Как сообщает издание «Узметроном», в Ташкенте Ллойд Остин вёл переговоры с представителями МИД Узбекистана об открытии в республике военной базы. Предполагается, что данная база будет размещена близ узбекско-афганской границы в городе Термез, который от Афганистана отделён рекой Амударья. По сообщению издания, американцы близ Термеза планируют разместить воинский контингент, бронетехнику и авиакрыло. Официально данная база функционировала бы под вывеской центра логистики, впрочем это не помешало бы ей заниматься всем спектром операций, начиная от рейдов в соседний Афганистан и оканчивая радиоэлектронной разведкой. Ориентировочная стоимость аренды площадки под базу составляет порядка 1 млрд долл.
Как и полагается, информация о планирующемся открытии базы на следующий день была опровергнута представителями Пентагона. Но дыма без огня не бывает, а потому серьёзность намерений американцев остаться в Средней Азии после 2015 года покажет время.
Примечательно, что данные переговоры американцы ведут на фоне неясных перспектив с пребыванием своего контингента в Афганистане. США сделали ставку на достижение договорённости с администрацией Хамида Карзая о размещении на территории Афганистана 10 баз, однако афганское руководство отказалось идти навстречу Пентагону. Теперь же на фоне очередного переноса пересчёта голосов избирателей на президентских выборах в Афганистане американцы пытаются закрепиться в Средней Азии. С насиженного места в бишкекском аэропорту Манас контингент США был вынужден уйти, впрочем в местном посольстве ведутся ремонтно-расширительные работы, и, как предполагают эксперты, в здании будет расположен центр радиоэлектронной разведки.
Что США сделают со Средней Азией
Средняя Азия для США является стратегически важным регионом, из которого можно контролировать Китай с Россией, поддерживая и нагнетая хаос с целью его дальнейшего направления в необходимую часть региона. Особенно важным является контроль над севером Афганистана, который граничит с китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом, населённым уйгурами. В данном районе в последнее время активизировались террористические группы, ставящие своей целью отделение региона от Китая, а потому их поддержка для США является ключевым направлением подрыва межнациональных мин в Евразии.
Кроме того, с территории Афганистана возможна отправка диверсионных групп в Таджикистан, Узбекистан и Киргизию. Характерно, что в информационном пространстве уже появились первые упоминания об их задержании.
Узбекистан же пытается найти союзника, способного поддержать республику в противостоянии со своими соседями на почве нехватки водных ресурсов и обострившейся межрегиональной конкуренции. Кроме того, на фоне вывода стабилизационного контингента из Афганистана узбеки попытаются пополнить свои арсеналы оружием, средствами связи и снаряжением.
Однако есть и ряд существенных рисков для Узбекистана, связанных с размещением на их территории американской базы. Во-первых, с иностранным контингентом в республику неизбежно входит агентура, принимающаяся удобрять почву для «цветной революции». А с данным побочным эффектом Узбекистан уже знаком: в 2005 году в Андижане вспыхнули массовые беспорядки, в подготовке и курировании которых были обвинены американцы, и им пришлось спешно выводить из Узбекистана свою военную базу. Теперь же ситуация дополнительно усугубляется почтенным возрастом Ислама Каримова — единственного гаранта территориальной целостности республики — и новым витком кланового противостояния. Так, в последний месяц узбекскую часть интернета будоражат новости на уровне слухов о бегстве из страны старшей дочери Ислама Каримова — Гульнары и чистке силовых ведомств республики. Впрочем, данные сообщения не находят официального подтверждения, а потому, в силу необычайной закрытости узбекской политики,
не позволяют пролить свет на аспекты кланового противостояния и понять перемены в балансе сил. Понятно одно — война за власть входит в самый разгар, и американцы, несомненно, постараются принять в ней участие. С базой им это сделать будет куда легче.
Через мигрантов к таджикскому сердцу: укрепление российско-таджикских отношений
Если США делают ставку в регионе на Узбекистан, то Россия пытается стабилизировать Таджикистан. Примечательно, что в этом деле уже наметились существенные успехи. Во-первых, эмиссар Вашингтона покинул Душанбе без лишнего шума и громких заявлений, по всей видимости, не сумев достигнуть договорённостей с Эмомали Рахмоном.
А вот в ходе официального визита шефа российской дипломатии Сергея Лаврова были сняты с повестки ключевые проблемы в отношениях. На стадии согласования находятся соглашения об организованном наборе граждан Таджикистана для временной трудовой деятельности в РФ, соглашение о сотрудничестве в сфере обмена информацией в области миграции и представительствах миграционных служб России и Таджикистана. Таджикистан же ратует за амнистию для части 200-тысячной армии своих трудовых мигрантов. Москва, в свою очередь, настаивает на сохранности своих инвестиций в регионе. Не обошлось и без обсуждения афганской проблемы. Россия согласна и дальше оказывать поддержку Таджикистану в вопросах перевооружения армии и защиты таджико-афганского участка границы. Обстановка в соседнем Афганистане была названа «деградирующей».
совместной границы, ключевой проблемы в киргизско-таджикских отношениях.
Также посетил Таджикистан с визитом глава китайской дипломатии Ван И. Министр иностранных дел КНР обсудил со своим таджикским коллегой Сироджидином Асловым вопросы безопасности республики, противодействия терроризму и экстремизму, а также перспективы сотрудничества в сфере безопасности.
***
Итак, последние встречи глав дипломатических ведомств Китая и России с министром иностранных дел Таджикистана демонстрируют одинаковый подход в отношении Средней Азии: ни Китаю, ни России не нужна хаотизация региона. В то же время США, не сумев пока закрепиться на афганской земле, пытаются, выведя свои войска из страны опийного мака, остаться в регионе и отыграться за поражение в Киргизии.
Сложно спрогнозировать, сумеют ли американцы договориться с Узбекистаном о размещении своей базы в республике, но если им удастся остаться в регионе, то он вскоре начнёт полыхать. Во-первых, скажется афганская проблема. Во-вторых, обострятся межклановые противоречия в Узбекистане, которые, при самом неблагоприятном варианте развития событий, могут вылиться в гражданскую войну. В-третьих, Узбекистан будет изо всех сил противиться строительству ГЭС в Киргизии и Таджикистане.
Таким образом, горючего материала в регионе более чем достаточно, и именно таджикско-киргизско-узбекский треугольник рискует стать наиболее горячей точкой среднеазиатского региона. Радует лишь то, что его уже принялись заливать водой инвестиций и соглашений, а Узбекистан попытаются «помирить» с соседями в рамках ШОС.
С главой МИД Киргизии Эмомали Рахмон обсудил вопросы делимитации и демаркации.