Поэтому памятник в честь знаковых личностей и событий нашей истории — он не только от слова «память, помнить», он еще и от слова — «сегодня». Вот в этом месте и начинается историческая политика. В данном случае речь об одном из её проявлений. О том, что при советской власти без стеснения и по-честному называли монументальной пропагандой.
Памятник — это ударный элемент городского пейзажа, элемент культурной среды. От памятника не увернуться.
И если перед глазами гражданина на площади, со всем почётом, стоит фигура того или иного исторического персонажа, это и есть принятая в государстве оценка «хорошо». Значит, эта фигура олицетворяет те события и явления, которые стране и народу были полезны в прошлом и чей опыт надо правильно понимать при планировании будущего.
И ты уже спросишь: «Так почему люди выступили за восстановление памятника Дзержинскому?». Ну, и я тебе отвечу.
Во-первых, это красиво. Ансамбль Лубянской площади (она, кстати, называлась площадью Дзержинского) проектировали люди талантливые. Скульптуру ваял не кто попало, а сам Вучетич. Ты Родину-мать на Мамаевом кургане видел? Солдата-освободителя в Берлине? Это его работа. Понятно, что создателям так называемых памятников князю Владимиру, конструктору Калашникову крайне неуютно и стыдно на одном поле с произведениями настоящих мастеров.
Их понять можно: им было бы лучше, если бы Вучетича не было вообще. А вот гражданам приятнее жить в эстетичной и осмысленной городской среде. От этого у граждан растёт уровень культуры и осознанности.
Ну, а во-вторых, Дзержинского надо вернуть для восстановления законности.
Памятник снесли в 1991 году в угаре тогдашнего майдана. Снесло стадо майданных павианов, которых науськивали прорабы перестройки из политбюро ЦК КПСС. Снесли незаконно — ну задним числом, понятно, всё бюрократически оформили. Но бумажки эти составлены с нарушением всех нормативов, которые действовали тогда и действуют сейчас.
Ну, а в-третьих, памятник Дзержинскому надо вернуть не просто ради восстановления исторической справедливости, памятник надо вернуть ради восстановления логической связи времён, понятной преемственности эпох, нашей единой истории.
И это очень полезно именно сегодня. Ну, а почему полезно сегодня — скажу немного позже.
Итак. Мы и за памятник, и конкретно за Дзержинского. Так вот, удачно совпало существо дела сразу во всех плоскостях: и культура, и законность, и история, и главный герой. Но теперь давай немного про самого Феликса Эдмундовича.
Даже если бы Дзержинский был просто основателем и первым руководителем органов государственной безопасности советского времени, это было бы достаточное основание воздать ему положенные почести.
Это правда, но правда не вся. На самом деле возвращение Дзержинского в современную историко-культурную повестку состоялось задолго до нашего письма.
К столетию революции аж на Первом канале показывали документальный сериал «Страна советов. Забытые вожди». Сериал сделан достойно и добросовестно. К просмотру рекомендую.
Когда его показывали по телевизору, фурор произвел эпизод про Берию. Про него вообще впервые после 1953 года подробно и правдиво рассказали — на разрыв шаблона в клочья.
Этот сериал не просто вернул в историю своих героев. Он их чуть ли не впервые за столетие осмысленно представил не одномерно сектантски, не шершавым языком плаката, чем грешил и советский партийный агитпроп; все герои представлены в объёме своей эпохи, в единстве русской истории, в современной повестке государственной идеологии и суверенитета.
Вот и про Дзержинского там было в таком ключе: и как про революционера, и одновременно государственника.
Внезапно оказалось, что на самом деле это одно и то же. Ты посмотри и сразу поймёшь: почему Дзержинский не просто может быть в центре Москвы и в истории Отечества, Дзержинский должен там быть. Не как дань плюрализму и примирению, не за художественную красоту, собственно, скульптуры Вучетича.
Он там должен быть как одна из государствообразующих фигур нашей истории.
Чем революция отличается от майдана? Вроде бы и то, и другое государственный переворот, насильственная смена государственной власти. Но нет, это совершенно разное. Майдан — это замена бестолковой власти на власть жадных и тупых сволочей, которая разграбит страну дотла.
Майдан — это разгром государства и народной жизни, это измена Родине, в конце концов! Все это прекрасно можно наблюдать на Украине.
А революция — это преодоление системного кризиса экстремальными мерами, это приход к власти новой политической силы; которая понимает глубину и суть проблем; которая понимает закономерности исторического развития власти; которая намерена вдохнуть в государство новую жизнь.
Революция — это не отнять и поделить, как тебе впаривает тупая интеллигенция; революция — это наладить и построить.
Ты перечитай на досуге брошюрку Ленина «Государство и революция». Там Ильич исключительно доходчиво всё это разъясняет. Вот если бы у большевиков ничего не получилось, мы бы с полным основанием называли бы октябрьский переворот майданом. Хотя, впрочем, нет, не называли бы! В случае майдана — не было бы ни нас, ни страны, некому было бы изучать историю того, чего нет.
А у большевиков получилось на загляденье! Ну не как в волшебной сказке, но всяко краше прежнего. Поэтому Великий Октябрь, и оба слова — с большой буквы. Поэтому Дзержинский, он не про какое-то там выдуманное «примирение», он — про константу, он — про преемственность и поступательность, он — про решительное и созидательное преодоление кризиса государственности. Дзержинский — это не проблема, это решение.
Чекист, человек справившийся с беспризорщиной и открывший дорогу новой советской педагогике, советской политике человекостроения. Первый глава ВСНХ (Совета народного хозяйства) — стартовой площадки проекта пятилеток и, соответственно, превращения СССР в научно-индустриальную мировую сверхдержаву.
И именно в этом объёмном понимании «Железный Феликс», железный выпрямитель русской истории — чуть ли не самая показательная и цельная фигура самого драматичного периода красной перезагрузки русской государственности.
Периода, когда решалось всё: когда всё могло закончиться то ли триумфом, то ли катастрофой, с равной вероятностью. Кто-то должен был это тащить на себе и не жужжать. Так вот, Дзержинский — он из тех, кто тащил и вытащил! «Рыцарем революции» кого попало не назовут.
Ну, а что майданный вандализм 1991 года, когда памятник снесли с постамента? Майдан — это по определению демонтаж, это разрушение государственности. Естественно, к Дзержинскому майдан питает глубокую классовую и историческую ненависть. Как видим, питает до сих пор.
Сама постановка вопроса о Дзержинском — тяжелейший удар по тонкой душевной организации придворных идеологических и управленческих сословий в российский власти, этих наследников — прорабов перестройки.
Потому что они до сих пор майданные! Много раз говорил: это вот они играют в гапона Навального, это они сейчас в истерике расчехляются.
Майдан 1991 года — это их духовная скрепа. Они цепляются за неё изо всех сил. Они по-прежнему навязывают и лелеют её как государственную идеологию.
Ты, возможно, заметил, майдан как таковой — это обязательно антисоветчина, а значит, это обязательно русофобия, это обязательно антигосударственность. А в конечном итоге — это всегда предательство.
Вот поэтому вопрос о Дзержинском норовят утопить в бюрократических процедурах: запутать граждан ритуалами демократии, выхолостить общественными обсуждениями, заболтать тупорылым бубнежом недобитых прорабов перестройки о неоднозначностях. Ну, или норовят хотя бы оттягивать свой худой конец, чтобы свалить проблему на преемников когда-нибудь потом. Все эти: «решать должны москвичи», «не надо ворошить», «раскол в обществе», ну и всё такое прочее.
И вот третьего дня московская Общественная палата породила образцовую профанацию: предложила провести с 25 февраля по 5 марта среди москвичей электронное голосование. Но голосование Общественная палата предлагает вовсе не по вопросу восстановления памятника Дзержинскому, нет! Общественная палата предлагает выбрать из двух героев для предположительной (но не обязательной) установки памятника на том же месте. И вот там предложены Феликс Эдмундович Дзержинский и внезапно: Александр Невский! Ну, естественно, итоги этого голосования никакой юридической силы не имеют.
У этой самой Общественной палаты нет полномочий объявлять и проводить референдумы. Это просто мнение москвичей, которое потом будет доведено до сведения органов власти. Ну, а дальше пусть начальство само голову ломает. Тем более, что сверху, ну, по крайней мере, публично, внятного указания на то, какое мнение москвичей следует считать правильным, не поступило. Ну вот граждане и виляют задницей.
Ну, а теперь давай немного подробнее. Как говорится, следите за руками.
Будучи в здравом уме и трезвой памяти, можно ли сказать что-то плохое про новгородского князя и героя советского кино Александра Невского? Даже если бы он просто победил псов рыцарей — это уже священная фигура русской истории. А ведь он фигура гораздо более масштабная.
Александр Невский — это символ несокрушимого национального достоинства, это символ преодоления любой чудовищной катастрофы.
И если москвичи вдруг захотят поставить ему достойный памятник, лично я двумя руками за! Только причём здесь Дзержинский и Лубянка? Какая связь между Дзержинским и Невским? В Москве Чудского озера вроде нет. А памятник князю и его дружине на самом Чудском озере уже стоит.
Тут надо понимать, что майданные политтехнологи настолько боятся «Железного Феликса», что попросту жертвуют Александром Невским. Лишь бы прямо сейчас проклятого чекиста нейтрализовать! А сам-то Невский для них точно такой же ненавистный враг, как и Дзержинский. Потому что Невский — он ведь про то же самое суверенное государство. Он тоже про национализацию элит. Просто конкретно сегодня, по сравнению с Дзержинским, они считают Невского, ну, меньшим злом.
Однажды они его уже так попользовали. Ну, помнишь, именно безотказным Александром Невским эти же жулики политтехнологично заткнули конфуз в давнем пустозвонном телешоу «Имя России». Ну это когда неблагонадёжный народишко России — возмутительно! — проголосовал, вот кто бы мог подумать, за Сталина! И вот он опять!
В пору уже как-то законодательно брать под защиту честь и достоинство святого, благоверного князя Александра Ярославича Невского со всей решительностью и непримиримостью, присущей его лубянскому конкуренту. И срок — за спекуляцию именем — прописать такой, чтобы впредь неповадно было!
Но, по счастью, на самом деле между Александром Невским и Дзержинским никакой конкуренции нет, их не надо примирять. Это потому, что они никогда не ссорились. Они оба — в одной нашей истории. А вот навязанный москвичам выбор — ложный и откровенно вредительский.
Вопрос-то, напоминаю, изначально совсем другой. Нет вопроса, а кому бы это поставить памятник на Лубянке. Реальный вопрос — вернуть на место незаконно снесённый памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. На этом месте стоять должен он!
Возвращение Дзержинского на Лубянку — это не кампанейщина, не эпатаж и не политтехнологический реверанс общественным настроением.
Это показательный акт отречения государственной власти от майданной идеологии, от шизофренической догматики самоотрицания и саморазрушения. Это политический акт восстановления здоровой и многомерной историко-культурной среды, в которой органичны народное самосознание и приоритеты государственности и суверенитета. И где нет никакого общественного раскола.
И нужно это не группе энтузиастов, а самому российскому государству! И не только государству. Для самого Феликса Эдмундовича памятник никакого значения уже не имеет. Памятник имеет значение для нас.
Очевидно, решение вернуть памятник будет даваться ответственным лицам через силу, через самопреодоление. Придётся, так сказать, по капле выдавливать из себя майданную идеологию. Иначе она сама их выдавит. И Виктор Янукович авторитетно подтвердит если что.
Тем более мы же понимаем, что на Дзержинском не остановишься. За «Железным Феликсом» молча стоит огроменная шеренга хорошо известных нам персонажей и географических названий, без которых наша историко-культурная среда не будет полноценной.
Список небольшой: всего на пару страниц убористым шрифтом. Там и поясняют: почему каждый из них так нужен нашей суверенной государственности. Но до этого, понятно, ещё надо дожить. А делать всё равно придётся и начинать с кого-то надо. Ну вот есть в повестке Дзержинский — значит, давайте с него!
Итого.
Если ты москвич — советую не сидеть на заднице ровно, не страдать в интернетах, что тебя опять обманут.
Пока ты вот так страдаешь и корчишь из себя самого умного, и ждёшь, пока кто-то другой сделает тебе красиво, опытные жулики за твоей спиной обтягивают свои шкурные делишки. Не ведись на дешёвую разводку!
Не выбирай между Александром Невским и Феликсом Дзержинским — они оба наши.
Сделай то конкретное, что ты можешь сделать прямо сейчас: голосуй за восстановление памятника Дзержинскому на Лубянской площади. Вот это и будет твой голос против майдана в головах».