«Газпром» посадил ЕС на голодный паек, лишив США коррупционного «гешефта» на Украине
Начиная с 2014 года «Газпром» и его руководство не критиковал в России только ленивый.
За пассивность в отношениях с европейскими «партнерами» и отказ от принципа «бери или плати»», единственно оправданного при долгосрочных и инвестиционно емких «трубопроводных» контрактах.
За экспорт голубого золота по неоправданно низким ценам.
За выплату несусветных, якобы «антимонопольных», штрафов Украине, Польше и еще неведомо кому.
За реализацию весьма проблемных инфраструктурных проектов, включая «Северный поток — 2» и «Силу Сибири».
За высокие дивиденды акционерам и премии топ-менеджерам.
За рост потребительских цен на внутреннем рынке. И так далее, и тому подобное.
И вот теперь ситуация кардинально изменилась. «Газпром» пожинает плоды своего упорства и терпения.
Добыча им голубого золота в первом квартале 2021 года составила 136,2 млрд кубометров газа, что на 10,5% (+13 млрд куб. м) больше прошлогоднего показателя. А экспорт вырос на 30,7% (+12,4 млрд куб. м) и достиг 52,7 млрд кубов. При весьма благоприятной ценовой конъюнктуре, которая за этот период по спотовым ценам составила в среднем 240 долл. за тысячу кубов, а порой зашкаливала за 300 долл. — в то время как плановая экспортная цена «Газпрома» на 2021 год составляла всего 170 долл.
Следовательно, только за январь-март российская «естественная монополия» получила не менее 3,5 млрд долл. дополнительных экспортных доходов, с явной перспективой дальнейшего роста.
Интересно, что страны Евросоюза «Газпром» держит сегодня «на голодном пайке», по факту отказываясь использовать дополнительные объемы транзита через украинскую «трубу» и продавая свои европейские запасы. Что ведет не только к экономическим (высокий уровень цен на газ в ЕС, низкий уровень заполнения газохранилищ на следующий сезон), но и к политическим последствиям.
Самое громкое из них — внезапная отставка Андрея Коболева с поста главы «Нафтогаза Украины» и замена его и. о. министра энергетики «незалежной» Юрием Витренко.
Следует сказать, что эта кадровая рокировка, проведенная на уровне решения правительства под предлогом неудовлетворительной работы «Нафтогаза» в 2020 году (официальные убытки составили 684 млн долл.), вызвала резкое недовольство со стороны США. Особенно громко оно прозвучало со стороны Госдепартамента и лично госсекретаря Энтони Блинкена.
Оно и понятно: злые языки утверждали, что Коболев лично «заинтересовал» ряд работников американского посольства в Киеве в газовых схемах, и часть этих «антикоррупционных потоков с молекулами демократии» уходила с улицы Сикорского «наверх» в Вашингтон. Поэтому смена главы «Нафтогаза» каким-то образом била не только по карману сотрудников нового госсекретаря США, но и по его личному «гешефту».
Этим слухам можно верить или не верить, но данный вопрос наверняка стоял в повестке дня недавнего визита Энтони Блинкена и его заместителя Виктории Нуланд в Киев. Во всяком случае, госсекретарь публично заявил, что громкое кадровое решение несет вред «международному имиджу Украины», что лично он им «шокирован» и т. д.
Конечно, руководителям американской дипломатии этими заявлениями не удалось «провернуть фарш назад», но «свою долю» плюс оплату моральных издержек они, скорее всего, отстояли. Тем более, простой факт «нет транзита — нет дохода» оспорить никому не дано, а Витренко в Киеве сегодня считают способным, в отличие от Коболева, найти общий язык не только с «Газпромом», но и — бери выше! — с Москвой. Скорее всего, это ложное мнение, но насколько оно ложное — покажет ближайшее время.
Чуть менее громкий характер получил — вследствие хронического характера ситуации — очередной перенос сроков окончания укладки подводной части газопровода «Северный поток — 2». На этот раз поводом для прекращения работ стала плохая погода в Балтийском море и иск немецкой общественной экологической организации NABU. В результате строительство остановлено до конца мая — с неясными перспективами на будущее.
Если все будет продолжаться в том же духе, то немецкая экономика, и без того падающая уже 28 месяцев подряд, окажется в состоянии энергетического голода. Как говорится, за что боролись — на то и напоролись, пора ехать в Сибирь за дровами… Или плевать на «зеленую энергетику» и продолжать топить бурым углем… Или вновь начинать строить АЭС…
При этом, что характерно, обозначенный в начале года на встрече Владимира Путина с Алексеем Миллером курс на развитие внутреннего рынка газа и газопереработки в целом выдерживается. И если в последней части главный рывок запланирован на 2024–2025 годы (в частности, производство крупнотоннажных газополимеров должно вырасти с 7,7 до 12 млн тонн), то программа газификации жилого сектора, в рамках которой к 2030 году газовые трубы должны быть бесплатно дотянуты, по оценкам, до более чем миллиона домовладений — что приведет к росту уровня газификации почти на 10%, до 82,9%, — запускается уже со второй половины 2021 года.