Суть украинского кризиса кроется не в "майдане", не в "олигархах", даже не в газовой трубе и тем более не в сланцевом газе, который якобы кто-то планирует добывать на Донбассе. Это все, в общем, фон. В свое время, когда США и СССР воевали за Вьетнам в период 1965—1973: СССР поставками оружия и военными советниками, США пошли на полномасштабное военное вторжение. Советские политологи в телевизоре тогда вовсю надували щеки и объясняли причину войны: якобы на шельфе возле Вьетнама американские спутники обнаружили 50% мировых запасов нефти и потому хотят отобрать эту нефть у мирных вьетнамских тружеников. С тех пор прошло без малого полвека, но про "вьетнамский нефтяной шельф" мало кто слышал даже в ОПЕК, про широкую публику уже молчим. То есть может там что-то где-то и лежит, что-то даже добывают, но никому оно не нужно за наличием других источников сырья. И из той же области рассказы про сланцевый газ Донбасса, за который якобы и разгорелся весь сыр-бор. Размещение элементов американской ПРО на Донецком кряже, вступление Украины в НАТО и прочие объяснения - они из той же серии ковыряния пальцем салате. То есть оно как бы и так, но ещё не котлета. Котлету следует искать глубже, по нашим оценкам - не позднее 1913-го года.
2.
20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе. Они взяли обязательства сроком на 5 лет не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Главным организатором Тройственного союза являлась Германия, заключившая в 1879 году военный союз с Австро-Венгрией. После этого, в 1882 году, к ним присоединилась Италия.
Согласно геополитической логике к этому союзу неминуемо должны были примкнуть Франция, значительно расширив союз на Запад, и Россия, колоссально расширившая бы союз на Восток. И хотя на 1882-й год Россия заметно проигрывала технологически Германии, с её присоединением к Тройственному союзу он перешел бы в совершенно другое качество. Главное, что могла дать Европе Россия - это прямой сухопутный путь на Восток: в сторону быстро развивающейся Японии, в многомиллионные Китай и Индию.
В 1897—1903 гг. в России огромными усилиями была построена Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) - железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога построена как южная ветка Транссибирской магистрали. Завершение сооружения КВЖД сразу же увеличило достоинства положения Маньчжурии, превратив эту отсталую территорию в экономически развитую часть империи Цин. К 1908 году, за неполные 7 лет, население Маньчжурии выросло с 8,1 до 15,8 млн человек за счёт притока из собственно Китая. Развитие Маньчжурии пошло такими стремительными темпами, что уже через несколько лет Харбин, Дальний и Порт-Артур по населению обогнали дальневосточные российские города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. А теперь представим, что получилось бы, если бы КВЖД соединилась с железными дорогами Европы. Европейские товары получили бы прямой путь в Азию, который на тот момент плотно контролировался Британией - главной мировой морской державой.
Даже сегодня (а тем более в 19-м веке) товары из Европы поступают в Японию долгим и дорогим морским путем, контролируемом морскими державами - Британией и США, где и остаётся весь гешефт. И сколько времени существуют железные дороги - столько времени лучшие европейские умы придумывали разные способы прямого обмена товарами между Западом и Востоком (Проект века: Трансмагистраль Токио - Сахалин - Лондон)
Но не менее умные люди сидят в США и Британии. Они прекрасно понимают, что с построением железной дороги или автотрассы через всю Евразию что США, что Британия автоматически выносятся на периферию мира. Обмен товарами, перемещение оборудования и рабочей силы будет и прямым, экономичным, и очень быстрым. Значительно уменьшается необходимость в услугах морского транспорта, а морские державы из центра торговли становятся периферией. Поэтому что США, что Великобритания, костьми лягут, но трансевразийскую магистраль не допустят.
Кроме объединения Востока и Запада, присоединяясь к Тройственному союзу Россия вносила и другую лепту - источники сырья для зарождающейся в Европе индустриализации.
Что такое сырьё проиллюстрирует мало кому известная история с немецким танком "Тигр-2", сделанным Третьим Рейхом к концу Второй мировой. Согласно ТТХ этого танка одной такой машины хватило бы для уничтожения полка советских танков или пары дивизий танков Британии или США. Однако когда советские инженеры стали испытывать один такой трофейный танк на полигоне в Кубинке, они с удивлением выяснили, что броня там хоть и гораздо толще чем на среднем немецком танке Т-IV, тем не мене выстрел Т-34-85 держит хуже. Точнее - вообще не держит.
Начав копаться в металле инженеры быстро выяснили, что в броне "Тигра-2 " нет молибдена. Его нужно было всего пару грамм на огромный танк, но добывался европейский молибден только в Норвегии, которую союзники у немцев уже отвоевали. Поэтому к концу войны немцы делали танки чуть ли не из котловой стали.
Так, несколько тонн редкого металла, добавляемого в броню, если не решили исход всех танковых боёв 1945-го, то внесли свою лепту. Как свою лепту внесли и нефтяные месторождения Румынии: отобрали у немцев месторождения - и всё перестало летать и ездить. Тем самым, самая развитая технология без сырьевой базы - это как хорошая машина без бензина. Это как "Лада Калина" с полным баком рано или поздно обгонит на трассе "Порше", в котором бензина на 15 секунд езды.
В связке с Россией, Германия получала неисчерпаемые источники сырья и ненасыщаемые рынки сбыта, что автоматически делало её индустриальным центром мира, к которому неминуемо подтягивались бы Япония, Китай, Индия и страны Ближнего Востока. Но куда больше получала от такой консолидации Россия.
В конце 19-го, начале 20-го века Россия занимала лидирующие позиции по экспорту продовольствия, в частности по экспорту зерна Россия в разные годы была на первом, втором но не ниже чем на третьем месте, прочно держала первое место по экспорту молочных продуктов - вологодское масло всем остальным предпочитали даже в Голландии.
Теперь представим трансевразийскую магистраль с прямыми ветками в Китай и Индию с их рынками и сотнями миллионов трудоспособного населения. На одном экспорте зерна Росси могла делать весь ВВП! А остальные товары?
Но ВВП - это не только экспорт зерна, но и заводы, фабрики, которые можно было с помощью Европы построить и начать поставлять товары как в Азию, так и в туже Европу. Приводим цитату из исторической работы Е.М. Заблоцкого НЕМЦЫ В РАЗВИТИИ ГОРНОГО ДЕЛА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.
......На посту президента Берг-Коллегии или директора Департамента в разные годы находились горные специалисты, в т.ч., немецкого происхождения: И.А.Шлаттер (1753-1767), Ф.Ф.Бегер (1843-1849), А.Р.Гернгрос (1855-1861), В.К.Рашет (1861-1875), Г.Л.Грасгоф (1881-1882), Н.А.Иосса (1900-1907). Вице-президентом Берг-Коллегии был Х.П.Люберас (1719). В числе членов Берг-Коллегии в первой половине XVIII в. были: И.Ф.Блюэр, Г.У.Райзер (окончил Фрейбергскую академию, работал на Урале), Г.(А.)Шлаттер (отец И.А.Шлаттера, вызван в Россию в 1718 Петром I); в начале XIXв. - И.Ф.Герман (акад., гл. начальник Екатеринбургских заводов), Ф.Л.Канкрин (управляющий Старорусскими соляными заводами, отец Е.Ф.Канкрина, министра финансов, главноуправляющего Корпусом Горных Инженеров), П.Ф.Ильман (впоследст-вии - командир Горного кадетского корпуса), П.И.Медер. Начальниками отде-лений Департамента были Ф.И.Герман, А.П.Кеппен, Ю.М.Рейнке, В.А.Юргенсон, директором Горного департамента в Царстве Польском в 1857-1861 был Г.А.Иосса.
.....Управление округами, горными заводами требовало профессиональных зна-ний и административных способностей. Значительную часть управителей составляли российские немцы, в большинстве своем получившие образование в Горном Училище - Горном институте. Так, в 1815 г. управителями горных за-водов на Урале были: А.Г.Иосса (Богословский завод), М.И.Клейнер ( Златоус-товские заводы), К.Д.Макке (Воткинский завод), А.Ф.Мейер (Гороблагодатские заводы), А.И.Штейнман (Юговские заводы), П.И.Медер был горным начальни-ком Пермских заводов, Н.И.Мундт - управителем Екатеринбургского монетно-го двора, И.Ф.Фелькнер - помощником горного начальника Екатеринбургских заводов по золотым промыслам. В том же году А.А.Фуллон управлял Санкт-Петербургским и Кронштадтским заводами, Я.Х.Нилус - Луганским литейным заводом, И.И.Эллерс был начальником Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов. В 1835 главным начальником Уральских заводов был А.И.Дитерихс, управителями были: В.А.Бекман (Саткинский завод), Ф.Б.Грасгоф (Златоустов-ские золотые промыслы и Миасский завод), Э.Б.Грасгоф (начальник Камско-Воткинского завода); горным начальником Колывано-Воскресенских заводов - Ф.Ф.Бегер, управителем Салаирского завода на Алтае - А.П.Мевиус, Локтевско-го - Ф.П.Мевиус.
Список немецких инженеров и промышленников, участвовавших в индустриализации дореволюционной России огромен, ведь индустриализация не заканчивалась только горнодобывающей промышленностью. В частности в 1902 году в Подольске заработал завод, выпускавший швейные машинки машины Singer с русифицированным логотипом «Зингеръ» к которому скоро прибавился тогдашний «знак качества» – надпись «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Эти машины не только широко расходились по России, но и экспортировались в Турцию и на Балканы, а также в Персию, Японию и Китай. К началу Первой мировой войны завод ежегодно выпускал 600 000 (!!!). машинок. «Зингер» тогда в семье, это как автомобиль сегодня, а может даже и побольше.
Тем не менее, всё это были не более чем частные инициативы. Если при Петре I отправка молодежи в немецкие ВУЗы и приглашение немецких инженеров в Россию было государственной политикой, то к 20-му веку, Британия, через своих агентов при императорских дворах всё более переориентировала Россию на Англию. В конечном итоге всё это закончилось вступлением России в "Антанту" — военно-политический блок России, Англии и Франции, созданный в качестве противовеса «Тройственному союзу». Блок сложился в основном в 1904—1907 годах и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны.
Так, Россия, вместо того чтобы консолидироваться со своими естественными континентальными союзниками, почти объявила им войну, образовав союз со своим главным геополитическим конкурентом. Итогом этого союза стала Первая мировая война, по итогам которой Россия получила революцию, Германия - Версальский мир (потерю всех колоний, потерю части территорий, запрет на целые рода вооруженных сил). Британия и США наоборот - закрепили за собой статус главных мировых держав, на 25 лет похоронив саму идею единого экономического пространства Евразии.
Но в умах идея витала. Не случайно, засевшие в Кремле большевики бредили идеями мировой революции, которую предполагалось нести в Европу и в Азию. По тому же пути пошла и Германия, заключив союз в частности с Японией и имея определенное намерение прорубить себе к союзнику сухопутный путь. По приказу Гитлера немецкие инженеры даже разработали проект гигантской железной дороги на Дальний Восток, по которой бы огромные паровозы катали вагоны немыслимой доселе грузоподъемности.
И если стратегически правители России и Германии мыслили правильно, собираясь построить единую консолидированную Евразию, в тактике у них были серьёзные разногласия. Одни хотели построить в Евразии коммунизм, другие фашистскую диктатуру. Умело используя эти разногласия, возможно поспособствовав созданию таких режимов, морские державы - Британия и США - опять столкнули Россию и Европу лбами, практически дотла спалив в огне Второй мировой. Но сами по итогам мая 1945-го года Британия и США опять оказались в плюсах.
3.
Новый мир образца мая 1945-го года не всем пришелся по нраву. На то, что рядовые немецкие граждане пачкают фекалиями ворота американской авиабазы Рамштайн можно, в общем-то, не обращать внимания. Но недовольны оказались ведь и люди с серьёзными деньгами и связями среди европейских элит, в умах которых началось брожение, плавно перешедшее в тайные встречи и своего рода "разборы полётов".
Представители европейского капитала и древних аристократических родов тайно собирались на каком-нибудь острове и после недолгих взаимных претензий приходили к выводу, что Первая мировая война, а тем более Вторая мировая война были тупыми бойнями во имя чужих интересов. Гешефт сняли Великобритания и США, хотя объединенная экономика Европы, с идеей которой носились о советники Наполеона, и советники Гитлера, вполне могла бы не только бросить Америке геополитический вызов, но и обанкротить эту Америку. И с таких вот кулуарных встреч в Европе началась тайна работа по созданию современного единого европейского пространства с единой европейской валютой.
В середине пятидесятых годов прошлого века начинается медленное строительство того, что сегодня мы знаем как Евросоюз. Но сначала это было ЕЭС - Европейское экономическое сообщество, региональное интеграционное объединение двенадцати европейских государств, существовавшее с 1957 по 1993 год. Целью создания являлась дальнейшая Экономическая интеграция, включая создание общего рынка.
Единая Европа строилась поэтапно. В 1957-м году был создан таможенный союз, в 1964-м образован общий сельскохозяйственный рынок и введено единообразие цен, в 1972 году разработано Европейское соглашение о совместном плавании курсов валют (European Joint Float Agreement), позволявшее валютам стран-участниц изменяться относительно друг друга в диапазоне 2,25 %.
В 1992-м году был официально создан Евросоюз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах Европейских сообществ. С 500 миллионами жителей, доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 триллионов долларов) по номинальному значению и около 19 % (16,1 триллионов долларов) — по паритету покупательной способности.
1 января 1999 г. в 0.00 часов по европейскому времени страны европейского Экономического и валютного союза (ЭВС) ввели единую валюту - евро (EUR). С этого момента жестко зафиксировались курсы национальных валют стран-участниц по отношению к евро, а евро стала самостоятельной полноправной денежной единицей. На этом этапе параллельно и равноправно функционировали и евро и национальные валюты. Торги по евро начались 4 января 1999 года. 1 января 1999 года при введении новой единой валюты евро ее курс к доллару был установлен на отметке 1 EUR = 1,1736 USD .
Для многих сегодня не секрет, что Америка живет в кредит. По состоянию на 17 ноября 2011 года, общий объём национального долга США составил 15,03 триллионов долларов. Вскоре объём долга превысил 100 % ВВП США. На 21.10.2013 — 17,08 триллионов долларов. Около 5 триллионов долларов составляет долг перед иными государствами, из которых по 1,3 и 1,1 триллионов долларов перед Китаем и Японией соответственно. На март 2013 года госдолг США на душу населения составлял около 53 тыс. долл./чел., в то время как ВВП на душу населения составлял 51749 долл. То есть реально каждый американец должен всему миру больше, чем зарабатывает за год.
США могут себе это позволить как обладатели самой мощной экономики в мире, с одной стороны, и как обладатели самой мощной армии в мире с другой. В свете этих двух обстоятельств люди традиционно стараются держать средства в долларах, ибо может рухнуть и марка, и йена, и любая другая валюта, но доллар кажется незыблемым. Если же кто-то не пожелает хранить деньги в долларах по своей воле, то на этот случай есть авианосные группы США, которые убедят любого, что хранить деньги нужно только в долларах и ни в чем другом. США же берет на себя непосильную роль печатания этих денежных знаков. Их печатают сейчас приблизительно по триллиону в год, после чего выменивают у всего мира на нужные товары.
Насколько это чудовищно много? ВВП США составляет 16,8 триллионов долларов, но доля промышленного производства в структуре ВВП США - 22,1 % . Это 3,23 триллиона долларов, на которые производится реальный товар, в который, в частности, входит и виртуальное программное обеспечение. Но 11,2 триллиона долларов в структуре ВВП США - это услуги: консультации, поддержка, реклама. То есть ты мне что-то помог, я тебе, но ни я, ни ты ничего полезного не произвели. Зачем, если полезное (одежду, обувь, еду) можно купить у туземцев в Китае, которым мы для оплаты напечатаем зеленых бумажек? Им же нужно в чем-то хранить свои сбережения, не в юанях же?
Не только всей Америке, но и всему миру уже, наверное, известна печальная история города Детройт - в недавнем прошлом центра мирового автомобилестроения. Но к концу 80-х прошлого века японцы научились делать машины не хуже, чем в Детройте, но гораздо дешевле. В итоге американские машины перестали в мире покупать, инвесторы стали вытаскивать своё бабло из Детройта и... город превратился в декорацию для фильмов на постапокалиптическую тему.
Он заброшен и населен только бандами уличных хулиганов афроамериканского происхождения. И такова будет судьба всей Америки, если мир откажется от доллара как от резервной валюты и перейдет на Евро. Даже если мир окажется не от всех долларов, а только от половины - всё равно последствия для США будут катастрофическими.
А уже сегодня, доля евро в сбережениях планеты, выросла с 17,9% до 24,4%, а доля доллара упала с 71.9 до 61,2. Евро отвоёвывает рынок.
Как мы уже заметили выше, 1 января 1999 года при введении новой единой валюты евро, ее курс к доллару был установлен на отметке 1 EUR = 1,1736 USD. А 24 марта 1999 года ....генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана отдал приказ командующему силами НАТО в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную операцию против Югославии. Вечером того же дня Белград, Приштина, Ужице, Нови-Сад, Крагуевац, Панчево, Подгорица и другие подверглись ударам с воздуха. В Европе опять началась война. Как-то так оно совпало с появлением евро.
Как опять таки мы уже заметили выше - деньги любят тишину и спокойствие. Как только Гитлер начал стрелять ракетами по Лондону - денежки оттуда потекли в США, ибо ни один инвестор в своём уме не будет строить фабрику, если есть вероятность попадания в неё ракеты. Точно так же, с началом войны в Югославии, денежный поток, только что начавший течь в Европу, вдруг остановился и потек обратно в США.
Если кто-то в горячке продал пачку баксов из матраца и купил марок в надежде поменять на евро, то увидев как бомбят Белград он тут же побеждал и опять купил доллары, ибо мало ли? Сегодня бомбят Белград, завтра будут бомбить Берлин. Так рассуждала даже кухарка, которой никогда не дадут поуправлять государством. Но люди, которые управляют государствами, банками и корпорациями мыслят по той же схеме. С началом войны в Европе они срочно избавляются от безналичных евро и опять вкладываются в доллар, покупая его триллионами. В итоге к октябрю 2000 г. евро достиг своего исторического минимума на отметке $0,8230 за евро.
Евро, стремительно потерявший стоимость, перестал быть конкурентом доллару в качестве резервной валюты.
4.
И вот теперь, глядя на Украину, в свете войны в Югославии и двух предшествующих войн на континенте, всё становится на свои места. Вашингтону глубоко до лампочки - Янукович будет сидеть в Киеве, Абрамович или вообще непонятно кто. Вашингтону нужно, чтобы сидящий в Киеве вассал просто начал войну. Чем шумнее - тем лучше. Не важно под каким предлогом - лишь бы начал.
И, самое главное, победить ему в этой войне недопустимо. Свидомые, исходящие истерикой на форумах, всё не понимают. А война нужна, пока война не выполнит все поставленные задачи. Какие это задачи?
Выше мы на цифрах и фактах показали, что создание единого европейского экономического пространства, куда входили бы не только страны Западной Европы, но и Россия - это логичный, сам собой напрашивающийся сценарий. Западная Европа даёт технологии, Россия - рынок и ресурсы. Кроме того, в умах транспортников уже почти сто лет блуждает идея строительства трансевразийской магистрали для переброски грузов из Японии, например, во Францию. Россия и Европа совместными усилиями такую дорогу вполне могут построить, чем сильно подпортят бизнес некоторых морских держав - их сухогрузы, плавающие по морям, порты, заводы по переработке сырья, уже никому не понадобятся. И интеграция России и Европы последние несколько лет шла усиленными темпами. Товарооборот России и ЕС достиг в прошлом году 400 миллиардов долларов, что только начало. К чему такое начало привело бы через десять - пятнадцать лет просчитал бы даже пятиклассник, уже познакомившийся с арифметикой. Для начала он сложил бы ВВП Европы и России, что уже сегодня больше чем ВВП США.
А теперь на Украине война. Европа по просьбе США сама начала пилить сук, на котором сидит и только для европейского сельского хозяйства война санкций обернулась в 12 миллиардов долларов убытка. И это только начало санкций. И это ещё далеко не конец войне, начавшейся на европейском континенте:
Если бы мы были вынуждены защищаться сами — что ж, я не хочу сеять пораженческих настроений, но если учитывать темпы марша российской армии, ее вооруженным силам хватило бы 3-4 дня, чтобы дойти до польской столицы», — считает экс-министр национальной обороны Польши генерал Вальдемар Скшипчак.
На первый взгляд - очередной истерический жупел. Какие танки? Какая Варшава? Кому в России ваша сраная Варшава нужна? В ЕС уже давно обсуждают идею указать и вам, и вашей Варшаве на дверь - ничего полезного не производящие едоки ЕС не нужны. А России - тем более.
Тем не менее, для инвесторов всего мира экс-министр национальной обороны Польши - это важный источник информации. Проблемы обороноспособности Польши потенциального инвестора конечно мало интересуют. Он думает о другом. Он начинает считать: если до Варшавы танки дойдут за 3-4 дня, то до Берлина, куда я собирался вложить миллион баксов танки дойдут максимум за неделю. Значит бабло нужно вкладывать не в Берлин, а в другое место. Например в округе Колумбия что-то купить.
Вот такой образ мысли. Вот поэтому на Украине нужна перманентная война, которая по замыслу стратегов США будет длится ровно столько, сколько у мировых инвесторов будут возникать кощунственные мысли инвестировать в Европу, а не в Америку. То есть довольно долго.
Нужно ли теперь русским и европейцам ненавидеть американских стратегов? Вряд ли, у них вполне прагматичный подход. Для человека вполне естественно думать как поступить лучше для себя, а не как сделать себе в убыток, но во благо соседа. Так и для американцев. Чистый бизнес, ничего личного. Просто сосед вместо бессмысленной ненависти должен в конце концов научиться думать головой а не задницей. Европа уже что-то соображает, но с задержкой.
С точки зрения США всё теперь уже как бы хорошо: инвесторы перепуганы лет на 10, Европа в дауне лет на 10, плюс каждый день новыми санкциями она этот даун продляет. Но есть одна проблема - проблема дважды наступающего на одни и те же грабли человека. Третий раз на грабли не наступает даже особо слепой и тупой. Поэтому скорее всего не будет по третьему разу наступать на старые грабли и Европа - две мировые войны чему-то должны были европейцев научить. А значит Европа скорее всего не пойдет по дорожке, проложенной для неё в США и выберет свой, более правильный, исторически и экономически обоснованный путь.