У многих на спинах были прикреплены бумажные мишени. Некоторые участники пришли в ярких вышиванках, в одежде цветов украинского флага; на головах многих женщин красовались венки из цветов. Акция протеста началась пением украинского гимна и завершилась пением гимна США.
Участники скандировали: «Путин, руки прочь от Украины», «Украина превыше всего», «Россия – вон из Украины!», «Слава Украине – героям слава!».По оценкам полиции, в демонстрации приняли участие 300-400 человек. Полицейские, заранее предупрежденные о шествии, сопровождали колонну демонстрантов, помогая им переходить улицы и не давая шествию выплеснуться на проезжую часть. Непосредственно подойти к российскому консульству манифестантам не позволили. Митинг проходил под тенистыми деревьями на пятачке у ограды парка, отгороженный металлическими барьерами.
«Я пришла выразить поддержку Украине», – сказала корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Надежда. Она представилась как пенсионерка, переехавшая в США из Одессы 16 лет назад. «Надеюсь, – продолжала она, – военные действия скоро завершатся, и Путин окажется там, где ему надлежит быть, – на скамье подсудимых как военный преступник. Надеяться украинцы могут, в первую очередь, только на самих себя».
Юная Инна живет в Нью-Йорке всего три года. Рассказывает, что работает инженером.
«Я хочу поддержать свою страну, – сказала Инна корреспонденту «Голоса Америки». – Хотя я живу сейчас в Америке, моя страна – Украина. Я родилась и выросла в Херсоне, говорю по-украински. Очень надеюсь, что скоро на мою родину вернется мир».
Алла Херец с внучкой Софией пришли в самодельных праздничных вышиванках. Алла родом с Полтавщины, а София родилась здесь, в Америке.
«Я изучала русский язык в американском университете, – сказала «Голосу Америки» Алла Херец. – Во многом для того, чтобы понять: чего хотят от нас русские? Зачем они взяли Крым?! Ведь там огромное большинство школ было на русском языке, и лишь немногие преподавали на украинском языке, и совсем несколько – на крымско-татарском. Я понимаю сейчас – они хотят не только Луганск и Донецк, но и Киев. Боюсь, не остановятся. Они нам напоминают, что Киев – мать городов русских. Я очень хотела бы, чтобы российские войска ушли из Украины, чтобы Украина оставалась независимым государством. Ведь 20 лет независимости – это так мало».
«Россия – большая страна, намного больше Украины, – продолжает София. – Они думают, что мы принадлежим им. Но это неправда. Украине надо отстаивать свою свободу. Мы, украинцы, живущие в Америке, выражаем солидарность с нашими братьями и сестрами. И мы победим! Я хочу подчеркнуть, что простые русские люди не виноваты в том, что происходит. Это руководство их страны ведет такую агрессивную политику».
Виктория Бреженюк приехала из Николаева. Она – член организации «Разом», занимающейся поставкой гуманитарной помощи Украине, и учится в университете Лехай в Пенсильвании. С мая нынешнего года Виктория проходит практику в управлении общественной информации ООН.
«Это очень мирное шествие, – сказала Виктория корреспонденту «Голоса Америки». – Я знаю, что русское телевидение любит демонстрировать акции протеста украинцев, чтобы подчеркнуть нашу якобы агрессивность. Они пытаются передернуть мирный «мессидж», который мы посылаем. Сегодня мы говорим во весь голос – мы хотим мира, уходите из Украины!»
«Я наполовину украинка, наполовину русская, – продолжала Виктория. – Выучила украинский язык и считаю себя украинкой. Николаев всегда был прорусским городом. И я много слышала историй о подвигах русских и украинцев в годы Второй мировой войны. Люблю военные песни тех лет. Вот моя любимая: «Бьется в тесной печурке огонь..». Я горжусь своей двойной национальной идентичностью. Во мне нет никакой ненависти к русским, я люблю русский народ».
В гуще демонстрантов выделялся рослый парень в черной кавказской папахе. Лаша Тактакишвили – представитель грузинской общины мегаполиса, живущий в Нью-Йорке десять лет, – выступил с короткой речью. «Мы победим на Кавказе. Мы победим в Украине, – сказал он в мегафон. – Слава Украине! Слава героям!»
Как сообщила представитель «Разом», аналогичные шествия прошли в девяти городах Америки.