Московские истории
Бабушкин "утопленник" отличался необыкновенным вкусом и рассыпчатым тестом
А это "пирог-утопленник" по рецепту В.В. Похлебкина - со щавелем.
У маминой бабушки был фирменный пирог, назывался "Утопленник" - тесто погружалось в воду и должно было всплыть. Вкус необыкновенный - тесто нежное, рассыпчатое с начинкой из сырой малины, протёртой с сахаром. Еще скучаю по бабушкиным оладушкам со свежим яблочным пюре. Она мелко нарезала антоновку и тушила в сливочном масле в течение 5 - 10 минут. И делала цукаты из апельсиновых корочек. После бабулиного ухода никто эти блюда не готовил.
В семье папиных бабушки и деда для нас были другие вкусности: маленькая жареная ставридка, которую дед жарил в сухариках. На рыбалку он стал брать меня с собой лет с 6 - на причал в Алупке. Ковшиком соскребал ракушки со столбов причала, и на них ловили. Ходили ночью. Это было целое событие. Особенно вкусны были хрустящие хвостики у этих рыбок.
А бабушка раз в неделю, в субботу, ставила опару, ночью вставала несколько раз и обминала тесто. Дед рано утром, часов в 5-6, отваривал картошку и разминал с обжаренным лучком, чтобы остыла. Бабушка вставала попозже. Утром в воскресенье они лепили пирожки. Когда я подросла, тоже с удовольствием принимала участие в лепке. Пирожки никогда не пеклись - только жарились. Из остатков теста бабушка делала круглые лепёшка с надрезами в виде пунктира, которые съедались подчистую за завтраком с ароматнейшим жидким местным мёдом и чаем с молоком.
Эти жареные пирожки с картошкой были традицией папиной семьи. Когда с Курского вокзала уезжали в Крым на лето, точно знали - бабушка в дорогу нажарила таких пирожков. Когда бабушка умерла, дед продолжил это дело (он пережил её на 11 лет), только тесто стали делать попроще на сметане. Всё равно получалось вкусно. Я делала такие с грибами уже в Москве, дома.
Когда папа с мамой уже жили недружно (несмотря на то, что папа любил маму до конца жизни), он сказал ей как-то с грустью: "Эх, хоть, простые были пирожки с картошкой, но были!" Мама не накрывала столы, праздники не отмечали, гостей звать не любила.
Дед рассказывал, что, когда приходили с бабушкой из гостей с роскошными столами или из ресторана, говорили друг другу: "Ничего нет вкуснее наших пирожков!"
Еще: "Фишка винегрета заключалась в том, что теплую картошку добавляли перед самой подачей на стол", Папин кофейный суп, бабушкины "мирончики", мамин "Наполеон".