— Мы не знаем всех возможностей, которые и наша сторона по отношению к странам Запада, и страны Запада по отношению к России могут предпринять. Иногда кажется, что значимость вводимых санкций, совсем не велика, однако, именно они являются двигателем позитивных или негативных моментов, которые вслед за этими санкциями проявляются.
Никто никогда не думал о том, что разрешение пролета над РФ может быть столь губительным для ряда западно-европейских или американских авиакомпаний, которые могут привести к значительным убыткам у этих компаний. Тем не менее, про такой механизм ответных мер мы заговорили. Тоже самое относительно перевода расчета наших экспортных поставок в рубли.
Можно сколько угодно пугать нас санкциями, но на самом деле они больше оказываются мифом, чем реальностью. Нужно констатировать печальное стечение обстоятельств, которое приводит все больше к нагнетанию атмосферы и взаимному неприятию потенциальных партнеров, которым является Россия, с одной стороны, отдельные страны ЕС, или другие страны.
Это самое главное. Нельзя дальше развивать этот круг недоверия, круг порочных ответных мер, которые будут идти вслед за действиями противоположной стороны. Нужно найти компромисс, чтобы остановиться в этом вопросе обеим сторонам. Другого выхода нет.
Не понимаем мы еще и то, как те, или иные санкции смогут потенциально отразиться в будущем в виде потенциальных протестов, которые могут последовать в политике ВТО, каких-то иных международных структур.
Пока нет должных и адекватных прецедентов данных мер, и здесь мы тоже находимся в состоянии поиска оптимальных решений, которые, с одной стороны, не наносят вред, с другой стороны, действительно, показывают решительность каких-то действий, силу страны и позиционирование на мировой арене.
Поэтому, констатируя такое печальное развитие ситуации, невыгодное, по-моему, обеим сторонам, мы в то же время говорим, что здесь очень высокая неопределенность в последствиях, которая может быть вызвана теми, или иными действиями.
— Печально, казалось бы, на Украине наметилась положительная динамика, но санкции против РФ, тем не менее, все равно вводятся.
— Мы говорим пока про отношения России и стран Запада, и в данном случае Украина оказывается своего рода разменной монетой. Очевидно, что России невыгодно дальнейшее распространение политического и военного влияния западных стран, приближающихся к границам нашей страны, и мы не можем как-то молчать по этому поводу.
Но Украина оказалась в роли такого полигона для отработки новых международных отношений в новых экономических и политических условиях. В свою очередь, взаимоотношения России и Украины это, действительно, другой вопрос, и здесь главное, чтобы Украина разобралась, прежде всего, в своих внутренних проблемах, которые у нее накопились, и которые пока ей не удается адекватно разрешить.
— Многие эксперты полагают, что есть целый ряд несельскохозяйственных продуктов, где наши европейские, партнеры больше зависят от России, чем Россия от них. Достаточно ли у нас возможностей, чтобы перейти на импортозамещение?
— Здесь нельзя доходить до крайностей. То есть, очевидно, импортозамещение во многих отраслях возможно, и не всегда нужно бояться этих мер, поскольку можно найти адекватную чему-то замену, но все-таки эта замена не коснется всего спектра потенциально возможных групп товаров, которые могут попасть под санкции.