Вопрос: Константин Анатольевич, на Ваш взгляд, чего стоит ждать от Московского агротехнического форума?
Константин Бабкин: Страна за последние полгода сильно изменилась и продолжает меняться, мы фактически уже живем в другой России. Раньше многие политики мечтали о том, что мы станем частью мира, вступим в ВТО, интегрируемся, но сейчас к России применяются санкции, многим это прочищает мозги и постепенно политика правительства, как и общественное мнение, поворачивается лицом к производителю, начались разговоры о наращивании производства продовольственных и других товаров, в том числе машиностроительных. Если эти задачи будут решаться, то, конечно, нужно менять экономическую политику, пересматривать условия членства в ВТО, форму поддержки
аграриев, нельзя забывать Константин Бабкин|Фото:Накануне.RUи о новой технической политике. Также нужны новые системы подготовки кадров, новые отношения между производителями техники и вузами, между Минсельхозом и Минпромторгом и отраслью.
Сейчас наша задача, как сельхозмашиностроителей и ассоциации "Росагромаш", предложить механизмы и методы реализации этой интересной и очень перспективной задачи. Надо рассмотреть ее со всех сторон: планирование, прогнозирование, техническая, экономическая и финансовая политика. Поэтому этот форум будет встречей профессионалов отрасли, чтобы обменяться мыслями и предъявить какие-то целостные программы по развитию отрасли.
Вопрос: Как Вы считаете, прислушается ли правительство к советам производителей?
Константин Бабкин: Хороший вопрос, но этого нам, к сожалению, неизвестно. Думаю, что в какой-то части оно несомненно прислушается к нам, но в какой, на 1% или на 100%, и будет ли это реализовано вообще, большой вопрос. Однако то, что мы привлечем внимание правительства с помощью форума, уверенность есть.
Вопрос: Вы сказали, что фактически мы уже живем в другой стране, мы ответили на санкции в отношении России, а дадут ли эти контрмеры нужный эффект?
Константин Бабкин: Пока санкции и в отношении России, и со стороны РФ действуют больше на прочищение мозгов, то есть каких-то экономических изменений нет. Конечно, сейчас все больше людей говорят о том, что надо развивать свое производство, чего не было, скажем, три года назад. Тогда, когда мы заявляли о том, что нужно развиваться, пересматривать условия членства в ВТО, многие нас не поддерживали. Сейчас тема развития производства выходит на первый план, потому что стало понятно, что это необходимо. Поэтому наша задача и в этого форума в том, чтобы превратить временное явление этих санкций в новую долгосрочную политику правительства, направленную на развитие и поддержание производства в РФ. База подготовлена, мозги прочищены, теперь нужно предъявить конкретный и долгосрочный план.
Вопрос: Можно ли уже говорить о каких-то первых результатах от санкций?
Константин Бабкин: Есть определенные шаги, например, правительство допустило программу №1432 - 15% скидка именно на российскую сельхозтехнику для крестьян. То есть какие-то результаты уже есть, но пока нет четкой программы.
Вопрос: Сейчас многие говорят о довольно жестких условиях для аграриев со стороны Центробанка, получится ли правительству как-то найти общий язык с ЦБ и изменить ситуацию?
Константин Бабкин: Зная некоторых людей из руководства Центробанка, их образ мысли, не думаю, что они заинтересованы в экономическом развитии. Когда весь мир снижает процентную ставку для аграриев, наш Центробанк ведет политику повышения стоимости кредитов. Но, возможно, ситуация изменится.
Вопрос: А не получится ли, что в итоге мы полностью заменим импорт из стран США и ЕС импортом, например, из Турции и стран Южной Америки? Так ведь поступить намного проще…
Константин Бабкин: Опасность такая есть, но здесь многое зависит и от общественного мнения, поэтому часть продуктов нашего производства все-таки будет. Это диктует нам нынешняя ситуация, в том числе и с компанией "Добролет", которая использовала "Боинги". Если Запад перестанет нам их поставлять, мы останемся без гражданской авиации, здесь перспективы понятны даже ребенку, поэтому разумные люди понимают, что нужно развивать свое производство, в том числе и авиастроение. И, думаю, скоро мы увидим позитивные изменения в российской промышленности.
Вопрос: Если же вернуться к сельхозпроизводству, стоит ли ожидать из-за эмбарго роста цен на продукты?
Константин Бабкин: Не думаю, что это может повлиять на рост цен, разве что коснется отдельных продуктов, например, пармезана или каких-то еще элитных продуктов. Но цены на хлеб и молоко вряд ли изменятся, по крайней мере, не по причине санкций. Например, себестоимость зерна в хлебе составляет только 10% от всей цены, остальное – стоимость электричества, экономические и политические риски, закладываемые производителем и т.д, то есть 90% стоимости хлеба зависит от политики правительства. И если политика изменится, а к этому есть все предпосылки, то продукты еще и подешевеют.
Вопрос: А как бы Вы в целом оценили экономическую политику нашего правительства и состояние нашей экономики?
Константин Бабкин: Состояние у экономики сейчас печальное, но перспективы огромные, главное - поменять политику. Мы уже дошли до дна и теперь у нас есть все основания для того, чтобы пересмотреть нашу экономику.
Вопрос: Может быть, это шанс выйти из ВТО? В Госдуме, например, уже готовят такой законопроект…
Константин Бабкин: Было бы желание - выйти из ВТО большой проблемы не составляет. Нужна воля правительства и президента, но по факту мы уже вышли из ВТО, вернее, нас вывели. Эти экономические санкции в отношении РФ противоречат самой идее ВТО, которую нам рекламировали. Нам говорили, что все будет хорошо, а потом раз - и появились санкции, разоряются наши авиакомпании, турфирмы, что, в принципе, противоречит тому, о чем нам говорили при вступлении в ВТО, мы фактически вышли из тех понятий, которые вкладываются в слово ВТО, пора это оформить юридически и сделать условия конкуренции в международной торговле равными.
Вопрос: Решится ли на это наш президент и правительство?
Константин Бабкин: В данный момент, наверное, нет, а в перспективе – конечно. Вообще, мы можем постепенно создавать перспективы для выхода из ВТО, например, увеличив поддержку аграриев. Просто можно не так тщательно соблюдать условия ВТО.