Международное сообщество в целом признаёт, что разгром сил политического сепаратизма – суверенная прерогатива Киева. Большинство стран предприняли бы аналогичные меры. И поддержка со стороны Запада укрепляет позиции Киева.
Пока в значительной степени эта поддержка носит политический, финансовый и дипломатический характер, но это соотношение может существенно измениться. Субботнее решение Европейского Союза снять введённый 6 месяцев назад запрет на поставки военного снаряжения и оборудования на Украину, безусловно, меняет характер конфликта. Ускорение поставок вооружений из Европы можно ожидать в ближайшие недели. В сущности, конфликт на Украине готов стать зеркальным отражением сирийского – а на это вполне может рассчитывать администрация Барака Обамы.
Надо отметить, что Британия (и Канада, где есть украинские эмигранты) горит желанием приняться за дело. Несомненно, Вашингтон намерен усилить давление на Россию. Это становится очевидным, если прочитать друг за другом отчёты о пятничном телефонном разговоре президента России Владимира Путина с Обамой на сайте Кремля и сайте Белого дома.
Кремль утверждает, что диалог был продуктивным, состоялся по просьбе Обамы, и два лидера обсудили мирные инициативы по Украине, находящейся в бедственном положении и даже затронули «текущем состояние» и «многие аспекты» российско-американских отношений. Напротив, в отчёте Вашингтона настаивается, что Обама не отступал от украинской темы.
Мало того, именно тогда, когда Обама дозвонился до Путина, вице-президент Джо Байден также сделал привычный недельный звонок украинскому президенту Петру Порошенко, и в зажигательной речи призвал Киев форсировать военную операцию в Восточной Украине. Впресс-релизе Белого дома предполагается, что занимающий анти-российскую позицию «ястреб» Байден занимается «тонкой настройкой» действий по украинской проблематике.
Применение карательных мер на Восточной Украине и использование тяжёлых вооружений в военных операциях всерьёз ставит Москву перед вопросом о вмешательстве. Но, по мнению российского эксперта, дело в том, что это далеко не так, что в ближайшее время никакого «света в конце туннеля» для Порошенко не предвидится.
Действительно, полный смысл российского ответа на западные санкции только ещё осмысливается. Вчерашняя ремарка замминистра иностранных дел России Сергея Рыбакова касалась того, что санкции «снизят возможности [России] по сотрудничеству в различных областях, представляющих интерес для них [Европы и США], поэтому это не может обойтись без последствий». Прозвучало это как предупреждение.
Однако Рыбаков объяснил, что Москва ведёт себя сдержанно, даже признавая, что ухудшение отношений России с западными державами может продолжиться. Он сказал: «Мы не занимаем по этому вопросу враждебную позицию по отношению к США, ЕС или Канаде, или даже к Украине. И всё же, практика введения санкций не демонстрирует признаков замедления, и не сделано попытки рассмотреть всё с другой точки зрения. Существует реальная опасность, которую не следует игнорировать, что санкционный «зуд» на этом не остановится. И эту тему будут расчёсывать, пока она не закровоточит».
Этот «зуд» уже проявляется и в Азиатско-Тихоокеанской политике. Японию, которая работала над восстановлением отношений с Россией, Вашингтон вынудил от этого отказаться. Выпускаемая в Токио ежегодно министерством обороны «Белая книга» сегодня осудила присоединение Крыма Россией как «глобальной проблемой», которая изменила «статус-кво силой или принуждением» и «окажет воздействие на всё международное сообщество, в том числе и на Азию».
Токио также поддержал западные санкции, направленные против России. Реакция России последовала незамедлительно. МИД назвал это «недружественным и недальновидным шагом», который «неизбежно повредит всему комплексу двусторонних отношений и снизит их до прежнего уровня».Расчёты Москвы на то, что Токио постепенно будет двигаться к принятию независимой внешней политики, избавляясь от американской опеки, оказались несбыточной мечтой. Ожидаемый осенью этого года визит Путина в Японию оказался под вопросом.
Любые негативные последствия для расширяющегося российско-японского энергетического сотрудничества волнами разойдутся по всему Азиатско-Тихоокеанскому рынку энергоносителей, коснувшись и Индии. Но самое главное, это выверит отношения в непростом треугольнике Россия-Китай-Япония.
Надо отметить, что переговорные позиции Японии в отношении Китая ослабли. Пекин внимательно следит за «затруднительным дипломатическим положением» Японии. Трения в российско-японских отношениях устраивают Китай, и Пекин, как представляется, наконец-то снисходительно дал согласие на аудиенцию премьер-министра Синдзо Абэ с президентом КНР Си Цзиньпином. Тайный визит в Пекин неделю назад бывшего премьер-министра Ясуо Фукуда мог состояться только с ведома Абэ.
Похоже на то, что встреча на высшем уровне между Абэ и Си состоится. После тайно разжигаемой в последнее время напряжённости между Японией и Китаем в рамках американской «стратегии перебалансировки» в Азии, Вашингтон теперь будет поощрять снижение этой напряжённости, чтобы иметь возможность сосредоточиться на создании «образа врага» – России – на чём он и сосредоточился в настоящее время.
Несомненно, австралийская инициатива провести трёхсторонние военные учения с участием Китая и США, продиктована Пентагоном. Учения, как ожидается, пройдут в октябре, а примет их Австралия. Расторопность, с которой эти учения были запланированы вслед за учениями «Малабар» (с участием США, Японии и Индии), прошедшим в прошлом месяце, выражает политический посыл, который не может остаться без внимания стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно Индии.
Для Индии на фоне предстоящего вскоре визита премьер-министра Нарендра Моди в Японию и ожидающегося в Дели в эти выходные визита министра обороны США Чака Хейгела это выглядит как моралите. Самым ужасное, что индийские мудрецы всё ещё заняты решением интеллектуальной проблемы неспособности быстрого восприятия серьёзных изменений в Азиатско-Тихоокеанском регионе на фоне новой холодной войны. Тем не менее, хорошо и то, что Моди их не слушает.