«Поначалу вообще ничего не было, после института. Причем, меня ведь еще и выгнали из ГИТИСа за три месяца до окончания (за драку с преподавателем) — и я, кстати, благодарен за это, в том числе и Марку Захарову, моему мастеру. Потому что я на три месяца раньше, чем мои однокурсники, понял, что в кино ты никому не нужен, и успел адаптировался к этому.
Мне нужно было чем-то занять себя в то время, что-то делать. Я не знаю… шлялся, на кастинги ездил. Потом мы с моим однокурсником Сережей Ленцовым вдруг решили ехать в Лондон, хотели там русский театр организовать. И вот мы приехали туда и ждали еще двух актеров и режиссера из Москвы. А им отказали в посольстве, в визовом центре, и в итоге я вернулся в Москву.
Начался такой период, когда буквально негде было жить. Я шатался по чужим квартирам, дрейфовал от друзей к друзьям, месяца два это продолжалось.
А потом пошел на фестиваль новой драмы и встретил в Камергерском переулке Миндаугаса Карбаускиса.
Свернутый текст
Он был рад меня видеть, чего я, честно говоря, не ожидал, я же в то время постоянно огрызался, хамил… А он вдруг говорит: «Слушай, видел твой "Шик" — хорошая работа. Ты чего сейчас делаешь, ты где вообще?» — «Нигде». — «Есть такая роль, спектакль по Фолкнеру, если хочешь — приходи на репетиции». Это было первое место, где я начал по-настоящему репетировать.
Кстати со сценической речью мне помог как раз театр. Миндаугас тогда дал мне в «Табакерке» роль просто потрясающую — в спектакле по Фолкнеру «Когда я умирала». Я там играл 8-летнего мальчика, который сошел с ума, у него мама умерла. У Фолкнера все выстроено как цепь монологов героев, иногда длинных, иногда в одно-два предложения. Авторского текста у Фолкнера нет, там 59 монологов от каждого лица.
Роль мне показалась интересной. Там была роль мальчика, который с ума сошел. 8-летний или 10-летний поймал рыбу, и мама умерла, его переклинило настолько, что ему казалось, что рыба – это мама. И он начал нести фантастические монологи. Мы долго не знали, что они фантастические, пока с Карбаускисом не поняли этого. Он мне однажды звонит и говорит: «Слушай, я понял, как он сумасшедшим стал». Я говорю: «Как?». «Слушай, ему всё стало понятно. Ты произноси этот текст так, как будто теперь всё на свете тебе стало понятно».
Я очень много узнал о профессии и научился у Миндаугаса. Играл также у него в спектакле «Табакерки» «Рассказ о счастливой Москве». Но потом, так получилось, ушел из театра. Театр — это совершенно отдельная история. Наверное, его надо заслужить.
Знаете, говорят: артист без роли, как рыба без воды. Мне кажется это абсолютно верным. Чем больше работаешь — тем легче. Ко мне вот в пандемию вернулась эта знакомая паника: опять работы не будет…»
Александр Яценко о своей первой роли в театре