По его словам, «сам факт, что Блинкен хочет обсудить эту тему с Лавровым, вызывает осторожный оптимизм, поскольку раньше позиция американской стороны была в том, что вообще с Россией нечего обсуждать, этот проект надо, во что бы то ни стало остановить».
«Если Блинкен хочет обсуждать эту тему с Лавровым, понимая, что Россия не готова отказаться от этого проекта, то это позволяет надеяться, что у американской стороны есть какие-то заготовки, нацеленные на достижение компромисса», — сказал эксперт.
Разговор, как он считает, позволит «оценить степень гибкости новой администрации», и если таковая присутствует, «то ей следует воспользоваться».
Ведущий аналитик российского Фонда национальной энергобезопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в свою очередь, не верит в то, что предстоящая российско-американская встреча позволит преодолеть имеющиеся противоречия:
— Думаю, что в Рейкьявике стороны просто еще раз озвучат свои позиции. Американцы будут говорить, что это плохой проект. Россия — что США проект политизируют, и что этого делать нельзя.
В этом плане, конечно, каждый останется при своем мнении. И ни к какой договоренности стороны не придут.
«СП»: — В чем тогда интерес американцев поднимать эту тему?
— Интерес такой. Они видят, что их санкции не работают. Все ограничительные меры, которые они планомерно, год за годом, вводили против «Северного потока-2» должны были остановить стройку. Остановили — на год. Потом Россия подготовила свои суда-трубоукладчики и продолжила реализацию проекта. На сегодняшний день строительство уже в завершающей стадии, осталось проложить чуть более 30 км в водах Германии, и около 120 — в водах Дании.
В мае возникла заминка из-за иска немецкой экологической организации Nabu, но 17 мая немецкий регулятор выдал разрешение на возобновление укладки трубопровода.
Раз санкции не работают, то американцы, я думаю, теперь хотят в идеале как бы выторговать у России что-нибудь — мол, тогда «мы не будем вам дальше палки в колеса вставлять».
Нынешних санкций никто, разумеется, не снимет. Но они могут попытаться сказать, что введут санкции против самих европейцев, и тогда разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию «вы не получите». А потом предложат на своих условиях договариваться по каким-то другим вопросам — по повестке безопасности, региональным каким-то проблемам… Дескать, тогда «мы против европейцев санкции свои вводить не будем», соответственно, против «Северного потока-2» новых санкций не будет.
«СП»: — Это играет какую-то роль?
— В реальности они не будут вводить санкции против Европы, иначе это испортит их отношения. А каких-то дополнительных санкций, которые бы не затронули Европу, но ударили бы по «СП-2» здесь придумать невозможно. Европейским компаниям и так запрещено строить. Запрещено финансировать.
Но финансирования было выделено до момента введения санкций, а стройку мы продолжаем своими силами. Что тут еще сделаешь? Ничего.
Поэтому в этом плане американцы просто хотят сохранить хорошую мину при плохой игре. Попытаться, как бы, обосновать достройку «СП-2» — мол, это они разрешили его достраивать. Хотя могли бы и запороть…
Россия, со своей стороны, тоже прекрасно понимает, что американцы не станут ничего предлагать, на что бы она согласилась. Поэтому непонятно, действительно, о чем здесь может быть договоренность.
На самом деле, я думаю, что встреча Блинкена и Лаврова ничего не решит. Но и на судьбу «Северного потока-2» не повлияет. Суда-трубоукладчики идут достраивать трубу. Американцы вводить санкции против Европы не будут, а Европа не будет присоединяться к санкциям США против «СП-2», потому что им самим, прежде всего, эта труба выгодна.
Диалог здесь весьма символический возможен. Я даже не исключаю, что они вообще «Северный поток-2» обсуждать не будут.
«СП»: — А вообще торг здесь уместен? Скажем: оставляете в покое газопровод, получаете возможность наращивать экспорт своего СПГ в Европу?
— Нет. Здесь, я думаю, возможности американских, да и российских властей управлять потоками газового рынка в Европу довольно ограничены. Американцы ведь сами как бы не направляют никуда СПГ. А задача властей их заключается в том, чтобы создать политическими инструментами благоприятные условия на рынке Европы для прихода туда сжиженного газа из США.
Американские власти хотят запереть Россию на украинском транзите, а потом этот транзит перекрыть. Соответственно, часть российского газа не дойдет до европейского потребителя, возникнет дефицит, вырастут цены и освободиться доля на рынке. Вот в чем миссия американского руководства. А уже по экономическим причинам туда и должен прийти американский СПГ.
В этом плане напрямую мы не можем торговаться за рынок Европы на политическом уровне. Потому что там экономические факторы довольно сильны.
И американцы считают, что не должны торговаться, что должны что-то такое сделать во благо собственным производителям. А России за это не надо ничего давать. Россию надо просто «давить, давить, давить». Именно поэтому здесь полноценного диалога между нашими странами не возникает.