Аналитика
05.09.2014 09:00 Мск
экономика | В России | Украина
Украину открыли для ГМО: "Это будет сильнейший удар и по России"
"Войны сейчас не танками ведутся, сейчас война нового типа – эта война остается за кадром, когда людям меняют взгляды и мышление"
Украину открыли для ГМО: "Это будет сильнейший удар и по России"
В недавно опубликованном докладе Оклендского института из Калифорнии говорится о том, что одним из условий предоставления $17 млрд кредита МВФ, предусмотренного соглашением о евроассоциации Украины, стало открытие украинского рынка для генно-модифицированных семян. Американские производители ГМО, такие как "Monsanto" и "DuPont", работают на Украине много лет, однако ранее им не удавалось "протащить" ГМ-продукцию на Украину. Странным образом события последних 10 месяцев оказались очень на руку этим транснациональным монстрам, которые лоббируют рынок для продвижения своей продукции, тогда как практически вся Европа жестко регламентирует оборот ГМО на своей территории. Такое продавливание интересов через механизмы кредитов уникально даже для транснациональных компаний (ТНК), да и само соглашение является по факту документом "из ряда вон", которое лишает Украину прав на принятие решений. В случае, если ГМО попадут на Украину, это окажется жестким ударом для украинского сельского хозяйства и реальной угрозой для АПК России. Речь идет о переопылении нетрансгенных полей трансгенными полями и генетическом заражении. Подробности – в материале Накануне.RU.
"В то время как на Украине запрещено использование генетически модифицированных организмов (ГМО) в сельском хозяйстве, Статья 404 Соглашения об ассоциации с ЕС, которая касается сельскохозяйственного производства, содержит положение, которое осталось в целом незамеченным: оно указывает, среди прочего, что обе стороны будут сотрудничать в целях расширения сферы биотехнологий. Нет сомнения, что это положение отвечает ожиданиям агробизнеса. Как заметил Майкл Кокс, руководитель научно-исследовательских работ инвестиционного банка "Пайпер Джеффри", "Украина, и в более широком смысле Восточная Европа, – среди самых перспективных рынков роста для оборудования гиганта-производителя сельскохозяйственной техники "Deere", а также для производителей семян "Monsanto"и "DuPont", – приводит данные доклада Оклендского института канадский журналист Джойс Нельсон.
В конце 2013 года представители агроиндустрии Украины вышли на Верховную раду с предложениями, полностью совпадающими с требованием 404 статьи. При этом, по словам журналиста, даже на Западе были возмущены такими предложениями.
"Сельское хозяйство Украины серьёзно пострадает, если украинское правительство законодательно позволит применение ГМ-семян в стране. Их фермеры обнаружат, что теряют экспортные рынки из-за отрицательного отношения потребителей к ГМО-продукции как в России, так и в странах ЕС", – приводит он слова редактора сайта новостей ГМО Генри Роулэндса.
Тем временем, лоббисты из "Monsanto" очень активно продвигают свои идеи "в массы" и готовы инвестировать сотни миллионы долларов в то, чтобы открыть рынок Украины для этих семян. И учитывая практически фанатичное желание майдаунов и сочувствующих поскорее евроинтегрироваться, практически не остается сомнений в том, что в итоге корпорация достигнет своих целей.
"Соглашение о евроинтеграции состоит из тысячи листов – оно само по себе уникальное. В чем его уникальность? Во-первых, в нем утверждается на уровне международного соглашения статус недоразвитости государственности Украины – там так и написано – "развивающееся государство" и Украина признает этот статус. Второе – там формируются уникальные органы управления. Во второй главе прописывается формирование совета по евроассоциации во главе с чиновником, назначаемым Евросоюзом, и этому совету передаются все полномочия в области стратегического управления по всем направлениям и отраслям, в том числе и законодательства. Фактически, этот совет по функционалу находится выше, чем президент Украины, правительство и Рада. В соглашении прописан уникальный механизм судебного производства Украины с механизмом подчинения украинских судов судам европейских стран, в том числе, дается право судам европейских стран судить граждан Украины за преступления, совершенные на территории Украины, то есть фактически теряется суверенитет в области судебной юрисдикции", – отмечает в беседе с Накануне.RU депутат Госдумы и координатор Национально-освободительного движения Евгений Федоров.
По его словам, фактически речь идет о документе, который закрепляет колониальный статус Украины для Запада и детально прописывает механизм внешнего управления.
"Таким образом, это уникальный документ, в котором прописан колониальный механизм управления с Украиной. В том числе, туда погружен запрет Украины принимать решения в том числе, в области технических регламентов и допуска на рынки товаров, включая генно-модифицированные товары. То есть договор идет по пути запрета украинским властям принимать решения в этой сфере – как решит совет по евроинтеграции во главе с Ромпеем, так украинские органы власти обязаны будут это решение исполнить", – подчеркивает депутат.
При этом, пресловутый Госдепартамент США очевидно выступил в данном случае государственного проводника желаний крупных ТНК в разных секторах – не только в части продовольствия, но и энергетики и т.д.
"ТНК участвовали в подготовке этого документа через Госдепартамент США. Они свои предложения завели туда, а Госдепартамент около двух лет готовил это соглашение вместе с соответствующими европейскими властями. Эти лоббисты действуют не напрямую, а через государственные институты США и их интересы представлены не как интересы ГМО-производителей, а как интересы иностранного бизнеса на территории Украины. Это касается не только "Monsanto" и других, а любого бизнеса в Европе и США, который посчитает необходимым действовать на территории Украины любым способом. Таким же образом обходились запреты на добычу сланцевого газа – не в виде конкретно прописанных документов для конкретных компаний, а в виде общего правила приоритета иностранного бизнеса на территории Украины", – отмечает Федоров.
В то же время, стоит подчеркнуть, что "Monsanto" развернула просто титаническую работу по продвижению своих бизнес-интересов на Украине. О некоторых элементах этой работы мы уже писали. Джойс Нельсон обращает внимание на то, что в руководство, например, Американско-украинского делового совета входят топ-менеджеры этой корпорации.
"Исполнительный комитет Американско-украинского делового совета, состоящий из 16 членов, изобилует людьми американских агрокомпаний, включая представителей из "Monsanto", "John Deere", "DuPont Pioneer", "Eli Lilly" и "Cargill", – пишет Нельсон.
А данные Wikileaks свидетельствуют о том, что Госдепартамент активно продвигает интересы "Monsanto", "DuPont Pioneer" и других беотехнологических гигантов. В свою очередь, исполнительный директор Американско-украинского делового совета Морган Уильямс считается "связным между Госдепом и биотехнологическими гигантами".
Если Украина станет территорией, на которой разрешено использование ГМ-семян, это будет означать угрозу и для России – нельзя исключать того, что трансгенное сырье и продукты попадут на российский рынок. Эксперты уже сейчас предлагают включить в санкционный список России запрет на импорт продуктов, содержащих сырье, или изготовленных из используемых там ГМ-семян на территории государств, не попавших под санкции. С соответствующим предложением в открытом письме Дмитрию Медведеву обратилась группа российских ученых и общественников. Фактически, это возможность очистить российский рынок от этих продуктов, используя войну санкций, по принципу "нет худа без добра".
О сути предложений Медведеву, о том, какой вред может нанести открытие украинского рынка для ГМО и о том, почему действия "Monsanto" следует рассматривать как войну, в интервью Накануне.RU рассказала директор Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Елена Шаройкина.
Вопрос: Расскажите о сути обращения к Медведеву, с чем оно связано и каково положение ГМО в России?
Елена Шаройкина: Что такое ГМО? ГМО – это, в первую очередь, семена. Так как в России не разрешено высевание [таких] семян, отложена регистрация на три года, то мы свои семена не высеваем. Но в России с конца 1990-х годов используется определенное количество ГМ-линий, их всего 18 (соя, кукуруза и сахарная свекла, – прим. Накануне.RU). Они попадают в Россию в виде сырья, либо в продуктах питания – это готовая продукция. Это может быть использовано – кукуруза или соя – как сырье при производстве пищи или на корм скоту, либо готовая еда. Где они могут быть? В самых разных продуктах питания.Вопрос: Можно как-то реально ограничить импорт, защитить рынок от этих продуктов?
Елена Шаройкина: У нас есть обязательная маркировка в России, правда по факту она не выполняется, но по закону – существует. Если свыше 0,9% в продуктах от ингредиентов, то нужно маркировать. В своем письме мы пишем, что если мы вводим санкции против определенных стран, то тогда мы должны быть последовательными и справедливыми. ГМ-семена производят компании, расположенные в США и ЕС. Поэтому, мы предложили воспользоваться моментом и найти добро в этой сложной ситуации с санкциями, и сделать себя страной, свободной от ГМО полностью.
Вопрос: Есть ли смысл говорить об адресных санкциях, направленных, например, против "Monsanto"или "DuPont "?
Елена Шаройкина: Эти компании попали под санкции. Если говорить об их дочерних компаниях в России, то точно сказать не могу, но скажу, что меня не интересует, что "Monsanto" делает в России, пока они не выпускают генно-модифицированные семена и здесь не продают. Здесь они продают традиционные семена. Нюанс нашего письма в том, что компании стран, которые попали под санкции, "Monsanto", "Bayer", "DuPont", "Singenta" и т.д., они продают семена странам, которые не попали под санкции, например, в Аргентину, Бразилию. А эти страны покупают у них семена, а нам продают сырье – кукурузу, сою и т.д. Под санкции они не попали, но выращивают они семена, которые производят транснациональные корпорации, попавшие под санкции, и эти семена они продают по лицензионному договору, защищая авторские права. По сути, мы говорим о том, что если мы объявили санкции против стран, которые ввели санкции против нас, давайте будем последовательны – продажа ГМ-семян в другие страны для нас – уход от санкций. И у нас есть полное моральное право запретить продукцию с ГМО, и у стран, которые не попали под санкции – Китай, Бразилия, Аргентина – покупать только традиционную продукцию, не генетически модифицированную.Вопрос: На Украине, как выясняется, одним из условий евроинтеграции было открытие рынка страны для ГМО. Как это нам угрожает?
Елена Шаройкина: Насколько я понимаю, Украина сейчас тоже под санкциями, но есть гораздо более серьезная угроза – переопыление нетрансгенных полей трансгенными полями. Это научный факт, который говорит, что если рядом находятся поля с традиционной и генно-модифицированной кукурузой, то генетически модифицированная кукуруза опыляет поле с традиционной кукурузой и речь идет, по сути, о генетическом заражении. И вот это – безусловная угроза для России. В любом случае, у нас серьезный торговый оборот и если они будут выращивать ГМ-растения, для нас есть угроза. Я не верю в долгосрочность этого кризиса. Если смотреть в исторической логике, то сколько бы он ни продлился – год, пять, десять, это момент, а высевание трансгенных семян и переход и передача своего аграрного сектора под трансгенные семена – это, фактически, навсегда, от этого очень тяжело очиститься. Там видоизменяются почвенные бактерии, меняются насекомые и т.д. И конечно же, мы можем с Украиной найти общий язык и все будет хорошо, но, к сожалению уже будет полностью травмированное их сельское хозяйство, а это серьезная угроза для России.
Вопрос: Как это отразится на знаменитых украинских черноземах?Елена Шаройкина: Это, конечно, негативно отразится. ГМО не означает отказ от использования химии, пестицидов. Есть известный пестицид "Раундап", основанный на глифосате, который, кстати, производит та же "Monsanto" – это самый употребляемый пестицид в мире. Естественно, есть определенное угнетение почв из-за ГМ-семян, есть угнетение почв из-за глифосатов, и если это произойдет, то для Украины ничего хорошего не будет. Что делает "Monsanto". Мы смотрели данные Викиликс и там, начиная с 2009 года идет серьезная коммуникация посольства США с корпорацией и постоянно высказывается обеспокоенность тем, что "украинское население не хочет ГМО". Они приводили разные соцопросы, и ситуация с 2009 года не изменилась – более 70% украинцев не хотят ГМО. И если сейчас правительство пойдет на это, то я тогда вообще не понимаю, ради чего случился Майдан. Люди хотели справедливости, хотели быть услышанными, а в результате они изломали свою жизнь, идет жесточайшая гражданская война, сломана экономика и заканчивается еще и тем, что ГМО, которого украинцы категорически не хотят, будет привнесено в их жизнь. Это просто сверхцинизм.
Вопрос: То есть, тут еще одно подтверждение тезиса о том, что бенефициары украинского майдана – это американские ТНК?
Елена Шаройкина: Бисмарк еще говорил, что "революции готовят романтики, осуществляют фанатики, а плодами пользуются мерзавцы" – так и происходит. Что делает "Monsanto" на Украине? В июле этого года они выдали грант на переоборудование 25 сельских библиотек, оснащение их компьютерами, литературой и т.д. Мы все понимаем, какая там будет литература в этих сельских библиотеках. Идет постепенная устойчивая, системная экспансия корпорации на разных уровнях. Это открытая информация, она подается как крупный социальный проект – переоборудование в пяти областях библиотек. У них не получилось переубедить население, население против, тогда они начинают внедряться в жизнь с самых низов. Они поняли, что не удалось сделать быстро, но ничего – они подождут несколько лет. Они с таких библиотек меняют отношение, меняют взгляды – идет серьезнейшая работа, серьезнейшая война. Войны сейчас не танками ведутся, сейчас война нового типа – эта война остается за кадром. Мы видим, как разрушаются судьбы и жизни танками и "Градами", но мы не анализируем, что будет с последующими поколениями, когда технологии, безопасность которых не доказана, будут внедрены в повседневную жизнь.
Вопрос:В прошлом году "Monsanto" сообщали о строительстве двух заводов на Украине, где будут производиться обычные семена. Технологически насколько сложно запустить на них производство ГМ-семян?
Елена Шаройкина: У меня недостаточно информации по этому поводу, но семена не делают на заводе, их выращивают в полях. Для того, чтобы они могли производить трансгенные семена на Украине, должны быть приняты законодательные изменения, поскольку на сегодняшний день на Украине выращивать ГМО не разрешено. Но у них есть разрешающий закон, по которому "в экспериментальных целях" можно выращивать ГМО. При большом желании этот закон можно развивать как угодно. Но для "переоборудования" заводов нужно менять законодательство, принять закон, разрешающий высевание ГМО, американцы над этим спешно работают. У нас большинство ведомств, общественных организаций против ГМО, единицы ведомств лоббируют ГМО. На Украине совершенно обратная ситуация – аграрные университеты, профессиональные организации и т.д. – они все за ГМО и активно эту тему лоббируют. Есть нюанс – население против, но если бы там кто-то прислушивался к мнению населения, война давно была бы прекращена.
Вопрос: В Американско-украинском деловом совете в числе руководителей определенное число топ-менеджеров "Monsanto" и аналогичных компаний – это типичная ситуация для них?
Елена Шаройкина: Абсолютно типичная для американского стиля. Для них нормально, когда партия у власти меняется, ее эксперты и т.д. оседают в лоббистских фондах, ТНК, общественных организациях. Потом происходит ротация и они меняются местами – это форма сохранения кадров. Там человек не может уйти в никуда, если он хороший специалист. А "Monsanto" внедряет свои кадры везде. "Monsanto" – это компания, которая теснейшим образом аффилированна с Пентагоном. Это компания, которая в свое время принимала участие в разработке атомной бомбы. Это компания, которая теснейшим образом интегрирована в американский ВПК. Поэтому, все высокопоставленные кадры "Monsanto" – это, фактически, офицеры. Куда они внедряют своих людей? Например, главные редакторы ряда научных журналов, которые должны быть абсолютно бесстрастными, являются бывшими сотрудниками "Monsanto". Известная история произошла с журналом, который опубликовал исследования Сералини (Эрик Сералини опубликовал в 2012 году в журнале "Food and Chemical Toxicology" результаты собственного исследования, в которых указывал на повышенную заболеваемость крыс, длительное время употреблявших трансгенную кукурузу, раком, – прим. Накануне.RU). После того, как в журнале сменился главный редактор из "Monsanto", он эту статью отозвал. Отзыв научной статьи означает полное нивелирование научных исследований. Был страшный скандал, кто-то ликовал, кто-то сожалел, но сейчас статью Сералини опубликовал другой научный журнал и она научно реабилитирована. Но факт остается фактом – главный редактор журнала приходит из "Monsanto" и статья в течение месяца компрометирующая статья отзывается.