целовать.
Это было как молния.»
За молнией последовал ураган — Марчелло понял, что новая Фэй лучше старой Флоры.
Он заметался, начал строить планы на новую семейную жизнь, но строил их так долго, не предпринимая никаких решительных шагов, что деловая американка выставила его за дверь и увы , пылкий герой вернулся к верной и испытанной Флоре.
Еще страдая по американке, на съемках картины «Это случается только с другими» у 46-летнего Марчелло Мастроянни завязался роман с 27-летней француженкой Катрин Денев, которая была в похожем состоянии после расставания с режиссером Франсуа Трюффо.
За полгода до этого актеры познакомились в Лондоне на ужи?
. За полгода до этого актеры познакомились в Лондоне на ужине у Романа Поланского, но тогда итальянец только и заметил: «Профессиональная красавица».
Роман с «этой иностранкой», как Флора презрительно называла Катрин Денев, длился несколько лет.
Все это время Мастроянни метался между Парижем и Римом.
Он неоднократно делал Катрин предложение, чего раньше с ним не случалось.
Но актриса каждый раз отказывалась, не желала уничтожать его семью, и вообще была скрытна и холодна с ним.
Но сам Марчелло Мастроянни не верил в холодность актрисы.
Ничего не изменило в отношениях пары и рождение в 1972 году дочери Кьяры, после которого Джульетта Мазина сказала Феллини: «Не иначе как бедный Марчелло придумал последнее средство, чтобы взять сей неприступный бастион французской независимости».
Но Денев по-прежнему отказывалась выходить замуж за Мастроянни.
В итоге Марчелло вернулся к своей семье в Италию, Флора его утешала: «Может быть, она не совсем нормальная? — рассуждала она. — Впрочем, чего еще ждать от француженки!»
Мастроянни часто тайно приезжал в Париж и провожал взглядом выходивших из дома любимую женщину и дочь.
Кьяра была его любимицей, свою особую привязанность к ней актер объяснял словами «я обожал мать этого ребенка».
Покинутый Катрин Денев и Флорой, Мастроянни нашел утешение у Анны Марии Тато, с которой прожил последние 15 лет. Она была намного моложе его, а главное — коллегой по профессии, и, как режиссер, создала короткометражный кинопортрет Марчелло, в котором он размышлял вслух о разных моментах своей жизни. Незадолго до смерти Мастроянни посмотрел весь отснятый материал и сам дал ему название: «Я помню, да, я помню»
Даже будучи тяжело больным, страдая от рака поджелудочной железы, Мастроянни не прекращал играть и не терял жизнелюбия.
«Может быть, я и стал занудой, но все равно смотрю на жизнь с оптимизмом.
И синьору с белой бородой там, в небесах, говорю: не обращай на меня внимания, пусть я еще поживу!»— говорил он.
19 декабря 1996 года в возрасте 73 лет он ушел из жизни туманным и холодным утром в Париже, в своей квартире в Латинском квартале.
Рядом с ним находились Анна Мария Тато, Катрин Денев и дочь Кьяра, а также друг молодости Мишель Пикколи.
Похоронили его, согласно завещанию, в Риме.