Это уже далеко не танцы, дорогие друзья — это первые реальные шаги по выжиманию досуха собственного бизнеса. И не только собственного, поскольку под климатический каток министров Семерки должны будут попасть все сколь-нибудь значимые компании и корпорации мира — а это уже напрямую касается и нас с вами, и китайцев с разными индонезийцами, филиппинцами, таиландцами и прочими индусами.
Вопрос в том, где именно будет аккумулироваться эта раскрываемая финансовая информация — я сильно подозреваю, что точно не в Москве и Пекине.
Чтобы понимать, о чем идет речь: теперь все компании мира будут обязаны раскрывать информацию о всех своих производствах, проектах и контрагентах. Не раскрываешь — путь на «цивилизованный» рынок для тебя закрыт, а это, в первую очередь, сильнейший удар по Китаю. Ну и по нам, в том числе — мало кто из национальных компаний захочет добровольно раскрывать коммерческие секреты.
К тому же, совершенно не ясно, не будут ли эти данные использоваться для нечестной конкурентной борьбы — а это первый способ сдержать развитие России и КНР. Иных способов у Запада просто не остается, он в глубоком пике, как экономическом, так и социальном.
К тому же, у Запада при такой обязательной отчетности всегда остается возможность подвергнуть сомнению даже не саму конкретную компанию, а хотя бы одного из ее контрагентов — а это значит, что отчетность потребуют не только от крупных корпораций, но и от всех цепочек поставщиков, до самых мелких — а это сильнейший удар по всем развивающимся странам без исключения.
Любая новая методика требует финансовых вливаний — и скоро мы узнаем новость о том, что Запад будет принимать отчетность строго установленной формы, формируемую с помощью отдельных производителей оборудования и программного обеспечения. Которые, о чудо, найдутся только в том самом «цивилизованном» мире — и которые будут диктовать цены на свою продукцию.
Проблемы Запада можно решить только новыми глобальными налогами — здравствуй, налог на углерод! Или концентрацией в одном центре принятия решений всей финансово-экономической информации, позволяющей определенной группе стран или отдельному блоку действовать на опережение. При этом саму западную экономику просто обяжут перейти на «новые климатические стандарты»:
«Центральные банки и другие финансовые регуляторы жалуются на отсутствие надежных данных о том, насколько подвержены предприятия на их территории климатическим рискам и насколько экологически безопасна или нет их деятельность.
В настоящее время такие данные чаще всего собираются на добровольной основе, хотя некоторые юрисдикции, такие как Франция, уже сделали такую отчетность обязательной.
Стремление к обязательной отчетности обсуждается более широкой группой стран G20, и некоторые считают, что международное соглашение по этому вопросу может быть достигнуто ко времени Конференции ООН по изменению климата в Глазго, начинающейся 1 ноября.
В коммюнике G7 говорилось, что обязательное раскрытие информации должно осуществляться в соответствии с существующими рекомендациями Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (TCFD).»
Но самое интересное на встрече министров Семерки началось позже. Соединенным Штатам удалось продавить среди своих шестерок вообще немыслимое:
"Соединенные Штаты, Великобритания и другие ведущие страны достигли в субботу знаковой сделки по повышению глобального налогообложения транснациональных компаний, таких как Google, Apple и Amazon.
В ходе этого шага, который мог бы привлечь сотни миллиардов долларов, чтобы помочь им справиться с последствиями COVID-19, Группа семи крупных развитых экономик согласилась поддержать минимальную глобальную корпоративную ставку в размере не менее 15% и для компаний платить больше налогов на рынках, где они продают товары и услуги.
«Министры финансов G7 достигли исторического соглашения о реформировании глобальной налоговой системы, чтобы сделать ее пригодной для глобальной цифровой эпохи»,-заявил министр финансов Великобритании Риши Сунак (очень английское имя — автор) после двухдневной встречи в Лондоне.
Министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что это «значительное, беспрецедентное обязательство» положит конец тому, что она назвала гонкой на дно глобального налогообложения.
Эта сделка, которая готовилась годами, также обещает положить конец национальным налогам на цифровые услуги, взимаемым Великобританией и другими европейскими странами, которые, по мнению Соединенных Штатов, несправедливо нацелены на американских технологических гигантов."
Иначе говоря, теперь американские ТНК будут платить налоги исключительно в США — и при этом они могут делать на территории «свободного мира» вообще все, что хотят. Правда, ТНК при этом заплатят больше, чем ранее, — за крышу всегда платили больше — зато теперь к услугам компаний все экстерриториальные возможности американской судебной системы.
А это уже похоже на выжимание досуха своих «союзников». Это очень хитрая схема — к примеру, если условный «Джон Дир» продает свои тракторы на рынке ЕС, то и налоги за продажу он будет платить там же. А вот если компания продает цифровые услуги к своим же тракторам, то налоги от этой деятельности компания заплатит только в Соединенных пока Штатах.
Поясню: сегодня ПО для тракторов «Джон Дир» стоит чуть больше, чем сам трактор. «Джон Дир» давно уже зарабатывает основную прибыль не на производстве тракторов, а на их сервисе — и любое стороннее вмешательство в цифровую начинку тракторов приводит к моментальному снятию с сервисного обслуживания.
А трактора стоимостью от 150 тысяч долларов ломаются с завидной регулярностью — и фермеру приходится ждать специалиста по сервису, ибо сам фермер не в состоянии определить суть поломки — более того, само оборудование при поломке выдает кракозябры, понятные исключительно сотруднику компании. А это — регулярные дополнительные траты для «владельцев» тракторов — и кавычки здесь вполне уместны.
«Однако сначала эти меры должны будут найти более широкое согласие на встрече G20, в которую входит ряд стран с формирующейся рыночной экономикой, которая должна состояться в следующем месяце в Венеции.
»Это сложно, и это первый шаг", — сказал Сунак.
Министры также договорились двигаться к тому, чтобы заставить компании заявлять о своем воздействии на окружающую среду более стандартным образом, чтобы инвесторы могли легче решить, финансировать ли их, что является ключевой целью для Великобритании.
Богатые страны в течение многих лет боролись за то, чтобы договориться о способе получения большего дохода от крупных транснациональных корпораций, таких как Google, Amazon и Facebook, которые часто регистрируют прибыль в юрисдикциях, где они платят мало или вообще не платят налогов.
Администрация президента США Джо Байдена придала застопорившимся переговорам новый импульс, предложив минимальную ставку глобального корпоративного налога в размере 15%, выше уровня в таких странах, как Ирландия, но ниже самого низкого уровня в G7.
Германия и Франция также приветствовали это соглашение, хотя министр финансов Франции Бруно Ле Мэр заявил, что будет бороться за более высокую глобальную минимальную ставку корпоративного налога, чем 15%, которую он назвал «отправной точкой».
Министр финансов Германии Олаф Шольц назвал сделку «плохой новостью для налоговых гаваней по всему миру».
"Компании больше не смогут уклоняться от своих налоговых обязательств, размещая свою прибыль в странах с самыми низкими налогами",-добавил он.
Министр финансов Ирландии Пасхал Донохоу, чья страна потенциально может оказаться в большом проигрыше из-за своей налоговой ставки в 12,5%, заявил, что любая глобальная сделка также должна учитывать интересы небольших стран.
Сунак сказал, что эта сделка была «огромным призом» для налогоплательщиков, но еще слишком рано знать, сколько денег она принесет Британии.
В соглашении не уточняется, какие именно предприятия будут охвачены этими правилами, речь идет только о «крупнейших и наиболее прибыльных многонациональных предприятиях».
Европейские страны опасаются, что такой бизнес, как Amazon, может проскользнуть через сеть, поскольку он сообщает о более низкой прибыли, чем большинство других известных технологических компаний.
Осталось убедить развивающиеся страны, что они должны самостоятельно и с чувством глубокой благодарности засунуть голову в петлю. Насколько это получится, мы увидим в ноябре — а пока бубен Греты Тунберг звучит все громче.