На самом деле, если судить по истории индийско-российских военных связей, хотя и Нью-Дели и Пекин часто покупали одни и те же российские системы, Индия получала более привилегированные условия с точки зрения добавленной стоимости и иных параметров сделки.
Иногда Россия поставляла Индии не просто новейшее оружие, но и такое, которое даже не поступало в российские вооруженные силы. Это доверие отсутствует в случае с Китаем, поскольку в российских стратегических кругах есть ощущение, что Пекин, привлекая ученых и инженеров из бывшего Советского Союза, осуществляет обратный инжиниринг российской продукции, а затем экспортирует ее на международном рынке.
Почему Индия является лучшим союзником, чем Китай? Здесь особенно примечательны три причины. Во-первых, Россия имеет протяженную границу с Китаем и долгую историю сложных отношений. Учитывая растущую проблему демографического спада, многие российские аналитики опасаются, что Сибирь и Дальний Восток вскоре будут переполнены китайскими трудовыми мигрантами. Эти опасения являются вполне обоснованными, поскольку любой, кто знаком с китайской историей, знает, что территориальные претензии Китая в Азии часто следовали за массовой миграцией.
Во-вторых, российскому руководству не нравится растущая активность Китая в Центральной Азии, которую Москва традиционно считала частью сферы своих жизненных интересов. В любом случае, россияне понимают, что превращение Китая во вторую мощнейшую державу мира после США будет происходить за их счет. До сих пор Россия считалась державой номер два, по крайней мере, с точки зрения научного и военного потенциала.
В-третьих, история китайско-российских отношений не вселяет особых надежд на долгосрочные отношения в будущем. На самом деле, Китай трижды заключал договор о союзе с Россией, во времена династии Цин, Китайской республики и КНР, но ни один из них не продлился долго.
В июне 1896 года Китай и Россия подписали в Москве договор Ли-Лобанова, известный также как китайско-российский секретный договор. Идея заключалась в общей защите от Японии. После поражения в войне, помимо обременительных репараций, Китай уступил Японии полуостров Ляонин, Тайвань и Пескадорские острова (Пэнху).
Этот альянс оказался иллюзорным. В 1989 году Россия вынудила Цинскую империю арендовать Порт-Артур. В 1900 году, после Ихэтуаньского восстания, Россия отправила войска для оккупации Маньчжурии (Северо-восточный Китай) и даже участвовала в атаке на Пекин.
Через почти полвека, 14 августа 1945 года Китай и СССР подписали договор о дружбе и взаимной военной помощи против Японии. Цель правительства Чан Кайши состояла в том, чтобы не позволить Советскому Союзу остаться в Монголии после разгрома Квантунской армии Японии. Кроме того, они надеялись, что Советский Союз поддержит Националистическую партию в ее борьбе против Коммунистической партии Китая. Однако, этого не произошло. Москва добилась независимости Монголии и совместной эксплуатации Китайско-восточной железной дороги.
После того, как власть в Китае захватили коммунисты, Москва и Пекин в феврале 1950 года подписали китайско-советский договор о дружбе и взаимопомощи. Согласно договору, ни одна из стран не может вступить в союз против другой, и если одна из них подвергнется нападению Японии, вторая будет прилагать все усилия для оказания военной и иной помощи.
Хотя это был всеобъемлющий договор, затрагивающий политические, экономические, военные, дипломатические и идеологические интересы, заметные трещины в нем появились уже через десять лет, а к концу шестидесятых годов две страны превратились в смертельных врагов и даже вступили в вооруженный конфликт в 1969 году.
Из приведенных примеров видно, что каждый раз альянс между Москвой и Пекином начинался с больших надежд, а заканчивался очень плохо. На самом деле, русские никогда особенно не доверяли китайцам.
Опрос общественного мнения в 2020 году показал, что более трети россиян склонны избегать контактов с людьми китайского происхождения или внешности. Примерно столько же респондентов говорят, что принципиально избегают покупки китайских товаров, и это объясняет, почему китайские компании на российской территории сталкиваются с серьезными убытками.
Все это в целом говорит о том, что если бы не западные санкции, причиняющие им неудобства, простые россияне едва ли одобрили бы сближение Москвы с Пекином, учитывая глубоко укоренившиеся культурные различия, которые сохраняются до сих пор, а после пандемии коронавируса даже усилились.
Именно этим объясняется, почему российские эксперты говорят о «бдительной дружелюбности» в отношениях между Москвой и Пекином. Это означает действовать открыто, прозрачно и честно, но одновременно развивать и укреплять позиции России в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, чтобы сбалансировать растущую мощь Китая и его активность в приграничном районе, включая демографические и миграционные замыслы. Они не хотят, чтобы Россия превратилась в младшего партнера Китая.