Украинский кризис: мнения членов НАТО относительно щита ПРО разделились ("LSBlog", Италия)
Одни боятся рассердить российского лидера Владимира Путина, другие готовы пожертвовать коллективной безопасностью Европы из-за четырех нефтерублей. В понедельник, 25 августа, Германия объявила о том, что выступает против установки системы противоракетной обороны, задуманной НАТО в Центральной и Восточной Европе.
Журнал Der Spiegel сообщает, что это решение, обнародованное пресс-центром немецкого канцлера Ангелы Меркель, правительство Германии приняло из-за того, что не хочет провоцировать Россию, считающую оборонный проект Североатлантического альянса в Центральной и Восточной Европе военной операцией, цель которой – поставить под угрозу военные и геополитические интересы Москвы.
Der Spiegel также сообщает, что пример Германии оказался заразительным, и поэтому подобная позиция Меркель смешала все карты НАТО, ведь Североатлантический альянс уже назначил дату для обсуждения путей внедрения системы ПРО. Оно должно было состояться на его следующем саммите, а теперь альянсу приходится сталкиваться с четким разделением стран-членов на два лагеря: на тех, кто поддерживает проект противоракетной обороны, и тех, кто выступает решительно против него.
К числу стран, высказавшихся против идеи космического щита – именно так называют систему противоракетной защиты НАТО – помимо Германии, можно также отнести Францию, Бельгию, Венгрию, Словению, Австрию и Словакию: именно эти государства заняли отчетливую пророссийскую позицию, и именно они часто давали понять, что сохранение хороших отношений с Москвой, особенно на энергетическом уровне, для них важнее следования общеевропейской договоренности ради гарантии безопасности всех стран-членов Европейского союза. В очередной раз российские газ и нефть оказались важнейшим инструментом геополитики Кремля.
В этом ряду особенно выделяется Венгрия, премьер-министр которой Виктор Орбан (Victor Orban) заявил о своем желании возглавить про-российскую коалицию, способную противостоять евроатлантическому сообществу и заставить последнее несколько ослабить давление, которое ЕС и США оказывают на Москву в качестве ответной реакции на военную агрессию России на Украине, выражающейся в виде экономических и торговых санкций.
Говоря более конкретно, как об этом сообщает EurАctiv, Орбан призывает остальных предпочесть перспективы экономических и торговых возможностей, которые откроются перед ними благодаря сотрудничеству с Путиным, страху за энергетическую и военную безопасность отдельных стран, входящих в Евросоюз.
По другую сторону баррикад среди членов НАТО, высказывающихся в поддержку космического щита, как сообщает Der Spiegel, оказались Соединенные Штаты Америки, Польша, Латвия, Литва, Эстония и Румыния, то есть те страны, которые – кроме США – после военной агрессии России на Украине начали беспокоиться за свою собственную национальную безопасность.
В своем интервью польскому еженедельнику Wprost генерал Вальдемар Скшипчак (Waldemar Skrzypczak), эксперт по военным вопросам и бывший заместитель министра обороны Польши (с 2012 по 2013 год), заявил, что польская армия к настоящему моменту не готова отразить возможное вторжение русских, поэтому теоретически они могли бы оккупировать территорию целой страны всего за три дня.
Похожие опасения Ангеле Меркель выразила также латвийский премьер-министр Лаймдота Страуюма (Laimdota Straujuma), заявившая в среду 20 августа о том, что совершенно необходимо усилить оборонную инфраструктуру НАТО в Латвии для обеспечения национальной безопасности стран Балтии в случае возможной атаки со стороны России.
Позиция Германии в отношении космического щита соответствует геополитической стратегии, которую Ангела Меркель приняла, чтобы представить немецкое правительство в качестве европейского посредника в вопросах урегулирования военного конфликта между Россией и Украиной и, что особенно важно - в качестве гаранта сохранения экономического и энергетического сотрудничества между Москвой и Европой.
В связи с этим Меркель на днях совершила визит на Украину, во время которого, как поговаривают, немецкий канцлер вполне могла убедить Петра Порошенко отказаться от экономической интеграции с Евросоюзом – против которой открыто выступает Москва – взамен на вывод из Донбасса и Крыма российских оккупационных войск. Конечно, если только на это согласится Россия.
С другой стороны, у стран, высказывающихся в поддержку системы противоракетной обороны, были бы все основания для того, чтобы еще настойчивее требовать усиления постоянного военного присутствия Североатлантического альянса в Центральной и Восточной Европе.
И действительно, на сегодняшний день НАТО может лишь временно размещать в Европе свой вооруженный контингент, обеспечивающий военную защиту – особенно в воздухе и на воде – «восточных» членов Североатлантического альянса.
Путин с успехом следует принципу «разделяй [Европу] и властвуй». Из споров внутри НАТО единственным победителем пока выходит российский президент, который для того, чтобы сломить фронт Североатлантического альянса, прибег к помощи пропаганды с целью посеять страх и убедить людей в том, что «космический щит» – это инициатива Запада, представляющая собой прямую угрозу для России.
Проект противоракетной обороны включает в себя размещение в Турции специальных радаров, а в Польше, Румынии и опять же Турции (поэтапно) – батареи ракет SM-3, которые нельзя использовать для нападения: они предназначены для того, чтобы перехватывать ракеты, запущенные с Ближнего Востока. Возможно, такие установки будут также размещены в Дании и Норвегии.
Новый вариант космического щита демократическая администрация президента США видит как усовершенствованную версию предыдущей системы ПРО, задуманной предшественником нынешнего американского президента, республиканцем Джорджем Бушем.
Прежний план, отправленный в архивы в 2009 году, за несколько месяцев до вступления в должность Барака Обамы, предусматривал размещение радаров в Чехии и зенитных ракетных комплексов Patriot, предназначенных не только для защиты, но и для нападения, в Польше.