Пока ЕС и США предаются созерцанию пупа и отсутствием солидарности убивают людей, которых иначе можно было бы спасти, Россия и Китай поняли, что поставки вакцин — не только доброе дело, но и основа будущего бизнеса, рассуждает шведский эксперт. Вот почему на нынешнем этапе мирового противостояния они побеждают.
Мия Хольмгрен (Mia Holmgren)
Вакцинная дипломатия стала оружием в борьбе за власть: «Похоже, Китай и Россия побеждают» (Dagens Nyheter, Швеция)
«Пандемия ускорила динамику власти, и Китай и Россия, для которых поставки вакцин — это будущий бизнес, похоже, побеждают. А вот США и ЕС предаются созерцанию пупа и растеряли свой престиж из-за отсутствия солидарности с другими странами», — считает профессор эпидемиологии глобальных инфекций Каролинского института Анна Мия Экстрём (Anna Mia Ekström).
Безудержный размах эпидемии в Индии поднял вопросы о глобализации и равенстве. Когда неделю назад премьер-министр Индии Нарендра Моди обратился за экстренной международной помощью, президент США Джо Байден поспешил посулить пострадавшим кислород и вакцины.
Однако президента винят в том, что он одной рукой раздает, а другой отбирает. Ранее в этом году Джо Байден со ссылкой на патентные правила пресек экспорт в другие страны сырья и компонентов, которые имеют решающее значение для производства вакцин.
Таким образом, Индия — а она долгое время была крупнейшим производителем вакцин и лекарств в мире — не сможет нарастить объем отечественного производства. Индийский институт сывороток, крупнейший в мире завод по производству вакцин в Пуне, штат Махараштра, рассчитывал в марте увеличить месячное производство с 60 миллионов доз вакцины AstraZeneca до 100 миллионов. Теперь эта цель отодвинулась по крайней мере до лета.
Из-за нехватки вакцин индийская кампания вакцинации забуксовала. Индия могла бы стать центром международной торговли вакцинами, но сейчас, по сути, прекратила весь экспорт, чтобы удовлетворить внутренние потребности. В странах по всему миру не хватает миллионов доз вакцины. Вакцинация в 92 странах с низким и средним уровнем доходов на сегодняшний момент откладывается: они полностью зависят от «Ковакса» — платформы ВОЗ по распространению вакцин, где важнейшую часть составляют препараты из Индии.
По словам профессора Анны Мии Экстрём, в результате нежелания ЕС и США делиться с бедными странами умирают люди, которых иначе можно было бы спасти. Кроме того, возникают новые мутации, из-за которых падает эффективность существующих вакцин. Наконец, дефицит препаратов и продолжающееся распространение инфекции грозят продолжением карантинов, которые чреваты огромными последствиями для мировой экономики. От этого пострадают и США и ЕС, которые ограничивают международную торговлю вакцинами и пытаются остановить продажу вакцин Pfizer/Biontec за рубежом.
Владелец Института сывороток Адар Пунавалла призвал президента США Джо Байдена возобновить экспорт пробирок, фильтров и сырья, чтобы показать, что мир сплотился в борьбе с коронавирусом.
Всемирная торговая организация (ВТО) призвала страны мира сотрудничать, чтобы свести долгосрочный ущерб мировой экономике к минимуму. По словам председателя организации Нгози Оконджо-Ивеалы, патентные права и другие препятствия в торговле должны быть устранены.
Еще в октябре Индия и Южная Африка предложили ВТО временно приостановить патенты на передачу знаний, чтобы ускорить производство вакцин в мире.
«Предложение поддержали более 100 стран, ВОЗ, Фонд Билла Гейтса, Объединённая программа ООН по ВИЧ/СПИД и целый ряд организаций — например, „Врачи без границ". Но ЕС, включая Швецию, и США предложение отклонили. Получается, что несколько стран мешают всему миру бороться с covid-19, тормозят общие меры и подрывают глобальную координацию вакцинации для всех нуждающихся», — говорит Анна Миа Экстрём. Она считает, что международное сотрудничество упало до небывало низкого уровня.
Несколько недель назад 170 лауреатов Нобелевской премии и бывших глав государств и правительств — среди которых Михаил Горбачев, Гордон Браун, Александр Стубб, Ширин Эбади, Эльфрида Елинек и Малала Юсафзай — написали открытое письмо президенту США. Они потребовали, чтобы технология стала доступна и чтобы «коллективное право на безопасность» перевешивало «коммерческие монополии».
Всемирная организация здравоохранения неоднократно призывала богатые страны поделиться вакциной с окружающими.
Однако Китай и Россия пошли другим путем и, в отличие от США, ловко сочетают вакцинную дипломатию с торговыми соглашениями. Страны предлагают странам Африки, Азии и Европы вакцины в обмен на разрешения строить дороги, закупки энергии или инвестиции в бизнес. По словам Анны Мии Экстрём, они осознали, что вакцина на данном этапе — лучшая из доступных валют, и пытаются извлечь из этого максимальную выгоду.
«Вакцинная дипломатия обеспечивает Китаю и России геополитические преимущества и ускоряет изменение баланса сил. Из-за своих краткосрочных действий США и Европейский союз здорово потеряли в репутации и влиянии на многие страны Африки и Азии, чья роль в мировой экономике скоро вырастет», — говорит Анна Мия Экстрём.
Она считает, что сейчас самое важное — сделать так, чтобы как можно больше стран стали самодостаточными в сфере вакцин.
«Складывается ощущение, что Джо Байден наконец прислушался к критике и, надеюсь, он воспользуется шансом и поправит репутацию США. Его примеру должен последовать и ЕС. Мир уже раскусил двойную игру», — заключает она.