На фоне гуманитарной катастрофы на юго-востоке, вся остальная Украина окончательно свалилась в состояние коммунального и финансового кризиса.
В кранах нет воды, в бюджете денег нет, даже покалеченным в боях солдатам предлагают поправлять здоровье за свой счет. Запорожский автозавод сегодня объявил об увольнении 20 тысяч рабочих, потому что производство сократилось на 99 процентов. Вот экономический фон на котором Украина пытается готовиться к зиме, которая может стать самой тяжелой за многие и многие десятилетия.
Выпуски местных новостей настраивают украинцев на холодную зиму. И агитируют за европейские энергосберегающие технологии. Режим энергетической ЧС в виде тотальной экономии, введенный Яценюком, вынудил областные власти делать непопулярные объявления: "На Волыни отопительный сезон начнется, когда за окном будет плюс 6, а не восемь, как раньше".
В Киеве, большая часть которого с начала лета и так сидит без горячей воды, под отключения попадают все новые районы. Журналисты местного издания "Корреспондент" задались вопросом: почему, когда киевляне греют тазы или втридорога устанавливают ставшие дефицитом бойлеры, в кабинете министров, где, собственно, и потребовали жестко экономить газ, горячая вода как была, так и есть? В ответ на редакционный запрос Киевэнерго объяснил: и администрация президента, и Верховная Рада, и Кабмин — весь правительственный квартал, запитаны от той ТЭЦ, что еще умудряется работать в режиме минимальных нагрузок. Никакой политики, просто повезло. И этот ответ энергетиков заставил горожан вспомнить недавнюю оговорку киевского мэра Кличко, который хоть и пообещал дать воду через месяц, но предупредил, к чему всем пора готовиться. "Каждого из Киевлян я попрошу с пониманием относиться к этой проблеме", — сказал Кличко.
Пока коммунальщики газ экономят, вот и Полтаву принудительно перевели на трехразовое горячее водоснабжение — по пятницам и выходным. Украинские автомобилисты вовсю на газ переходят. Ведь литр 95 бензина вплотную подошел к евро. "Цены на бензин растут, людей стало ездить меньше, меньше зарабатывать стали, — говорит Николай из Киева. — Хреново все, бензин стоил 8 гривен, сейчас 15-16. Солярка все дорожает, дорожает доллар. И, наверняка дальше все пойдет, подорожают продукты питания".
Неизбежный рост цен ждет Украину уже через неделю-полторы, когда на магазинные прилавки начнут выкладывать новые партии товара. Привязка к валюте сделает его практически недоступным. Гривна обвалилась до исторического минимума. Долларов и евро в обменниках почти нет. "Ситуация стабильно плохая, тысячу гривен берешь на рынок — не хватает. Я не экономист, не могу сказать — на сколько процентов все выросло. Я обыватель, который получает зарплату в гривнах и видит, что их не хватает, потому что рынок живет в долларовом эквиваленте. Но ведь овощи и фрукты растут не на долларовых кустах!" – говорит Надежда Марченко, жительница столицы Украины.
7 миллиардов долларов в бюджете, которые ежегодно будет терять Украина только от введения против России санкций, могли бы хоть как-то удержать на плаву тонущую национальную экономику. Но торгово-идеологическая война для украинского правительства оказывается важнее. И вот уже врачи бьют тревогу – введен запрет на закупки российских медпрепаратов, а на европейские, которые гораздо дороже, денег нет. Это прямая угроза для пациентов.
В Одессе, например, уже закончились запасы детской вакцины против туберкулеза. А тут еще и Минздрав предупредил: снабжения не будет даже в армии. Раненым на восточном фронте солдатам рекомендовали самим покупать лекарства.
Отвечать перед матерями за состояние бойцов генералам приходится в прямом эфире. "Сколько можно терпеть эту ложь? Привезли наших детей в Белую Церковь на два дня, в воскресенье их уже начали грузить для отправки в Запорожье — в зону, чтобы они воевали. Детям не оказали ни медицинскую помощь, ничего. Когда мы встречали их с поезда — 1941 год и пленные "отдыхают". Оборванные, голодные, двое суток не пили и не ели —им никто ничего не дал", — взволнованно говорит в эфире украинской телевизионной программы "Шустер live" Людмила Мурашева, одна из матерей отправленных на фронт в составе 72 бригады солдат. Им дадут возможность отдохнуть и, поскольку они являются военнообязанными, и указа президента Украины о демобилизации нет, будет принято решение о дальнейшем их использовании.
Вместо решения жизненно важных вопросов, депутаты штампуют майданные законопроекты. С такой скоростью, что не успевают замечать собственные проколы. Принятый накануне в первом чтении закон о люстрации сегодня уже кажется абсурдным. Ведь прописанный запрет на вхождение во власть, который распространяется на функционеров еще советских ВЛКСМ и КПСС, сотрудников и агентов КГБ, правоохранителей, разгонявших Майдан, в первую очередь касается всех, кто был на руководящих должностях во время правления Виктора Януковича.
С 25 февраля 2010 по 22 февраля этого года. И вот тут майданные законотворцы высекли сами себя. Под действие документа попадает все правительство Юлии Тимошенко, работавшее до 11 марта 2010 года. Включая ее саму, сегодняшнего спикера Александра Турчинова, Юрия Луценко и даже президента Петра Порошенко. Тот и вовсе дважды непроходной. И как министр иностранных дел в 2010 году, и как министр экономики — в 2012. Снятым с должности должен быть и глава Службы безопасности Наливайченко. До 11 марта 2010 года он уже сидел в том же кресле на Владимирской. Очевидно, теперь в парламенте положения о люстрации будут снова переписывать.