7 сентября 2010 года самолет авиакомпании «Алроса» выполнял рейс из якутского города Удачный в Москву....
Первоначально все шло хорошо, но через три с половиной часа после взлета экипаж обнаружил проблемы с аккумуляторами.
Самолет Ту-154М авиакомпании «Алроса»
Один за другим начали отказывать электронные системы самолета: навигация и автопилот. Борт пришлось перевести на ручной режим управления, чтобы было крайне сложно сделать, учитывая плотную облачность в тот день. Но это еще было не самое страшное.
Из-за отказа электроники топливные насосы перестали подавать горючее из баков. На принятия решения у пилотов было где-то полчаса. Относительно недалеко от них был аэропорт города Салехарда. Появился шанс произвести вынужденную посадку там, но после запроса у диспетчера на разрешение о принятии данного борта, в самолете отказала система связи, и пилотов никто уже не мог вести.
Кабина самолет Ту-154М
Тогда командир корабля принимает единственно возможное решение сажать самолет в тайге, но для этого необходимо было найти хоть какое-то подходящее место. Заметив реку Ижму у экипажа появилась призрачная надежда найти ровный участок русла реки и там посадить самолет прямо на воду.
Река Ижма
И тут внезапно один из пилотов среди деревьев заметил взлетно-посадочную полосу. Экипаж посчитал, что это галлюцинации, ведь ни одного действующего аэропорта в округе уже давным-давно не было, но как говориться с ума сходят поодиночке, а не группой.
Сделав очередной заход на посадку, командир корабля заметил полуразрушенное бетонное здание. Но при этом рядом была взлетная полоса в отличном состоянии. Как такое было возможно? Правда у пилотов на тот момент не было времени разгадывать такие ребусы, надо было срочно принимать решение.
Аэродромом на реке Ижме
Проблема заключалась еще и в том, что из-за отказавшей электроники невозможно было управлять закрылками, так что посадочная скорость самолета была гораздо выше обычной. И длины полосы явно не хватало для мягкой посадки. Конечно, было бы очень обидно посадить самолет в таких сложных условиях, а уже потом врезаться в дерево и погибнуть.
Но к счастью все обошлось. С третьего захода на глиссаду пилотам удалось все же посадить самолет, а недостаток длины полосы компенсировал подлесок, который помог остановить его за ее пределами, и при этом не нанес воздушному судну существенных повреждений.
Благодаря высочайшему мастерству и решительности экипажа, никто из пассажиров не пострадал. Но одного их мастерства было бы мало, если взлетно-посадочная полоса не была в таком хорошем состоянии, то катастрофы было бы не избежать.
Оставался вопрос, кто на закрытом аэродроме следил за состоянием взлетно-посадочной полосы? И главное - зачем?
Героем этой истории можно назвать смотрителя аэропорта Сергея Михайловича Сотникова. Свой трудовой путь он начал в конце 70-х, когда в селе Ижма открыли аэропорт. С дорогами в тех местах тогда было плохо, но в Советском Союзе в то время считали малую авиацию перспективным направлением, поэтому авиатранспорт пользовался популярностью.
С его помощью доставляли продукты, пенсии, а жители Ижмы и соседних деревень могли всего лишь за час добраться до столицы региона - Сыктывкара. Билет в те годы стоит всего 3 рубля.
Но вот в 90-е у государства уже не было возможности содержать дотационную отрасль - малую авиацию, и билеты тогда сильно подорожали. С каждым годом количество рейсов уменьшалось.
Официальной же датой закрытия аэропорта считается 2003 год. Параллельно с этим сокращался и персонал. Вскоре после закрытия Сергей остался единственным сотрудником, и все что от него требовалось это следить за небольшой вертолетной площадкой.
Однако Сергей уже по собственной инициативе продолжил ухаживать и за взлетно-посадочной полосой. Ведь слишком много лет своей жизни он отдал поддерживая ее в рабочем состоянии, и теперь не хотел видеть как она зарастает кустарником.
Аэродромом на реке Ижме
Как он сказал в одном интервью: «Я и для себя это делал. Все-таки выйдешь на полосу — у меня ж на перроне был посадочный квадрат вертолетный, — а тут рядом, в ста метрах, и взлетно-посадочная полоса, и она в таком бардачном состоянии. Как-то было не по себе». Ну а в глубине души он надеялся, что когда-нибудь его аэропорт еще будет принимать самолеты. Правда он не ожидал, что таким вот аварийным образом.
Случай с этой посадкой получился очень резонансным. О нем писала не только отечественная, но и зарубежная пресса. Тогда экипаж самолета сразу же наградили, а вот о скромном смотрящем вспомнили лишь через некоторое время. Сергей Михайлович Сотников получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетную грамоту от Министерства транспорта и прибавку к пенсии в 3117 рублей.
Но самое главное - у него наконец-то появилась надежда, что аэропорт Ижмы возродится. Об этом активно начали писать местные СМИ. А перед очередными выборами сюда заезжал исполняющий обязанности главы Коми. Он публично пообещал, что сделает все, от него зависящее, чтобы взлетно-посадочная полоса снова принимала регулярные рейсы из ближайших городов. Выборы прошли, но к сожалению, ничего не изменилось.
Сам же самолет после совершения такой экстремальной посадки хотели списать, но авиакомпания все-таки восстановила его. Кроме своего бортового номера, самолет еще получил и собственное имя «Ижма». Прослужив еще 8 лет, он с почетом был передан в музей авиации Новосибирска.
А главный герой нашей истории Сергей Сотников в 2019 году вышел на пенсию. Он более 40 лет своей жизни отдал тому, что следил за аэропортом Ижмы, причем почти половину срока, аэропорт был фактически закрыт.
Наверное главной наградой для Сергея стало то, что сейчас про этот аэропорт не забыли, и кто знает, возможно когда-нибудь взлетно-посадочная полоса аэропорта Ижма еще примет не аварийный, а уже регулярный рейс.
Кстати, героем он себя не считает. С его слов он просто, выполнял свою работу. Действительно, иногда, чтобы стать героем не нужно совершать подвигов. Достаточно просто делать, то что ты должен.