И чтобы дать возможность украинской власти убедить РФ в том, что евроинтеграция Украины не направлена против российских интересов. Как показало развитие ситуации, уступка со стороны ЕС не помогла.
Первый раунд украино-российско-европейских торговых консультаций состоялся в июле. Его участники фактически сверили позиции. Принятие решений отложили до 12 сентября, когда в Брюсселе должен состояться второй раунд переговоров в том же формате. Но в конце августа, сразу после встречи в Минске президентов Украины, России, а также лидеров стран Таможенного союза и еврокомиссаров, стало известно, что Москва настаивает на внесении поправок в текст соглашения между Украиной и ЕС. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сказал журналистам, что поправки могут быть внесены как в приложения, так и в текст базового документа. Помощник президента РФ Андрей Белоусов подтвердил в Минске: «Мы в сжатые сроки постараемся посмотреть те пункты соглашения об ассоциации Украины и ЕС, которые вызывают обеспокоенность и несут в себе риски для России, и постараемся по этим пунктам найти какие-то развязки. Вплоть до возможного внесения изменений в текст соглашения или его приложений». Российская сторона предложила рассмотреть эти поправки 12 сентября.
В Киеве и Брюсселе категорически отвергли возможность внесения поправок в текст соглашения. Как пояснил «НГ» руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко, не существует практики редактирования документа после того, как он был парафирован и подписан. По его словам, дополнения и уточнения могут быть внесены только в отдельные протоколы к тексту соглашения. Эксперт Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач подтвердил, что ни Украина, ни ЕС не рассматривают возможность внесения поправок в текст соглашения. «Насколько мне известно, в Минске украинская делегация предложила российской компромиссный вариант в виде согласования позиций в процессе имплементации соглашения. Но представители Москвы это предложение не приняли. Что ж, назад пути нет – соглашение будет ратифицировано и начнет действовать с ноября», – сказал он «НГ».
Договоренность о том, что документ будет ратифицирован одновременно в Верховной Раде и Европарламенте, была достигнута на саммите ЕС, состоявшемся через пару дней после минских переговоров Порошенко и Путина. В Брюсселе украинский президент сообщил, что разговаривал на эту тему с руководителем Европарламента Мартином Шульцем.
8 сентября комитет Европарламента по иностранным делам поддержал проект резолюции, которым предлагается ратифицировать соглашение об ассоциации Украины с ЕС. «За» проголосовали 49 депутатов, воздержались 4, а еще 8 выступили против такого решения. Предполагается, что церемония ратификации может состояться в следующий вторник, 16 сентября. В Раде на этот день уже назначено пленарное заседание.
Учитывая события на востоке страны, украинские депутаты не исключают, что ратификация может быть сорвана. О том же говорят и эксперты. Владимир Горбач отметил, что российская сторона приложила немало усилий, направленных против евроинтеграции Украины: «Для них ратификация соглашения – это провал. И это может спровоцировать обострение ситуации».
В Киеве предполагают, что приезд Баррозу, Шульца и Фюле связан именно с такими опасениями. Политологи отмечают, что европейские гости смогут не только провести официальные переговоры, но и пообщаться с представителями власти и крупного бизнеса в кулуарах международной конференции. При этом, как сказал «НГ» вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко, украинские олигархи разделяют позицию власти относительно сохранения независимости и территориальной целостности государства. «Одни открыто выступили с такими заявлениями, другие без публичных заявлений помогают украинским силовикам. Но никто открыто не сказал, что он поддерживает российскую позицию. Думаю, среди крупных бизнесменов таких нет», – отметил эксперт.
Алексей Лещенко согласился, что экономическая часть соглашения с ЕС может стать испытанием как для бизнеса олигархов, так и для украинской экономики в целом. Он пояснил: «Многостраничный документ направлен в первую очередь на то, чтобы открыть украинский рынок для европейских товаров. Конечно, там содержатся пункты, упрощающие поставки украинской продукции в страны ЕС. Но для этого производители должны перейти на европейские стандарты качества. Это хорошо, но непросто. И если пищевая промышленность с задачей справится, то как быть с тяжелой промышленностью, с высокотехнологичными отраслями – машиностроением, двигателестроением, сферой ОПК (вынесем за скобки добывающую отрасль и продукцию первой переработки), которые по кооперационным цепочкам были завязаны на российский рынок? В среднесрочной перспективе эти отрасли не смогут переориентироваться на других потребителей».
Эта ситуация беспокоит и Россию, уверен эксперт. По его словам, кроме разрыва кооперационных связей российская сторона получит на своих границах засилье европейских товаров: «Это может ударить по интересам российских производителей, ведь у нас нет буферной зоны». Поэтому не исключено, что, не сумев остановить или притормозить ратификацию соглашения, российская сторона предпримет против Украины меры не только экономического характера, допустил он.
В Киеве отмечают, что на случай кризисного развития ситуации ЕС разработал новый пакет санкций против РФ, однако их введение отложено. Вчера украинские информагентства обнародовали комментарий канцлера Германии Ангелы Меркель: «Непосредственное участие России в украинском конфликте очень-очень очевидно, и ее действия нельзя оставить без последствий. Тем не менее у немецкого правительства нет никаких сомнений в том, что военным путем этот конфликт решить нельзя».
К настоящему моменту найден временный выход из ситуации в виде мирного плана, утвержденного накануне выходных контактной группой по урегулированию ситуации. План предполагает перемирие, обмен военнопленными, а также гарантии Киева о предоставлении особого статуса тем районам Донецкой и Луганской областей, которые контролируются самопровозглашенными ДНР и ЛНР. Речь идет, как пояснил советник украинского президента Юрий Луценко, примерно о 30% территории двух названных областей. Но ни он, ни другие представители украинской власти не говорят, что означает «особый статус». А лидеры самопровозглашенных республик все громче заявляют, что требуют независимости от Украины. И соответственно не признают на своей территории ни украинские законы, ни международные соглашения, заключенные украинской властью. В том числе – соглашение об ассоциации с ЕС.
Киев