- При этом периодически появлялись другие хорошие парни - те, которые помогали в определённый период американским хорошим парням, но потом помощники обычно становятся плохими парнями. Одни американцы всегда хорошие.
- По уровню наивности похоже на какую-то детскую игру. Может, это форма социальной недоразвитости?
- В социальном ракурсе Америка такая же, как остальные страны. И я не стал бы упоминать о недоразвитости, поскольку речь идёт о великой культуре и великой нации, у которой всего лишь возникли проблемы. Кстати, все войны американцы вели с выгодой, кроме, пожалуй, гражданской войны, но и здесь верх одержало добро - хороший Север победил рабовладельческий Юг. Но потом, правда, навязал свои порядки и отжал всё, что можно было отжать.
Полковник СВР Елена Вавилова*: «Все войны американцы ведут как бизнес, и у этой системы большие преимущества. Такой же подход у них и к военно-промышленному комплексу - у них всё завязано на деньги. А вот к нашим войнам и к нашей истории отношение у американцев весьма любопытное. Мы говорим, что победа досталась нам ценой больших потерь - за счёт массовой жертвенности, а американцы утверждают, что многие наши жертвы были напрасны, что жертв могло быть намного меньше, если бы наше политическое и военное руководство действовало умнее. Им непонятно, зачем бросаться на амбразуру, если можно подвезти пушку. Американцы очень прагматичный народ и очень практичный, которому мысль о самопожертвовании даже в голову не приходит».
Елена Станиславовна Вавилова - разведчик-нелегал, полковник СВР.
«Американские военные никогда не позволяли в отношении России ни унизительных, ни шапкозакидательских высказываний»
- В бытовых разговорах тема войны у них часто возникает?
- Это абсолютно не самая актуальная тема, разве только в профессиональных кругах.
- А высокая политика?
- Высокой политикой в Америке занимаются интеллектуалы и специалисты. На кухне такое не обсуждается. Я бы добавил вот ещё что: мы преимущественно говорим о прошлом, а американцы - в основном о будущем, для них прошлое не так важно, чтобы его обсуждать. Было и прошло, и что об этом рассуждать! Своеобразное отношение и к государству. Для нас - это жизнеобразующая структура, в США государство - необходимое зло, но всё-таки зло, поэтому оно должно быть маленьким, никуда не лезть, а лучше, чтобы его вообще не было. Америка так устроена, что там никто никому не должен - ни ты государству, ни оно тебе. И вообще мы кардинально разные страны по базовым понятиям. Мы централисты, они наоборот - децентралисты. У них всё самое главное происходит на уровне города или штата, у нас - в Москве. Для американцев Вашингтон - это болото, где засели всякие гады, которые кормятся на народные деньги.
- Вот и Дональд Трамп говорил о вашингтонском болоте. Получается, выражал народное мнение?
- На этом и держалась его популярность.
- Экс-посол США в Москве Джон Байерли, отец которого, кстати, успел повоевать в Красной Армии, вспоминал, что во время Карибского кризиса его семья не отходила от радиоприёмника - боялись, что начнётся ядерная война с СССР. А сейчас американцы боятся войны? Сегодня в Америке понимают, что в случае ядерного противостояния всё решится за полчаса, и никаких победных парадов не предвидится, потому что некому будет маршировать и негде?
- Конечно, понимают. Но сразу надо сказать, что американское общество делится на две группы. Есть высокие профессионалы, которые отдают себе отчёт, каким оружием владеют стороны, и понимают, что выигрыша в такой войне в принципе быть не может, поэтому они ни в коем случае не пойдут на непродуманные, на глупые шаги. И есть другая часть, эти колеблются между империалистическим угаром типа «Всех победим!» и животным ужасом - «Ой, русские идут, и сейчас мы все умрём!». Кстати, американские военные никогда не позволяли себе в отношении России ни унизительных, ни шапкозакидательских высказываний.
- А Джон Маккейн?
- При чём здесь Маккейн? Он когда-то был военным, а потом стал политиком, тем более сенатором. А сенатор - абсолютно безответственный человек, он может всё, но не отвечает ни за что. Никакой ответственности и у членов Палаты представителей, кроме как потрепаться. И вообще отношение к политике в Америке пренебрежительное - по мнению американцев, она должна существовать, потому что существуют деньги и власть, и кто-то всем этим обязан заниматься.
«Если дать повод, эксцесс на Капитолийском холме может повториться в любой момент»
- Большая американская политика, она какого цвета? Вот deep state, например?
- Deep state больше отражает белую Америку, потому что это часть элит. А элиты разбавляются медленнее, чем остальное общество, потому что туда ещё надо пробиться через жёсткую систему отбора. И в большей мере это удаётся латиноамериканцам, а вовсе не чернокожим, как можно было бы предположить. У чёрных особенный темперамент, они лучше проявляются в искусстве или, например, в музыке и не обязательно интересуются политикой. Хотя всегда есть исключения, представители темнокожего населения тоже появляются в истеблишменте - тот же Барак Обама, Колин Пауэлл или Кондолиза Райс. Это талантливые люди, которые поднялись через систему, хотя им было труднее других. Латиноамериканцы легче встраиваются в систему и активнее идут в политику. К тому же за ними большая культура и большая история, а сами они достаточно консолидированные и целеустремлённые. Поэтому в последнее время происходит, я бы сказал, латинизация американской политической системы. И вполне возможно, Америка пересмотрит англосаксонскую концепцию глобального доминирования. А это в чистом виде англосаксонская традиция.
- Вот как, даже в Америке всё течёт, всё изменяется… Поверить невозможно.
- Демократизация системы, появление в системе людей с разными бэкграундами, другим цветом кожи - это нормальный процесс. Может быть, модернизация потому и захватила в первую очередь Соединённые Штаты, что они доминируют в технологиях - первыми входят в новый технологический цикл и раньше других начинают меняться.
- Всё-таки назвать революционером-модернизатором Джозефа Байдена пока трудно, а вот Трамп действительно попытался что-то поменять. И, насколько можно судить, у него ещё остались сторонники.
- Трамп - выразитель интересов той группы, которая была мажоритарной, а сейчас становится миноритарной. С одной стороны, это в основном белая Америка, хотя за Трампа голосовали не только белые, с другой - индустриальная Америка, которая опиралась на работягу или на бизнесмена, который сам крутится, пытаясь выжить. Географически это выгляди так: Америка двух берегов и центральная часть - индустриальная Америка.
- Но Трамп проиграл, и по большому политическому счёту уже не важно, как с ним обошлись - честно или не очень. Игра окончена!
- Кто сказал, что окончена?..
Елена Вавилова: «Есть разные предположения на тот счёт, продолжится ли эта борьба. Политически победили "берега", и финансовый капитал снова расставил своих людей у рычагов власти. Но проблемы другой половины Америки не решены. С ними всё равно придётся разбираться, иначе это будет постоянная головная боль. Так что прения обязательно продолжатся».
- Кто будет решать эту проблему, если команда Байдена уже отключила демократические механизмы - Национальная стрелковая ассоциация? И как она это сделает?
- Мы не знаем, как. Но эксцесс, который произошёл на Капитолийском холме, если дать повод, может повториться в любой момент.
- Американское уголовное законодательство не такое человеколюбивое, как российское, а двадцать лет тюрьмы - хороший намёк на то, чтобы сильно не рисковать. Да и прибавить к уже полученному сроку могут сколько угодно - там же «накопительная» система наказания.
- Кого-то это остановит, кого-то наоборот разозлит. Но дело в том, что добрая половина американцев считают, что их обманули, а потом ещё и в морду плюнули. Есть основание полагать, что эти люди ничего просто так не забудут. Они пока что хуже организованы, чем люди из BLM, но зато это не маргиналы, это очень серьёзные люди - плоть от плоти Америки и её экономики. К тому же, они вооружены - и оружием, и американской мечтой, которая сейчас, правда, уходит... Они взращены на уважении к флагу, на уважении к отцам-основателям и практически на генетическом уровне усвоили, что у них есть право убрать власть, если эта власть им мешает.
- Когда вы жили в Америке, у вас в доме было оружие?
- Нет, конечно. Мы жили в таком штате, где это было не очень принято. Оружие не поощрялось.
Елена Вавилова: «Как-то я с детьми играла в парке, и они решили пострелять из игрушечных пистолетов по деревьям резиновыми пулями - видимо, на генетическом уровне проявился интерес к военному делу... Но буквально через десять минут подъехал полицейский - оказалось, соседи позвонили - и сказали, что стрелять по деревьям можно только на своём приусадебном участке, а в парке запрещено, это общественное место. Но какая бдительность - через десять минут!»
«Главная задача Трампа - стать святым, ближе к Христу»
- Так какая организация может организовать и повести за собой недовольных американцев? Может, Трамп создаст третью партию?
- Никакую третью партию Трамп создавать не станет, а вот за идеологию и руководство в Республиканской партии поборется. Как дальше поведёт себя Республиканская партия - это сейчас один из ключевых вопросов. И, я думаю, Трамп не упустит роль вдохновителя и организатора. Теперь у него задача стать святым. Во всех остальных ипостасях он уже побывал, а дальше - только ближе к Христу.
С другой стороны, процессы могут начаться на уровне штатов - того же Техаса, который чувствует себя достаточно уверенно, чтобы не бояться центральных властей и Нью-Йорка. Могут начаться на уровне комьюнити, где будут говорить: если нас давят, надо организовываться и брать власть в свои руки сначала на местном уровне, а потом и вообще. Кстати, на уровне штатов власть во многом и так республиканская.
Елена Вавилова: «Мне кажется, объединение будет проходить под лозунгом «За справедливость!» Бедные - против богатых. В последние годы, пока мы там жили, спрос на левые идеи стал в Америке очень заметен, особенно в студенческой среде. А марксистские курсы там сейчас одни из самых популярных».
- Опять пресловутый призрак коммунизма бродит... А как же классическое воспитание на уважении к гербу и флагу, воспитание на примере отцов-основателей, на патриотизме?.. Когда готовили импичмент Трампа, конгрессмен Джейми Раскин с трибуны рассказал, будто он решил показать дочери своё рабочее место, а тут в Капитолий ворвались «внутренние террористы», и пришлось спрятаться под стол. Это, дескать, так оскорбило девочку, что она дала зарок: ноги её не будет в осквернённом месте! Во время рассказа у Раскина даже скупая мужская слеза скатилась. Вот это и есть американский патриотизм?
- Это, скорее, спекуляция, игра на публику. На самом деле никто не знает, что сказала девочка и говорила ли она вообще что-то. А Раскин является одним из наиболее, так сказать, громких оппонентов Трампа, и у него здесь собственный интерес. Думаю, там каждый демократ мог прийти и рассказать сколько угодно подобных историй. Личная история на публику - это тоже игра, американцы такое любят.
«Открытая душа - чисто русская история»
- Чем другим, а насытиться американским лицемерием в девяностые годы мы успели сполна. Мы к ним с отрытой душой, а взамен…
- К вопросу об открытой душе. Это чисто русское явление. В Америке вообще не понимают, что такое открытая душа. Там у каждого своя рубашка, которая, как известно, ближе к телу.
- В музее скульптора Сергея Конёнкова в Москве нашли письма Альберта Эйнштейна к Маргарите Конёнковой. Чтобы подтвердить авторство, сделали ксерокопии и повезли в Нью-Йорк на экспертизу. Паул Нидхем, специалист по рукописям из Сотби, как только увидел эти письма, стал жать руки и поздравлять с уникальным открытием. А вскоре появляется публикация, будто всё нашёл и ввёл в научный оборот именно он.
- Это называется бизнес и ничего личного.
На снимке слева направо: Роберт Оппенгеймер, Эльза и Альберт Эйнштейн, Маргарита Конёнкова и приёмная дочь Эйнштейна Марго.
Елена Вавилова: «Главная ошибка в том, что не были подписаны документы о неразглашении и о неиспользовании материалов в прессе. Совсем другой, конечно, уровень, но нечто подобное произошло и с Михаилом Горбачёвым, которому на словах пообещали, что НАТО не будет расширяться на восток. Но если нет юридического документа, договорённость для американцев ровным счётом ничего не значит».
- После истории с письмами Эйнштейна у меня возникло ощущение, что мы для американцев никто - существа, с которыми можно не считаться. Да и с нашей страной США обошлись не лучшим образом.
- Не знаю, что сказать… Конечно, отношение к Советскому Союзу и к Советской армии было гораздо серьёзнее и уважительнее. После провала девяностых, когда американцы видели наши ржавые суда в своих портах, видели, во что превратились наши заводы, что вообще у нас в стране происходит, они наверняка над нами посмеивались. Некоторое пренебрежение сохранилось и сейчас. Но это на бытовом уровне. У серьёзных людей, которые оценивают факты и не живут идеологемами, отношение к нам, поверьте, адекватное.
- А помнят ли в Америке о визите Никиты Хрущёва, который со всей троцкистской прямотой пообещал американцам показать «кузькину мать» и вообще «зарыть» их собирался?
- Ничего они не помнят. Разве что в академических кругах. А так американцы аполитичны, и если обычного американца подвести к географической карте, не каждый покажет, где Россия. Разница между нашим обществом и их в том, что в Америке политикой интересуются только профессионалы, а у нас все понемножку.
Визит Никиты Хрущёва в Америку. На государственном ужине в Белом доме. 27 сентября 1959 года.
- Зато считается, что у нас кругозор больше.
- Не столько кругозор, сколько наша национальная ориентированность на историю, на международные отношения - это наше интеллектуальное всё. Для американцев международные отношения абсолютно не важны - Америка никому ничего не должна и никто ей не нужен. Америка живёт сама в себе, просто периодически вылезает посмотреть на мир - в основном, чтобы убедиться, что у неё лучше, чем везде. Но есть гигантское количество молодых американцев, и не только молодых, которые ездят по миру и всем интересуются - повсюду суют свой нос. Но это в чистом виде обывательский интерес. И надо понимать, что американское общество потребительское, поэтому размышления о мире там далеки от философских.
- И хотя англосаксонский мир стал притчей во языцех и вообще наделал другим народам много пакостей, он не такой уж единый. Как считаете, удалось ли американцам сбить спесь с британцев, которые не без «помощи» из-за океана перестали после Второй мировой войны быть нацией №1?
- Спесь с британцев не собьёт ничто. На самом деле и британцы, да и сама по себе британская элита тоже, более организованные и целеустремлённые. Британская элита ещё и более рафинирована, потому что она меньше по численности и более консолидирована, чем американская. Но я думаю, что, несмотря на все американские понты, идеологически именно британцы определяют англосаксонский мир.
Елена Вавилова: «Британцы более склонны к философии. Но американцы удерживают безусловное первенство в технологиях, в соцсетях, в интернете - здесь они, конечно же, задавили всех. В остальном, соглашусь, первенство в англосаксонском мире у британцев.
Есть ещё один важный момент. Американские успехи в технологиях прежде всего зависят от возможностей их финансовой сферы. США обладают инвестиционными механизмами, которые позволяют высасывать технологии и специалистов со всего мира и создавать условия для развития, причём не обязательно в Соединённых Штатах, но чтобы всё было под их контролем. Так что американские технологии - это не столько заслуга мозгов, сколько экономической модели и финансовой системы. Поэтому финансовая элита Америки и борется с таким остервенением - не на жизнь, а на смерть.
- Выяснилось, Трамп был не готов к борьбе вдолгую. По молодости Байден считался очень сильным бойцом, но… возраст. Не кажется, что он переходная фигура?.. Впрочем, об этом уже говорят открыто.
- Времени у него, конечно, мало. У меня такое ощущение, что Байден - это инструмент не только Демпартии США, а той группы, которая ещё при Билле Клинтоне захватила власть в политике и в финансах. Речь о тех самых глобалистах, которые выстраивают мир с американским доминированием. Их главная задача - удержать власть, и у Байдена в этой борьбе, поверьте, не самый высокий коэффициент.
- А вице-президент Камала Харрис, получается, запасной игрок - на всякий случай?
- Конечно, запасной игрок, но она уже заявила о себе, стала восходящей звездой и пойдёт дальше. Думаю, Харрис креатура Нэнси Пелоси, которая до сих пор контролирует партию.
- Да вы что, вот эта старушка?
- Именно. Нэнси Пелоси представляет деньги Калифорнии, а Камала Харрис - элитный продукт калифорнийской технологической и финансовой элиты. Демократическая партия Калифорнии, а это, наверное, самый серьёзный демократический штат, продвигает Харрис в качестве гарантии того, что интересы штата будут учтены.
- А на вид Нэнси Пелоси не производит впечатление сильного игрока. Так, тень девушки с обложки начала 1960-х годов...
- И напрасно, Пелоси очень серьёзный игрок. Она сидит на денежных потоках и на кадровых номинациях, а это очень серьёзно.
- На «холоде» вы наверняка уже забыли, что такое коммунальная квартира? Кого бы сегодня, посмотрев западный мир изнутри, вы выбрали бы себе в соседи - англичанина или американца?
- Американца. Американцы более понятны, более открыты, они прозрачны, они без подвоха. Под них проще подстроиться.
- Но ведь американцы могут по любому поводу написать донос.
- Британцы это сделают ещё быстрее.
* Елена Станиславовна Вавилова - разведчик-нелегал, полковник СВР. Вместе с супругом Андреем Безруковым более двадцати лет проработала в США под именем Трэйси Ли Энн Фоли.