У каждой головы свои задачи, и некоторые из них невозможно выполнить без решения всего комплекса украинских вопросов. Например, комиссару Эттингеру нужно сделать так, чтобы зимой у Европы был газ. Этого можно добиться двумя путями: или заставив Россию поставлять газ на Украину по низкой цене, ликвидируя тем самым риск воровства газа, или заставив Украину пойти на условия Газпрома. Оба варианта выглядят непроходными. С первым не согласится Путин, со вторым — Порошенко.
Евросоюзу нужно не замерзнуть зимой, прекратить санкционную войну с Россией и сохранить лицо — показать, что ни один вопрос в Европе не может быть решен без учета позиции Брюсселя. Какие у ЕС есть инструменты достижения этих целей?
Сильные карты на руках у ЕС:
— Деньги. Канцлер Германии предлагала ранее выделить на послевоенное восстановление украинской экономики 500 миллионов евро, причём без дополнительных условий. Не удивлюсь, если выяснится, что в Минск европейцы привезли значительно более серьезную сумму.
— План Меркель: Федерализация Украины с максимальным соблюдением интересов России. Об этом плане канцлер говорила после визита в Киев, но тогда Порошенко его отверг. План хорош тем, что с ним вполне может согласится Россия.
Также у Евросоюза была «карта санкций», которой можно было давить на Путина, но после российских контрсанкций, от которых взвыл европейский агросектор, она больше не представляет интереса.
«Туз в рукаве»: в случае крайней необходимости у Евросоюза есть вариант признать, что украинские войска сбили Боинг, или что украинские войска совершают военные преступления. Такое признание будет дорого стоить европейским политикам в плане репутации, но создаст идеальный предлог для того, чтобы заткнуть уши и зажмуриться на несколько месяцев, предоставив России почётное право навести порядок на Украине силовыми средствами. Скорее всего, до выкладывания этой карты европейцы не дойдут.
2. Россия
Сильные карты России:
— Газ. Зависимость Европы и Украины от российского газа дает Москве стратегическое преимущество. Чем ближе к зиме, тем сильнее Евросоюз будет вынужден давить на Киев. В худшем случае Россия может без труда пережить снижение поставок газа в Европу (большие золотовалютные резервы это позволяют), а вот Европе в ближайшие годы заменить российский газ нечем физически. Даже если сторонники Киева и готовы вернуться в средневековье для того, чтобы насолить Москве, то европейский бизнес и европейские избиратели явно не согласны с таким сценарием.
— Военные победы Новороссии. Армия Новороссии за последние недели качественно изменилась. Уже начатое контрнаступление на украинские войска обозначает радикальный перелом в военном конфликте на Украине. Время, которое и так работало против киевской власти, начало идти ещё быстрее. Чем дальше, тем труднее будет Порошенко отбиваться от ополченцев и сохранять власть.
— Экономический кризис на Украине. Осень и зима будут сопровождаться катастрофическими экономическими явлениями: это уже признают все стороны конфликта. Дефицит газа и угля практически остановит экономику, а обесценивание гривны разгонит инфляцию. В таких условиях боеспособность украинской армии будет резко ограничена из-за развала тылового обеспечения, а в украинских городах будут зреть социальные бунты.
Как известно, люди выходят на улицы в двух случаях: когда их разогревают снаружи и когда им нечего есть. Прессу Киев контролирует, цветные сценарии в Киеве на данный момент выглядят нереальными. Однако решить вопрос с едой и теплом так просто у Киева не получится.
«Туз в рукаве»: Боинг. Судя по старательности, с которой российская дипломатия не дает забыть об этом инциденте, у Москвы есть веские доказательства вины украинской стороны. Эти доказательства могут использоваться для скрытого шантажа Киева или Вашингтона.
3. Киев
Самая сложная ситуация у Порошенко — коллапсирующая экономика, провал наступления на Луганск/Донецк и деморализованная армия. Несмотря на всё это, руководитель киевской группы не выказывает пока что признаков желания соглашаться на мирный сценарий, на который намекает Ангела Меркель.
Сильные карты Порошенко:
— «МВФ нам поможет»: У Порошенко теплится ещё надежда на получение двух траншей от МВФ, которые позволят ему ещё некоторое время финансировать войну. Однако эта надежда тает с каждой неделей: МВФ до сих пор не перевел Киеву 1,5 миллиарда долларов, которые должны были поступить на счета украинского нацбанка еще в июле.
— Машина пропаганды. Полный контроль над СМИ и мощнейшая машина обработки умов украинских граждан позволяет Порошенко надеяться, что он будет держать общество под контролем до наступления экономического коллапса и даже ещё какое-то время после прихода серьёзных голода/холода.
— «Война без тормозов». У Порошенко есть возможность вести войну, не оглядываясь на международные нормы и используя любые запрещённые методы. Проблема в том, что это преимущество имеет серьезное значение только в наступлении. Сейчас армия Украины отступает.
«Туз в рукаве»: Киев уже использовал свой главный козырь — сбитый «боинг». К счастью для нас, теперь эта карта работает на Россию.
Карты Порошенко выглядят откровенно проигрышными. Оптимальной стратегией для него была бы почетная капитуляция с получением от Германии и России личных гарантий политического и экономического характера. К сожалению, этот исход маловероятен из-за сильной зависимости Порошенко от Соединённых Штатов, в планы которых мирный сценарий никак не вписывается.