Гири на ногах
Котлов и котелков, блуждающих групп противника, которые не могут выбраться к своим, в боевых порядках частей ВСН было предостаточно. Наступать далее без их ликвидации – нельзя. Украинские окруженцы хуже гирь на ногах у армии Новороссии. Оставлять в тылу достаточно сильные группировки, частично сохраняющие боеприпасы, ГСМ и боеспособность, – крайне опасно. Тем более цепочка луганских котлов блокировала город. Хотя и не полностью.
В районе Дьякова остатки 24‑й мехбригады ВСУ не дают снять оттуда части для наступления на фронте. Южнее Енакиево, в Ждановке, до сих пор пытаются вырваться из кольца остатки 25-й аэромобильной бригады – пока безуспешно.
Тем не менее за последние дни мощными ударами артиллерии и механизированных частей были очищены от украинских сил Переможное, Георгиевка, Новоанновка, Новосветловка, Хрящеватое, Лутугино. Три последних населённых пункта сейчас завалены сгоревшей и перекрученной бронетехникой Киева, разбавленной и техникой ополчения, – бои там были жестокими. Здесь разгромили танковые роты 1-й танковой бригады и батальон националистов «Айдар».
После ударов тяжёлой артиллерией и РСЗО был взят и многострадальный луганский аэропорт. Противник, выбитый из этих населённых пунктов, в значительной мере уничтожен. Остатки частей отступили в район Белого. Очевидно, солдаты будут пытаться прорваться оттуда на север, к своим. Хотя уже были попытки опять совершить столь любимый украинцами маневр вглубь боевых порядков ДНР, в район Перевальска, Илирии. Эти попытки вызваны тем, что путь на север скоро может быть закрыт. Севернее Луганска наконец окончательно очищен район Весёлой Горы и близка к финалу эпопея со взятием Счастья. Хотя этот город сильно укреплён.
В любом случае, если Киев не выведет остатки войск из бывшей цепочки луганских котлов, – фронт на севере держать скоро станет нечем. Тяжёлых частей совсем мало, а «припарки» из частей нацгвардии и карательных батальонов не спасут. А вот обстреливать Луганск украинцам уже сейчас проблематично – разве что дальнобойными РСЗО, гаубицами и тактическими ракетами (которые кончаются). Решается постепенно вопрос обстрелов и в Донецке. Там также начали отбрасывать противника от города. И самое главное – ВСУ выбили из аэропорта.
Майдан погиб под Иловайском
Самым маленьким из южных котлов являлся Иловайский. Возник он после того, как этот стратегически важный город к югу от Донецка более трёх недель штурмовали украинские националисты. Именно туда в последнее наступление были брошены легковооружённые, но зато мотивированные территориальные батальоны. Часть их состоит из добровольцев фашистских организаций и сотен майдана. Они были усилены частями ВСУ из состава 93-й мехбригады и 17-й танковой бригады. Всего на пике группировка насчитывала до 7 тыс. человек.
В итоге в ходе боев украинские силы были разгромлены, отброшены и частично попали в котёл. Именно этот котёл оказался самым «вонючим». Различные «патриотические» украинские блогеры и политики стремились высказать свои требования к П. Порошенко «найти и наказать виновных» в очередной «перемоге» и «помочь и вытащить ребят». С чего бы вдруг такая забота? Рядом, в соседних котлах, попало в ловушку значительно больше солдат. Причём другие группировки были насыщены военной техникой, которая после всех поражений ВСУ стала на вес золота.
Ответ прост – в добровольческих батальонах попали в заслуженную беду «лучшие люди, будущее украинской нации»: националисты, фашисты, видные майдановцы. Именно их и бросились спасать в первую очередь, а не «чёрную кость» из армии Украины.
Однако спасти большую часть не удалось. Вялые попытки пробиться на помощь привели только к большим потерям у батальонной тактической группы (БТГ) 28-й мехбригады. Попавшие в западню «нацики» обвинили в этом вовремя отошедших армейцев и своих коллег по территориальным батальонам. Мол, они «сбежали». Хотя на самом деле первым с пустяковыми ранениями сбежал на больничную койку комбат батальона «Донбасс» Семён Семенченко (в миру Гришин). В итоге его батальон был вынужден сдаться.
«Гуманитарные коридоры»
Армия Новороссии, даже пользуясь мощной артиллерийской поддержкой, физически не могла плотно удерживать столь большое количество людей и техники в котлах. Силы тоже растянуты, фронт огромен, задач много. Хотя ВСН смогли обеспечить вокруг котлов даже двойное кольцо окружения, проскочить или прорваться через него шансы были. Только далеко не все смогли выйти.
Однако тратить время на перемешивание с грунтом ещё нескольких тысяч человек, когда фронт противника на юге рухнул и можно двигаться хоть до Запорожья, – нецелесообразно. Это лишь даст украинской армии время для отправки на фронт последних резервов. Поэтому идея с «гуманитарными коридорами» для окруженцев, через которые могут выйти лишь те, кто сдал артиллерию, бронетехнику, боеприпасы и снаряжение, –напрашивалась.
Вот только Киев на такой выход добро не дал. Генералы приказали прорываться силой. Не получилось. Выходящих с боем просто расстреливали из РСЗО и тяжёлой артиллерии. В частности, БТГ 51-й мехбригады, насчитывавшая 77 единиц бронетехники, была уничтожена полностью – уцелела только одна бронемашина и несколько десятков человек. Сходная судьба постигла остатки 30-й мехбригады и ряд территориальных батальонов. Сколько при попытках прорыва было уничтожено солдат противника – пока не знает никто. Потери просто ужасные.
Другие же соединения, правильно осознав перспективы, начали сдавать технику и выходить из котлов. Судя по числу «безлошадных» групп в Старобешево и других местах, технику они просто отдали или побросали. Только за последние дни сдалось более 600 человек. Правда, до половины их выпустили или поменяли на своих. Пленных и без того уже очень много – кормить их пока нечем.
Сейчас ВСН завершает ликвидацию Старобешевского, Амвросиевского и остальных южных котлов. Ополчение постепенно занимает бросаемые ВСУ населённые пункты и двигается на запад и на юг – обкладывая со всех сторон Мариуполь блокпостами.
Осада Мариуполя
Важнейшей задачей для войск Новороссии является взятие Мариуполя. Но ВСН явно хотят брать этот город с минимальными жертвами и разрушениями. У Киева мало сил в городе – тяжёлой техники нет вообще, лёгкой бронетехники тоже немного. Войска представлены несколькими карательными батальонами (в том числе нацистским «Азовом», который никто в плен брать не собирается) и батальоном из состава 1-й бригады нацгвардии.
Обороняться с такими силами в таком большом городе не очень перспективно. Да и неудобен Мариуполь для обороны. Это доказывает опыт Гражданской и Великой Отечественной – многодневных боев за него никогда не было. Так что демонстрация желания «лечь костьми» и усиленное рытьё бестолковых укреплений – это одно, а реальная обороноспособность города – другое. Но что будет на самом деле – пока вопрос.
Украина отступает
В последние дни стало ясно, что армия Украины начала отход на заранее запланированные рубежи обороны. Киев «сокращает линию фронта», как любила говорить о поражениях и отступлениях геббельсовская пропаганда. Замечен отвод части сил от Луганска, покидают посёлки у Донецка. Хотя на Горловском участке фронта пока никаких движений нет, и город-крепость «Беса» (Безлера) по-прежнему находится в полукольце. На юге украинцы и вовсе уходят от Волновахи, где была возможность создать неприятный для дончан узел сопротивления. Снимают блокпосты и опорные пункты и в других местах.
Неужели противник решил вывести остатки войск досрочно, не дожидаясь, что их опять окружат? Вряд ли. Скорее всего, на южном направлении Киев будет пытаться построить оборону вдоль границы с Запорожьем. Возможен контрудар в направлении Мариуполя. А вот на северо-западе Украина планирует оборонять рубеж Славянска и Краматорска, закрывающий доступ к Харьковской области. Вряд ли отдадут просто так и север ЛНР, наверняка вцепятся или в рубеж Северского Донца, или в Новый Айдар, как последний шанс организовать оттуда удар по Луганску.
На этих рубежах Киев рассчитывает зализать раны, подлатать повреждённую технику, набрать ещё пушечного мяса – и попытаться взять реванш. Но, скорее всего, времени на это у него не будет.
Морская баталия
Интереснейший эпизод случился в окрестностях окружённого Мариуполя в последний день лета. Там произошёл морской бой – первый на этой войне.
Два украинских катера погранохраны – 40-тонный «Гриф» и 8-тонный глиссер «Калкан», патрулируя прибрежную акваторию в территориальных водах ДНР, были обстреляны в районе села Безыменского с берега. Утверждается, что катера были расстреляны танками. Украинцы говорят о танковых управляемых ракетах. Действительно, на имеющихся кадрах ясно видно, что от берега до катеров было от 4 до 5 км – дистанция почти предельная и для снарядов, и даже для танковых ракет.
Попасть с такого расстояния снарядом в быстрый и небольшой катер сложно. А вот ракетой – можно. Утверждают, что в катера быстро «влепили» 6 управляемых ракет «Инвар» с танков типа Т-72Б. Это говорит о работе сразу 2–3 танков и о достаточной квалификации наводчиков-операторов. «Гриф», получив попадания в надстройку, пулемётную башню и корпус, вспыхнул и очень быстро выгорел – на таких кораблях по максимуму используются лёгкие сплавы и пластики, повышающие пожароопасность. Второй катер также получил ракету или две, но, как утверждают, уцелел. Это сомнительно – уж больно он мал. Из 12 человек экипажа двое погибли и семеро получили ранения.
Таким образом, ВСН показали, что намерены пресекать морскую деятельность украинских военных судов в своих водах. А также дали ясный сигнал окружённому Мариуполю, что морем подкрепления лучше не посылать.