Если рассматривать весь украинский кризис, то США устроили военный переворот в Киеве с целью развязать большую войну против России или, как минимум, превратить Украину в буферную антироссийскую зону между РФ и ЕС для "запирания" России в Азии. Украина в ней рассматривается как исполнитель, который передает свою территорию под полный контроль США. Украинский нацизм – всего лишь инструмент. Россия, со своей стороны, преследует цель, во-первых, избежать большой войны, а во-вторых, не допустить превращения Украины в антироссийский плацдарм. Вторая задача автоматически подразумевает установление контроля над некоторой частью Украины, но крайне желательно - без ее раздела. Ввиду этого действия США более радикальны, а России – осмотрительны, хотя будем циничны, и США, и Россия заинтересованы в сохранении территориальной целостности Украины, исходя из видов на всю ее территорию.
В войне в Донбассе США хотят полного уничтожения Донбасса вместе со всем его населением, а Россия – установления дружественного режима без официального "развода" его с Украиной для ее дальнейшего переформатирования. В силу этого Россия вынуждена действовать очень осторожно, а все категорические суждения о "сливе" Новороссии игнорируют истинные интересы России.
Что касается собственно "перемирия", то в нем были заинтересованы и Россия в лице народных республик, и Запад в лице хунты, но каждый по своим соображениям. Киев – по причине тяжелых поражений на фронте и ухудшения ситуации, без чего он никогда бы не пошел на контакты с Донбассом. Ведь еще совсем недавно в Киеве всерьез рассчитывали взять Донецк и Луганск к 24 августа, а оказались перед перспективой разгрома, в связи с чем неприемлемое ранее "перемирие" стало настоящим спасением. Именно это Путин имел в виду, сказав на Селигере, что "нужно заставить" хунту пойти на предметные переговоры по существу, дав очередной раз понять, что ко всему происходящему в Донбассе он имеет самое непосредственное отношение.
Интерес же России в "перемирии" заключается в том, чтобы юридически легитимизировать ДНР и ЛНР как сторону переговоров. Это то, чего Россия добивалась от Запада и хунты еще с марта месяца, настаивая на "общенациональном диалоге". И хотя в минском протоколе возле фамилий Захарченко и Плотницкого не стоит никакой должности, это гораздо меньшая уступка со стороны России, чем подпись хунтой самого протокола. Пусть Кучма и не является официальным лицом, это не важно, ибо он – представитель Украины. Самое главное, что дело сделано. Россия получила документальные гарантии того, что Донбасс является стороной переговоров, что бы там ни вопили из Киева.
Понимая это (и фактически подтверждая дипломатическую победу России), хунта пытается вывернуться из этой ситуации. Так, директор департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебейнос почти сразу заявил: "В протоколе, как вы заметили, не упоминаются так называемые ДНР и ЛНР, граждане Захарченко и Полотницкий подписали протокол без указания их позиций, поэтому факт подписания этого протокола никоим образом не означает легитимизацию этих незаконных группировок". Но это и не является целью России на данном этапе. Достигнуто главное – юридическая фиксация Донбасса стороной переговоров. И тот же Перебейнос косвенно признал это: "Россия является непосредственной стороной-подписантом достигнутых договоренностей, что возлагает на нее прямую ответственность за соблюдение минских договоренностей". Киевский чиновник попытался преподнести дело так, что Киев подписал протокол с Москвой, а не с Донбассом. Но к их несчастью, протокол подписан и с Донбассом в том числе.
Подтверждением того, что минским протоколом достигнута промежуточная цель России, служит заявление Лаврова от 9 сентября. В нем он прямо сказал, что Россия не заинтересована в срыве минских договоренностей. Почему? Лавров: "Что касается переговоров по статусу Юго-Востока, то в минском протоколе предусмотрены шаги в этом направлении. Формат [переговоров] очевиден: это власти Украины и руководители Луганской и Донецкой НАРОДНЫХ РЕСПУБЛИК – подписанты минского протокола". Насколько можно судить, глава МИД России впервые публично произнес названия ДНР и ЛНР. И это уже прорыв. Основание очевидно - минский протокол. Дальнейшая цель России - переговоры по статусу Юго-Востока. И хунте будет уже довольно трудно увернуться от них, доказывая, что Киев подписывал протокол не с Донбассом. Написано пером – не вырубишь топором. Похоже, что Россия ухватила Киев за слабое место и отпускать не намерена. Вот чем можно объяснить подписание "перемирия" в более выгодной ситуации. Юридические гарантии получены, и можно двигаться дальше.
Есть еще одна причина заинтересованности Донбасса и России в этом на первый взгляд малопонятном "перемирии". На носу зима, и продолжение войны в холодное время года для населения Донбасса будет иметь куда более плачевные последствия. Куда ринутся десяти и стони тысяч людей, потерявших свои дома? В Россию. Больше некуда. В палаточных городках их уже не разместишь, значит, будет новая волна миграции в города и новые непредвиденные трудности в расселении людей, организации и т.п. Это хунте хорошо – ее войска бомбят чужой народ и чужую страну. Они это сами прекрасно понимают, действуя уже из мести в расчете оставить выжженную землю.
Кроме того, слова Путина о том, что нужно переходить к переговорам о ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Юго-Востока, никто не отменял. Понимая их расширенно, речь сейчас идет об этапе государственного строительства в ДНР и ЛНР, что очень затруднительно в условиях войны. Говоря проще, нужно начинать платить людям зарплаты, пенсии, переподчинять себе все службы уже в каждодневной работе. Короче говоря, переходить к выполнению конкретных обязательств, характерных для любого государства. Только налаживание социально-экономической политики позволит окончательно склонить народ в свою пользу. Конечно, люди и так против хунты, поддерживая ДНР и ЛНР, но всех настораживает социально-экономическая неопределенность. Если республикам удастся решить этот вопрос или хотя бы запустить процесс его решения, то ДНР и ЛНР в глазах народа из вооруженных отрядов (ополчения, армии) необратимо превратятся в настоящие государства. Независимо от того, какой там "статус" для них придумает киевская хунта.
При этом руководство России явно не уверено в том, что хунта будет соблюдать минские договоренности. Об этом говорят и сюжеты в СМИ, и реакция МИД РФ. Но Россия твердо намерена закрепить руками Киева особый статус Донбасса, юридически положив конец унитарной Украине. При этом не так важно, на какие уступки расщедрится хунта. Уже давно пора различать фактическую сторону дела и юридическую. Россия потому и идет на кажущиеся уступки, что не отдаст никаких завоеваний по факту, что бы там ни наобещали в Киеве. Думать, что на радостях от закона об "особом статусе" в ДНР и ЛНР самораспустятся все органы власти и вооруженные силы, было бы глупостью.
А пока российская дипломатия говорит, что в целом "перемирие" соблюдается, что означает ставку на мирное решение. Видимо, Россия надеется образумить хунту, воззвав к ее инстинкту самосохранения и сделав ставку на субъектность, т.е. ведение политики не только в интересах Запада, но и в своих собственных. Дело в том, что экономическое положение Украины отчаянное, и крах, если он наступит, ударит не по США, а именно по хунте. Этим и можно объяснить продолжающиеся торги по цене на газ. Россия хочет если не взять хунту на короткий поводок, то как минимум увеличить свое влияние. Кстати, в эту логику укладывается и штурм Мариуполя, который был остановлен перед самой встречей в Минске. Видимо, Мариуполю отведена роль узды, которая будет наброшена на хунту в случае нарушения договоренностей. А потеря этого стратегического порта чревата катастрофой, т.к. это единственный экспортный порт, через который можно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Россия явно рассчитывает на легитимизацию Киевом нынешних органов власти ДНР и ЛНР через закон об "особом статусе" и проведение местных выборов. Но сама хунта, похоже, делать это не собирается и смотрит на минский протокол как на филькину грамоту. Нет сомнений, что хунта снова будет морочить голову, оттягивая под любым предлогом принятие необходимых законов. В этой связи примечательна активизация Тимошенко, обвинившей хунту в фактическом признании ДНР и ЛНР. Если с ней еще не работает Россия, то ставка на Тимошенко явно напрашивается. Учитывая ее азарт, она может стать активным врагом хунты, которого всегда можно приструнить в обмен на уступки со стороны Киева. Это очень удобный "регулятор воздействия", который не побрезгует сотрудничеством с кем угодно, если ей это выгодно.
Стоит отметить и такую недавнюю новость. В помещениях стадиона "Донбасс-Арена" ополченцами обнаружен целый склад продуктов, которые Ахметов отправлял нацистской "гвардии". Репортаж был показан по НТВ. "Как выяснилось в процессе общения с водителями и работниками стадиона, данный ценный груз направлялся вовсе не на нужды нуждающихся и голодающий жителей разрушенных городов. А предназначался для бойцов нацгвардии, которые уже значительное время оккупируют Красноармейск", сообщается на сайте пресс-центра правительства и Верховного совета ДНР. Если не считать это обычной новостью, то Ахметову послан явный намек. Его смысл, наверное, лучше понятен самому Ахметову, но нетрудно догадаться, что речь идет о той позиции, которую занимает олигарх.
Правительство ДНР выразило свою официальную позицию к подписанным в Минске договоренностям. Постановлением ВС ДНР от 9 сентября "всем органам государственной власти Донецкой народной республики и должностным лицам в своей деятельности по ведению консультаций и переговоров с органами власти и должностными лицами других государств и международных организаций руководствоваться исключительно Декларацией о суверенитете Донецкой народной республики". Это подтверждает то, что война в Донбассе имеет два измерения – де-факто и де-юре, причем линия "де-факто" ведется исключительно от лица ДНР.
Обе стороны используют "перемирие" в своих целях. Яценюк недавно пригрозил ввести военное положение, если "перемирие" не даст результатов. Да и слова Вальцмана о том, что Украине нужна "линия Маннергейма" с Донбассом, свидетельствуют об истинных планах Запада. А пока хунта стягивает к Донбассу огромные силы. Москва все видит и понимает, но надеется решить вопрос без лишних жертв и разрушений. Как заявил Лавров, "вызывают серьезные озабоченности сообщения о концентрации тяжелых вооружений в районе Дебальцево, вооружений на стороне украинских силовиков. По всем признакам можно сделать вывод, что готовится некая ударная группировка".
В этом и есть перепутье, на котором остановилось российское руководство. Время для ввода войск и прекращения кровопролития в кратчайшие сроки упущено, но и наступление ополчения по каким-то причинам развивать нельзя - с Европы сыпятся угрозы санкций, экономическая ситуация в России ухудшается, кто знает, может первые лица государства получают и личные угрозы? США еще никому не прощали ведение самостоятельной политики. Сливать Новороссию тоже нельзя - будет майдан в Москве, а то и война в Крыму. Остается ждать - а там, авось, и Генерал Зима на помощь России придет, и хунта развалится сама. Но ожидание смерти подобно в буквальном смысле. Готова ли Россия к новому наступлению украинско-фашистских карателей? Впрочем, как заявил Вячеслав Никонов, "если Киев использует перемирие для подготовки к штурму Донецка и Луганска, украинские войска будут разбиты, а армия Новороссии начнет наступление на Запад". Вопрос не в том, будет ли хунтой нарушено "перемирие" - это дело почти решенное, - а в том, насколько Россия готова к решительному ответу.