Шойгу сказал: «А теперь Горбатый!»
Минобороны требует ускорить выпуск Ил-76 — самолёта из зоны особого внимания
Нынешний визит министра обороны России Сергея Шойгу в Ульяновск, где он посетил авиационное предприятие «Авиастар-СП», был обусловлен конкретной целью — ускорить поставку ВКС военно-транспортных самолётов. Сейчас в российской армии утверждена четырехрядная структура военно-транспортной авиации, которая включает лёгкие Ан-26 (175 ед.), средние Ан-12 (106 ед.), тяжёлые Ил-76 (120 плюс около 100 на хранении) и сверхтяжёлые Ан-124 «Руслан» (16 ед.). Не все из них «на ходу» — требуют замены или модернизации.
Именно в Ульяновске сейчас выпускают Ил-76МД-90А. Легендарный самолёт, получивший ещё в Афганистане прозвище «Горбатый» за свой характерный изгиб фюзеляжа, а ещё тогда совсем новенький Ил-76 впервые явился широкой публике в кинофильме «В зоне особого внимания» в 1977 году и вызвал огромный интерес у мужской части населения страны. В нынешней модификации — это уже принципиально новая и востребованная воздушная машина.
На церемонии передачи первого серийного тяжёлого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А военно-транспортной авиации (ВТА) ВКС России, которая состоялась 4 апреля 2019 года, всё было очень торжественно. Не скрывали радости ни представители самого ульяновского авиастроительного предприятия, ни гендиректор Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, ни «приемщики» от Минобороны. Предполагалось, что до конца 2019 года авиастроители передадут военным ещё 5 таких тяжелых воздушных машин, названных самолётами нового поколения.
Что-то пошло не так — график поставок сбился. И сейчас в Ульяновск Шойгу прибыл явно не на экскурсию. «В 2020 году мы получили три самолёта, в планах на 2021 год — пять машин. Необходимо выйти в дальнейшем на уровень 10 самолётов в год», — поставил задачу министр обороны авиапроизводителям. Также Шойгу потребовал выйти на выпуск 20 новых и модернизированных Ил-76МД-90А в год, чтобы к 2030 году парк этих самолётов превысил 250 машин. «Задача непростая», — отметил Шойгу, но ясно дал понять, что армии эти «горбатые» нужны позарез.
Отметим, что по заключённому контракту с Минобороны на Ульяновском «Авиастаре» должны построить 39 новых Илов, а в планах военных приобрести ещё 100 Ил-76МД-90А и 100 транспортников модернизировать до их уровня. Туш! Гремят литавры, звучат фанфары, но музыка стихает, если вспомнить, что контракт-то этот был подписан еще 5 октября 2012 года. Причём, минуточку, в присутствии Владимира Путина, как лучшего гаранта нерушимости такой сделки между Минобороны и «Авиастаром», предполагавшей поставку 39-ти новых «горбатых» до 2020 года. Два первых борта должны были передать ВТА ещё в 2014 году, а никак не в апреле 2019 года. По идее, таких новых самолетов уже должно быть в эксплуатации как минимум штук 30.
В конце 2012 года автору этих строк довелось побывать в Ульяновске на «Авиастаре» (после Путина, разумеется) и своими глазами увидеть в цехах этого авиастроительного предприятия свежеиспеченный «пирожок» Ил-76МД-90А (тогда его обозначали как Ил-476). Еще один корпус военно-транспортного самолета был опутан проводами и металлическими конструкциями «лесов», но уже имел совершенно узнаваемую форму. В его чреве что-то активно крутили-вертели механики, озабоченные инженеры сверялись по чертежам, а тогдашний гендиректор предприятия Сергей Дементьев был полон энтузиазма и оптимизма по налаживанию серийного производства новых Илов.
Похоже было, что его даже не смущала стоимость единицы — около 3,5 миллиарда рублей (сейчас — около 5 млрд). Контракт-то уже был подписан и, значит, военные выполнят свои обязательства по оплате, а авиастроители свои по срокам сдачи самолетов в эксплуатацию.
В качестве справки. «Авиастар СП» — крупнейший в России авиазавод, производящий самолеты Ил-76 (в нынешней модификации Ил-76 МД-90А), расположен Ульяновске, который называют «авиационной столицей страны» (не в обиду Воронежу, Казани, Иркутску и др.). До 2012 года предприятие выпускало и самолеты Ту-204, которые оказались невостребованными на отечественном авиационном рынке, ввиду конкуренции с зарубежными самолетами. Две последние буквы в названии предприятия «СП» — это не «совместное предприятие», а «самолетное производство» — ульяновский авиазавод входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию» (ОАК) России.
Производство Ил-76 досталось Ульяновску от Ташкента, где с начала 1970-х по 2000-й на авиационном производственном объединении им. Чкалова и выпускались эти легендарные транспортные самолеты — было произведено 950 таких воздушных машин.
«Старичку» подарили вторую жизнь — за счет глубокой модернизации, позволяющей каждой из крылатых машин продлить срок эксплуатации еще минимум на 15 лет. Так появились Ил-76М, Ил-76МД, Ил-76МД-М, которым в обновленном виде еще предстоит полетать в плотном строю ВТА.
В общем, узнаваемый самолёт, добросовестный трудяга и небесный пахарь, который списывать в запас еще рано, а вот обновить и продлить его век вполне можно. Модернизированные Ил-76МД-М прошли уровень госиспытаний, а реконструкция этих самолётов поставлена на поток. На первый взгляд внешних отличий от серийных Ил-76 у модернизированного варианта практически не видно. За исключением обтекателей, новых систем и оборудования, дополнительных панелей и антенн, которые расположены по его фюзеляжу.
Конструкторы внесли ряд важных дополнений и новых систем, которые значительно улучшили эксплуатационные характеристики машины. Установленная в носовой части кабины оптико-электронная визирная система позволяет наблюдать за площадками десантирования, за любыми объектами, как в инфракрасном диапазоне, так и в оптическом диапазоне.
Ил-76МД-М — самолёт транспортный, однако в «военном исполнении» способен нести и бомбовую нагрузку, которая на практике, правда, никогда не использовалась. В старом варианте на самолёте в хвостовой части существует и кабина для стрелка, оснащённая авиационной пушкой. В современном бою ее эффективность весьма сомнительна, поэтому в модернизированном Иле она отсутствует. Зато самолёт оснащен комплексами активной и пассивной защиты от всех средств поражения противника, в том числе и тепловые ловушки, а также ряд совершенно новых систем.
Новый член этого военно-транспортного семейства Ил-76МД-90А, в отличие от упомянутых модификаций Ил-76, строится с нуля — начиная от использования современных материалов в корпусе, измененной авионики, технической начинки, более мощных двигателей. Этот самолёт не «штопают», а шьют заново. При том, что особых внешних различий не специалист в нём не увидит, поскольку корпус Ил-76МД-90А схож со своими предшественниками, и его силуэт узнаваем, но это действительно самолёт уже нового поколения. Помните, как в рекламе: «Чем он лучше меня?» «Моложе!».
— Уникальная машина, конкуренцию которой в ближайшие годы вряд ли сможет составить любой другой самолёт военно-транспортной авиации, — считает авиационный эксперт, военный пилот Владимир Таланов. — Сохранив все достоинства предшественников, Ил-76МД-90А вывел марку Илов на новый качественный уровень, оставаясь при этом не парадным самолетом, а настоящим небесным трудягой. И здесь отличие отечественного транспортника от зарубежных аналогов, тех же «Боингов» и «Геркулесов», заключается именно в его неприхотливости, возможности взлетать с грунта, в высокогорье, в широком температурном диапазоне.
Сейчас в стадии разработки находятся и супертяжёлые транспортные самолёты, например, перспективный «Ермак» разрабатываемый на основе проекта Ил-160. Это будут «стотонники», время которых ещё придёт. Ими планируют заменить тех немногих оставшихся в России «тяжеловесов» Ан-124 «Руслан», а пока эту нишу достойно заполнят именно Ил-76МД-90А, для которых 60 тонн — весьма достойный подъёмный вес для транспортировки военной техники.
В ресурс нового самолёта заложены 30 лет эксплуатации (10 000 посадок, 30 000 часов налёта), что подразумевает в последующем его модернизацию с вероятностью продолжения полётов. На Ил-76МД-90А установлены новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления (в том числе при посадке), комплекс связи, которые повышают безопасность самолётовождения и десантирования.
В числе нового оборудования можно назвать «стеклянную кабину» с жидкокристаллическими дисплеями, современные двигатели ПС-90А-76, модифицированное крыло и усиленное шасси. Мало кто обратил внимание, но в этом транспортнике есть и ещё одно значимое новшество — два биотуалета в десантно-транспортном отсеке. Ранее пассажирам приходилось довольствоваться для справления нужды ведром в хвосте самолёта, ведь в единственный на борту туалет пилоты никого не пускали. Мелочь вроде, но в многочасовом полёте крайне необходимый «аксессуар».
В Минобороны достоинства Ил-76МД-90А оценили давно — к новому транспортнику они присматривались ещё с 2012 года. О его достоинствах, при передаче первого самолёта высказался главком ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, который отметил его грузоподъемность и топливную эффективность. Этот самолёт способен поднять до 60 тонн груза, разместить 225 человек личного состава или 125 десантников, перевозить и десантировать БМД, БТРД, САУ, другую технику ВДВ и Сухопутных войск. Потребность для ВКС новых военно-транспортных самолётов генерал Бенедиктов ещё в 2019 году оценил более чем в сотню бортов. Сейчас Шойгу, как видно, эту планку поднял ещё выше, но не случайно заметил, что «задача сложная».