Министр обороны Малайзии Хишамуддин Хусейн заявил, что эксперты страны ищут возможность повторно приехать на место крушения самолета для уточнения некоторых деталей и дальнейшего продвижения расследования со сбитым 17 июля "Боингом" "Малайзийских авиалиний". Учитывая, что катастрофа произошла практически полтора месяца назад, и все это время украинские силовики усиленно утюжили этот район из всей доступной гаммы вооружений от ствольной артиллерии до РСЗО, сложно предполагать, что малайцы смогут найти там нечто, проливающее свет на события 17 июля. Скорее всего, месседж послания главного силовика страны в том, что Малайзия не удовлетворена затягиванием расследования и напоминает мировому сообществу о том, что ответы на вопросы не получены и виновные не наказаны. Всему миру ясно лишь то, что огульные обвинения Запада в том, что Путин едва ли не сам нажимал на пуск ракеты и из своей "кагэбэшной сущности" совершил хладнокровное массовое убийство на территории сопредельного государства, не подтвердились, и те, кто кричал громче всех "Россия сбила", сохраняет сейчас могильное молчание.
Любопытно, что бывший аналитик ЦРУ Рэй Макговерн, проработавший в разведке почти три десятилетия, не раз отмечал, что ЦРУ отказалось поддержать позицию Белого дома по поводу катастрофы и участие в ней России, а также обращал внимание на то, что американские спецслужбы за полтора месяца так и не предоставили ни одной фотографии с места событий, несмотря на то, что имеют "спутник-шпион, расположенный прямо над плоскостью полета Боинга в момент перестрелки" и "безусловно имеют подробные фотографические изображения, указывающие на то, что именно произошло".
Сергей Лавров совсем недавно вопросил пресловутое "мировое сообщество" о том, почему расследование крушения "Боинга" "интересно одной России". Даже украинская сторона, которая пробурчала что-то вроде "в том районе шли учения и вполне возможно, совершенно случайно, непонятным образом ракета попала в неведомо откуда взявшийся над зоной АТО гражданский лайнер". Дальнейших действий в развитие или опровержение этой версии сделано не было, как не были принесены извинения семьям погибших. Как говорил по поводу сбитого на учениях Ту-154 с израильтянами на борту Леонид Кучма – "не надо делать из этого трагедию, в мире происходит много событий планетарного масштаба".
Постпред России в ООН Виталий Чуркин пытался воздействовать через ООН, чтобы получить от украинской стороны хоть какие-то данные, например, переговоры диспетчеров с экипажем MH17 и выяснить, какое участие в расследовании принимают ICAO и МАК, уполномоченный проводить расследования на территории СНГ. Судя по всему, и эта просьба российского дипломата осталась без ответа – ООН либо не желает содействовать более объективному и всестороннему расследованию катастрофы, либо просто не имеет нужных для этого рычагов влияния. Однако, если верно второе, тогда возникает вопрос: а какие рычаги влияния вообще имеет ООН?
Полтора месяца сначала относительной, а сейчас фактически полной тишины по этому поводу вызвало огромное количество основных версий произошедшего, о чем мы неоднократно писали (здесь, здесь, здесь и здесь), и останавливаться подробно сейчас не будем. Однако, складывается ощущение, что чем дальше, там все больше от общественности скрывают обстоятельства события, которое стало отправной точкой для введения секторальных санкций со стороны США и ЕС по отношению к России и которыми фактически была начата санкционная торгово-экономическая война. Получается, что о причине все предпочитают замолчать, а следствия продолжают действовать.
С первого дня расследование крушения самолета было проведено с нарушением всех возможных международных норм и регламентов. Сами принципы проведения расследования говорят о том, что страны Запада опасаются утечки любой информации о реальных обстоятельствах гибели самолета, поскольку они будут прямо указывать на след в этой катастрофе. Организаторы теракта активно заметают следы и именно этим обусловлено умышленное затягивание расследования и тотальное замалчивание этого процесса. Об этом Накануне.RU независимый авиационный эксперт, заслуженный пилот СССР, экс-замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.
Вопрос: На этой неделе малайзийские военные заявили, что намерены вторично посетить район катастрофы возле Шахтерска. Имеет ли смысл это сейчас, что там можно найти спустя полтора месяца активных боевых действий?
Олег Смирнов: Дело в том, что расследование далеко еще не закончилось, поскольку началось оно с колоссальных нарушений международных правил расследования авиационных происшествий – со стороны Украины, со стороны Европы и всех остальных. Малайзия является государством, которому принадлежит авиакомпания, чей самолет потерпел катастрофу в воздушном пространстве Украины, и они, конечно, особо заинтересованы в окончании нормального расследования, как это предписано всеми документами и всеми регламентами. Из-за того, что расследование не проведено как положено, материалы все устарели. Специально затягивалось время с началом государственной комиссии, с началом расследования – специально это сделано для того, чтобы замести следы.
Вопрос: Как должно было проводиться расследование по правилам, какие были нарушения?
Олег Смирнов: Авиакатастрофа по международным правилам должна расследоваться следующим образом: во-первых, в день катастрофы создается государственная комиссия, а в данном случае, она была образована через две недели. Во-вторых, эта государственная комиссия приступает к работе в эти же сутки, потому что очень важно расследовать по свежим следам. И третье: завершается работа комиссии с определением причины произошедшего, а уже дальше по заведенному порядку компетентные органы – прокуратура, суды, устанавливают виновного, опираясь на эти причины. Вся эта схема была нарушена, и малайзийская сторона как крайняя в этом вопросе, как владелец самолета, заинтересована в том, чтобы закончить это расследование как положено. Поэтому они и настаивают на проведении дополнительного расследования на месте катастрофы.
Вопрос: Но что можно там найти спустя полтора месяцев боев?
Олег Смирнов: Конечно, все что нужно было, там убрано. Трупы, которые начали убирать там на шестые сутки, когда там была днем температура 30 градусов в тени и 25 – ночью, понятно, что от них там осталось. Все это затрудняет положение владельца самолета, принадлежащего малайзийской авиакомпании. Поэтому, они и настаивают на том, чтобы расследование было завершено как положено, а комиссия, как положено, завершила работу. Голландское правительство поддерживало убийства женщин, детей на Украине и 192 голландца стали жертвой собственного правительства. Правительство Нидерландов подставило летевших в этом самолете, оно поддерживало правительство Украины и не заставило ограничить полеты над воздушным пространством этой страны, в которой шла война, как это положено по всем международным правилам. И малайцы правы, они хозяева самолета и они больше всех настаивают на проведении расследования в соответствии с международными правилами.
Вопрос: Чуркин на прошлой неделе попросил представителей ООН затребовать данные по переговорам украинских авиадиспетчеров, но, судя по всему, это также не было сделано. Кроме того, уточнил, что вообще не понятна роль в расследовании ICAO и МАК. Получается, что и ООН не заинтересована во всестороннем расследовании?
Олег Смирнов: Шаг был сделан правильно. ООН решила провести это расследование под эгидой ICAO – международной организации гражданской авиации. ICAO – это орган ООН, но ведет себя совершенно индифферентно. В том случае, когда надо кому-то объявить "черные списки", она делает это быстро, мгновенно и правильно, и мы поддерживаем такие вещи. Но в данном случае, она ведет себя очень инфантильно, не настаивает на жестком продолжении тех же законов, которые приняты ICAO на исполнение. Чуркин совершенно правильно возмутился. На вторые сутки после катастрофы у нас были факты, опираясь на которые я сказал, что арестованные переговорные дела между экипажем и землей СБУ – это нарушение, потому что такие материалы должны арестовываться государственной комиссией, а не силовыми органами. До сих пор я задаю тот же вопрос, который задал на второй день после авиакатастрофы: почему самолет был уклонен по команде с земли на 14 км севернее, почему он был снижен по команде диспетчера украинского на высоту 600 с лишним метров? Такое впечатление, что он подводился к определенной точке, необходимой для чего-то, для чего – мы теперь знаем. Но эти переговоры по сей день – закрытый материал.
Второй момент: расшифровка самописцев – "черных ящиков". Кому оно было поручено? Великобритании. Когда самописцы вручались донбассцами под аплодисменты с пожатием руки, с печатью малайзийской стороне, мы радовались. Потом, когда малайзийцы их передали голландцам, это тоже было понятно, поскольку больше всего в этой катастрофе погибло голландцев. Но когда голландцы поручили расшифровку Великобритании, у меня лично настроение сникло. Глава правительства Великобритании Кэмерон – шавка Обамы. Шавка – это русское слово, которым в цирке называют собачку, которая выполняет команды – поднять лапу, опустить хвост и т.д. Вот Кэмерон – шавка, что Обама скажет, то он и сделает. Поэтому англичане расшифровали так, как сказал Обама, а Обама – заинтересованный человек в этой истории, потому что он поощрял и поощряет убийства женщин и детей на Юго-Востоке Украины. Круг замыкается.
Вопрос: Данные "черных ящиков" можно подделать?
Олег Смирнов: Даже школьник десятого класса, который занимается компьютерным программированием, может подделать любой материал, который размещен в "черном ящике", никаких проблем. Что надо – скрыть, что надо – убрать, что надо – переделать. Данных по расшифровке пока нет, но уже заявили, что обнародованы будут не все данные. И все молчат, все, кто из окон кабинетов своих на второй день – Обама, Кэмерон и другие – кричали, что Россия – главный виновник катастрофы и Россия сбила самолет. Они все замолчали, заткнулись, потому что в расшифровке переговоров экипажа и в материалах расследования четко прослеживается след, и след этот далеко не российский. А чей – понятно, но вся эта когорта – Украина, США и Европа – им очень сложно признаться в том, что это они сбили самолет. И все будет делаться для того, чтобы этого заключения не произнести, чтобы его не последовало.
Вопрос: Сергей Лавров на днях сказал, что Россия – единственная страна, которой интересно расследование крушения. Однако, на вчерашней встрече в Минске, насколько можно судить, эта тема также не была затронута. Все окончательно смирились с тем, что Боинг "просто упал", и забыли о нем?
Олег Смирнов: Почему так себя ведут Обама, Кэмерон и Порошенко? Есть только два варианта. Первый вариант: они идиоты. Но они не могут быть идиотами, потому что они избраны народом, а народ идиотов не избирает. Второй вариант: злоумышленные действия. Если они не идиоты, остается признать, что это были злоумышленные сознательные действия: наорать, обвинить во всем Путина, когда объективные материалы показывают, что это Порошенко, Обама и Кэмерон организовали и выполнили все. Всячески задерживается, нарушается расследование, скрывается истина совершенно умышленно – другого нет варианта, потому что я не берусь обвинять всех этих людей в идиотизме, а третьего не дано.
Вопрос: Как Вы считаете, будет ли эта информация когда-то рассекречена?
Олег Смирнов: Тайное всегда становится явным, есть такой постулат. Кто-то когда-то сгоряча или будет мстить кому-то, и тогда обязательно эту информацию выдаст. Но сейчас вся информация сходится к тому, что сбила самолет вот эта банда – Обама, Порошенко, Кэмерон и вся Европа. Но они же считают себя избранными. Порошенко – миллиардер, но для меня он – куча дерьма и все, если он творит такое. А они сами себя считают великими людьми, а какой великий человек скажет, что вот я сбил самолет с 298 невинными лицами над своей территорией?
Вопрос: С точки зрения логики и процедур, действительно ли нам важно знать, кто сбил этот самолет или можно было бы занять позицию – ваш самолет, сами и разбирайтесь, ведь россиян там не было?
Олег Смирнов: Самое важное в этой истории, если отбросить все эмоции, это то, что все катастрофы расследуются для одной цели – чтобы установить причину и предпринять на государственном уровне такие меры, чтобы никогда больше в этом государстве не было катастроф по этим причинам. Это главная цель расследования. И если мы не сделаем все для того, чтобы указать на затягивание и на подделку расследования этого происшествия, все должны поминать, что под угрозой наши жизни, жизни наших детей и родителей. Над всеми над нами нависает топор, если не будет проведено расследование и не будут выяснены причины и не будут выявлены виновники. Виновник должен быть жестоко наказан, неважно, кто он – президент или еще кто-то. Его нужно строго наказать за умышленное убийство 298 человек. Вот тогда мы можем быть спокойны, что не появится очередной Порошенко, который ковыряется в своих миллиардах, а потом у него портится настроение, он нажимает кнопку и сбивает самолет с вашей семьей. Это произойдет обязательно, если мы не предпримем этих мер – объективное расследование и строжайшее наказание виновника катастрофы.