Примерно с июня крымские пользователи крупнейших социальных сетей «ВКонтакте» и Facebook начали жаловаться на то, что их посты не только читают правоохранительные органы России, но и препарируют на предмет инакомыслия. Позже они становятся поводом для вызова в ФСБ либо же для беседы с «дружинниками» «премьера» Крыма Сергея Аксенова.
Ни слова в Facebook
«Два лба вломились ко мне в офис и начали расспрашивать о том, почему я в соцсети выражаю недовольство по поводу присоединения Крыма к России, имею проукраинскую позицию и вывешиваю флаг Украины на своем офисе. После этого меня убедительно попросили не делать этого, иначе со мной разберутся», – рассказывает владелец среднего бизнеса в Крыму на условиях анонимности.
После этого бизнесмен перестал и писать в «Фейсбуке», и вывешивать флаг. Но ему до сих пор страшно за детей и за бизнес. Скорее всего, говорит он, итогом станет продажа бизнеса и переезд на материковую Украину.
Но если в «Фейсбуке» пока не начались массовые зачистки комментариев и постов, то в такой сети, как «Одноклассники», эта практика во всю процветает.
Был бы человек, а статья найдется
Одно из самых распространенных обвинений в адрес инакомыслящих – это терроризм. Формулировка довольно размытая для того, чтобы обыватель в ней разобрался. Чаще всего потребители информации просто верят на слово российским чиновникам.
В Крыму под эту статью попали, например, режиссер Олег Сенцов, которого российские власти держат в заключении, а также его знакомые, в частности, Галина Джикаева – симферопольский режиссер и бывший художественный руководитель арт-центра «Карман». Ей поступил звонок из ФСБ с приглашением на встречу, где сообщили, что она проходит по делу Сенцова. Но вовсе не в Сенцове может быть проблема, подозревают знакомые Галины. Возможно, знакомство с ним – лишь повод, чтобы надавить на культурного деятеля, который ранее негативно высказывался по поводу аннексии Крыма в СМИ. Так как Джикаева в Крыму является уважаемым человеком, к ее мнению могли прислушиваться. А этого российской пропаганде не нужно, поэтому и было выдвинуто бессмысленное обвинение, так как формально больше придраться было не к чему.
Российская силовая машина своего добилась – Галина Крым покинула. Аналогичное давление сейчас продолжается на ряд других публичных крымчан, которые пока еще не покинули полуостров.
СМИ под запретом
Прошлая неделя ознаменовалась блокированием для крымских пользователей таких знаковых украинских интернет-ресурсов, как «Цензор», «Главное» и «Новый регион». В Крыму читателей этих изданий теперь встречает надпись «Доступ ограничен по решению суда или по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации». На очереди и другие не согласные с кремлевской позицией ресурсы.
«В Крыму продолжают сворачиваться гражданские и политические права. Свобода слова, выражения мнений, собраний является для крымчан теперь непозволительной роскошью», – отмечают в этой связи в Мобильной группе правозащитников в АРК.
Перечисленные сайты недоступны пока не у всех юзеров, а только у тех, кто пользуется услугами определенных провайдеров, согласившихся ограничить доступ к тому или иному ресурсу по требованию властей. Ведь без провайдера чиновники этого сделать не могут.
К слову, запрет на посещение сайта можно обойти нехитрыми способами. Достаточно только ввести в поисковике фразу «Обойти запрет на посещение сайтов» или «Блокировка сайта в РФ обойти запрет», и вы увидите тысячу и один метод это сделать всего несколькими щелчками мышкой.
С телевидением и газетами сложнее. В этой сфере информационная блокада началась еще в марте, когда в Крыму стали отключать украинские телеканалы. Далее с полуострова ушли несколько газет. Теперь тем, у кого есть интернет, остается смотреть украинское ТВ онлайн. У кого интернета нет, а это львиная доля путинского электората, выбора не остается: приходится довольствоваться российскими телеканалами.
Зачищая информационное поле Крыма, российские власти получают электорат, который пусть и недоволен своей жизнью в новой стране, но все же считает, что в других странах, в частности, в Украине, куда хуже, и поэтому не будет пытаться что-то менять и выражать протест. Такая практика, как известно, была в СССР, а сегодня ее можно встретить в Северной Корее и Китае. Вокруг России тоже постепенно создается своего рода информационный железный занавес, который не дает взглянуть на ту реальность, которую видит весь остальной мир.