[взломанный сайт]
Людмила Рассудова
🎨Иван Айвазовский и его вторая жена
В Петербурге художник часто посещал одну богатую семью, в которой росли две красавицы-дочери на выданье.
— Завидного жениха бы не упустить, — с придыханием повторяла мать.
— Лучше наших дочерей никого не найдёт, не переживай! — успокаивал её отец.
В один солнечный день Айвазовский пришёл в их дом с предложением руки и сердца. 💍 Но выбрал он не дочерей богатых родителей, а изящную гувернантку Юлию.
Правда родословная Юлии таила в себе сюрпризы. Она была дочерью петербургского врача, британца Якова Гревса. Есть версия, что не просто врача, а личного доктора Александра I, загадочным образом исчезнувшего после смерти императора. 👑
Если бы не исчезновение отца, Юлия могла бы быть зачислена фрейлиной императрицы.
Помимо молодости и красоты девушка была прекрасно образована и воспитана. Собственно, иначе у неё не было бы шансов стать гувернанткой в великосветском семействе.
Говорят, сразу после разговора с Юлией Айвазовский всю ночь напролёт рисовал её. А утром подписал картину «Юлия, жена моя». Возможно, так и было, но до нас это изображение, увы, не дошло.
«Я был так счастлив, как невозможно и наполовину себе вообразить! Лучшие мои картины написаны по вдохновению после того, как женился..», — отмечал художник.
Известие о том, что Айвазовский предпочёл гувернантку именитым светским невестам, вызвало в Петербурге скандал. Едва обвенчавшись, молодые уехали в Феодосию.
Здесь художник тут же начал строить дом с просторной мастерской. 🏠 Он с головой ушёл в заботы о родном городе.
В мастерской Айвазовского бесплатно стажировались молодые художники.
Он устраивал благотворительные выставки и аукционы, собирал деньги в помощь голодающим, на постройку детского приюта, на госпиталь для солдат-инвалидов, даже пытался остановить геноцид армян, для чего поехал в Константинополь к султану.
Свои проекты Айвазовский всегда доводил до конца, и в этом ему неизменно сопутствовала удача. Но в личной жизни ему не везло. Брак с дорогой сердцу Юлией дал трещину. 💔
Первая размолвка между супругами случилась в Харькове, куда семья эвакуировалась в начале Крымской войны. Айвазовский рвался в осаждённый Севастополь:
— Поймите, Юлия, как же я могу оставаться здесь, когда числюсь живописцем Главного Морского штаба?
— Вот и следуйте примеру штабистов — сидите в тылу, — с усмешкой возражала супруга.
Но он всё-таки поехал.
Когда бомбардировка города усилилась, адмирал Корнилов лично распорядился выслать живописца из города, не слушая никаких возражений.
Со временем Юлии вовсе стало скучно, она просилась то в Петербург, то за границу. Ей, жене знаменитого художника, хотелось блистать, а не пропадать в «феодосийской глуши».
Но Айвазовский наотрез отказался перебраться в столицу. В 1860 году, на 12-м году брака, Юлия с четырьмя дочерьми уехала в Одессу и не вернулась.
Художник неоднократно пытался возобновить отношения, но она не соглашалась. После женитьбы Айвазовского на Анне Саркизовой Юлия засыпала все инстанции жалобами на него.
Она требовала признать Айвазовского многожёнцем и считала, что их брак до сих пор действителен.
Поведение Айвазовского по отношению к бывшей жене и детям в финансовом отношении было безупречным: им не приходилось нуждаться, он даже сам подыскивал арендаторов для подаренного Юлии поместья.