Европа лютует: Москва устроит нам адскую зиму, чтобы достроить «Северный поток-2»
«Генерал Мороз» снова придет на помощь «Газпрому»?
Всего год назад цены на газ в Европе пробили дно. Немцы приобретали продукцию «Газпрома» по 70 долларов за тысячу кубов (и даже меньше), из-за чего очень злился Лукашенко. По долгосрочному контракту Беларусь отдавала за «голубое топливо» больше, чем те, кто торговал на споте. Сейчас, правда, Батька ничего не говорит о «несправедливых» ценах. Потому что для него расценки остались прежними, а на европейских хабах газ подорожал в несколько раз и достиг максимальных значений с 2008 года.
Рекордно высокие цены можно назвать результатом рокового стечения обстоятельств. Первый момент — это восстановление мировой экономики после прошлогодних потрясений. Как ни крути, потребление углеводородов в Европе выросло. «По оперативным данным газотранспортных операторов, в мае 2021 спрос был на 17% выше показателей прошлого года. За первые пять месяцев 2021 года — на 17,6% больше спроса на 2020 года. Такую сильную динамику спроса мало кто ожидал, включая европейских импортеров», — отмечает директор фонда «Институт энергетики и финансов» (ИЭФ) Марсель Салихов.
Но еще больше спрос вырос в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Китай, Япония, Тайвань, Южная Корея конкурируют за поставки сжиженного природного газа, поставщики которого просто «забили» на Европу. «СПГ — очень волатильный товар, это отлично было заметно в марте 2021 года. Цены на сжиженный природный газ в Азии внезапно стали на 80% выше, чем в Европе, из США к нам не приходило почти никакого СПГ», — посетовал председатель правления немецкой Wintershall Dea Марио Мерен.
С тех пор конъюнктура принципиально не изменилась. Цены в Азии остались более привлекательными, с марта по май поставки СПГ в Европу продолжали сокращаться. Добавим к этому еще один важный фактор: зима 2020/2021 преподнесла Европе неожиданный сюрприз в виде суровых морозов.
«Газпрому» пришлось экстренно наращивать экспорт в Германию, Италию, Францию и другие страны, которые остро нуждались в энергоресурсах. Из отопительного сезона страны ЕС вышли с рекордно низкими запасами «голубого топлива». К концу первого месяца лета европейские подземные хранилища по-прежнему заполнены существенно ниже, чем в предыдущие годы.
Казалось бы, «Газпром» должен воспользоваться этой ситуацией — удовлетворить существующий спрос на энергоресурсы, тем самым улучшив собственное финансовое положение. Но российский монополист не спешит этого делать. По мнению западных аналитиков, Кремль специально провоцирует дефицит газа в Европе.
«Ограничения российских поставок усугубляют давление на европейский газовый рынок», — статью под таким заголовком на днях опубликовала британская The Financial Times. Её авторы явно недовольны сложившейся ситуацией: Европа остро нуждается в дополнительных объемах газа, а российский монополист, напротив, сократил объемы поставок примерно на 20% по сравнению с «доковидным» уровнем. Не удивительно, что цены подскочили до неприлично высокого уровня.
По факту же европейцы ничего не могут предъявить «Газпрому» — тот выполняет свои контрактные обязательства в полном объеме. Просто на Западе привыкли, что Россия по первому зову готова нарастить поставки «голубого топлива». Но не в этот раз.
Почему так происходит? «Газпром» считает выгодным для себя подержать Европу на «сухом пайке» — вот, пожалуй, наиболее логичное объяснение. Чем больше газа «национальное достояние» будет экспортировать в Европу, тем ниже будут цены. Здесь важно найти правильный баланс.
«Газпром просто пытается максимизировать свою прибыль в то время, когда спотовые цены высоки, газовые хранилища пусты, а спрос на СПГ в Азии велик. Они просто оппортунистичны», — заявил в комментарии The Financial Times анонимный менеджер немецкой энергетической компании.
Почему стремление «максимизировать свою прибыль» является проявлением оппортунизма? И почему те же обвинения не звучат в адрес американцев? Они ведь отправляют свои танкеры в Азию, хотя могли бы помочь Европе подготовиться к новому отопительному сезону, не оставлять её один на один с «Газпромом». Когда за прибылью гонятся американцы — это свободный рынок, когда то же самое делают русские — это оппортунизм.
Впрочем, некоторые аналитики уверены, что дело здесь не только в коммерции. «Газпром фактически говорит ЕС: «Дайте нам зеленый свет для «Северного потока-2», и мы отправим вам весь газ, который вам нужен. Если не дадите, то мы не отправим. Мы не собираемся отправлять дополнительный газ через Украину, и вы видели, что это означает для оптовых цен на жестком мировом рынке», — утверждает аналитик службы отслеживания рынков основных товаров ICIS Томас Марзек-Мансер.
«Многие полагали, что Россия будет поставлять больше газа через Украину, однако этого не происходит, — соглашается глава отдела природного газа и энергетического перехода консалтинговой фирмы Energy Aspects Тревор Сикорски. — Отчасти это объясняется политическими причинами: Россия отправляет Брюсселю сигнал о том, что она не нуждается в транзите газа через Украину».
Косвенно эту версию подтверждает генеральный директор ООО «Газпром экспорт» Елена Бурмистрова. Она заявила, что дополнительные заявки от европейских партнеров российская сторона с удовольствием выполнит. Но только после запуска «Северного потока-2». Сигнал более чем очевидный.
Нежелание «Газпрома» использовать украинскую ГТС можно объяснить тем, что по действующему транзитному контракту за бронирование дополнительных объемов прокачки нужно платить по более высокому тарифу.
С другой стороны, сегодняшние цены на газ с лихвой покроют эти расходы. «Трудно утверждать, что дополнительная стоимость доставки через Украину слишком высока, когда цены так высоки. Это заставляет людей в отрасли понять, что в игре есть что-то более стратегическое», — говорит Томас Марзек-Мансер.
Положение Европы в этой игре выглядит незавидным. Запасы газа в её ПХГ — на самом низком уровне за последнее десятилетие. Зима не за горами. На СПГ рассчитывать не приходится, собственная добыча стагнирует. Остается старый-добрый «Газпром», который своим бездействием может подвести Европу к серьезному энергетическому кризису.
«Многое будет зависеть от „Северного потока-2“, — уверен вице-президент консалтинговой компании Wood Mackenzie Массимо Ди Одоардо. — Если „Северный поток-2“ не начнет функционировать, а Россия не увеличит транзит газа через Украину, для Европы это может обернуться ростом цен. Я сомневаюсь, что будут какие-то отключения, однако зимний период обещает быть непростым».
Невольно возникает вопрос: как такое вообще возможно? ЕС тратил гигантские суммы на обеспечение своей «энергетической безопасности». СПГ-терминалы росли, как грибы после дождя. Благодаря этому физический дефицит газа европейцам больше не грозит. Но вопрос в том, какую цену им придется платить за удовлетворение своих энергетических потребностей. Конкурировать с Азиатско-Тихоокеанским регионом за сжиженный природный газ они не готовы. Благодаря этому у «Газпрома» появляется дополнительный аргумент в пользу реализации «Северного потока-2», его ввода в эксплуатацию и использования на полную мощность. Возможно, решающую роль здесь сыграет «Генерал Мороз» — его помощь в обозримом будущем России точно не помешает.