Почему Франция так испугалась тысячи вагнеровцев в Мали
2021 год, по моему мнению, изменил наше восприятие времени. Во всяком случае, в международных отношениях, в политике, в экономике это случилось. То, что в недавнем прошлом занимало месяцы или даже годы, сегодня может произойти буквально за засчитанные дни. Договоры, которые готовились ещё недавно месяцами и даже годами, сегодня могут быть заключены прямо за несколько дней.
Я долго не возвращался к теме ЧВК «Вагнер» в Мали. Признаюсь, делал это умышленно. Очень хотелось увидеть, как будет вести себя президент Макрон в ситуации, когда окажется, что за спиной Франции не столько друзья, сколько соперники и конкуренты.
Сможет ли Франция устоять против напора США или послушно пойдет в толпу таких же малозначащих для США союзников?
Увы, французское государство оказалось гораздо слабее, чем многие думали. Да и Макрон совсем не де Голль. Красиво возмутившись и топнув ножкой, Париж быстро все забыл и полностью восстановил отношения с Вашингтоном. Послы опять на своих рабочих местах. Интересы Франции опять совпадают с интересами Соединенных Штатов.
«Это наша корова и мы её доим»
Недавняя сессия Генассамблеи ООН в Нью-Йорке оказалась достаточно интересной не в сессионном зале, а на полях, в кулуарах. Особенно любопытно было следить за работой российского министра Сергея Лаврова. Как и с кем встречается, о чем говорит, какие прогнозы озвучивает.
Но сегодня нас интересует именно Африка.
Тема всплыла во время переговоров Сергея Лаврова с главой европейской дипломатии Жозепом Боррелем. Боррель прекрасно понимает, что с «мистером Нет» надо говорить честно, без вранья. Потому и выразил свою мысль достаточно прямо. Как сказал Лавров в интервью РИА Новости, он убеждал, что Россия не должна работать в Африке, что это место Европы.
«Как мне сказал Жозеп Боррель – вы лучше вообще в Африке не работайте, потому что Африка – это наше место. Вот прямо так и сказал».
Интересно?
Естественно. Главное – не в амбициях Европы, а в том, почему же такой серьезный и опытный дипломат, как Боррель, вынужден был фактически ставить ультиматум России?
Об этом ниже, просто потому, что очень хочется вспомнить несколько слов из ответа министра Лаврова.
Сергей Лавров хорошо осадил европейского чиновника. И красиво выразил своё «фу» такой недипломатической прямоте от главы внешнеполитической службы ЕС:
«Было бы лучше синхронизировать действия Европейского Союза и России в том, что касается борьбы с терроризмом». «И не только в Мали, но и в целом Сахаро-Сахельском регионе».
«А говорить «я здесь первый, поэтому вы отсюда уходите» – во-первых, это оскорбительно для правительства Бамако, которое пригласило внешних партнеров. Во-вторых, так разговаривать вообще ни с кем нельзя».
«А сколько корова дает молока?»
Итак, ради чего Жозеп Боррель попытался испугать Россию в лице министра Лаврова?
Стоит ли Мали того, чтобы вот так грубо давить на русских, «теряя лицо»?
Что такого есть в Мали, за что Европа хочет побороться?
Расписывать объемы полезных ископаемых, которые уже разведаны и могут быть добыты, не буду. Золото, бокситы, углеводороды, уран, алмазы. Это далеко не полный список того, что лежит в земле Мали. Но добывать это сегодня достаточно сложно ввиду нестабильной обстановки.
Для понимания объемов полезных ископаемых достаточно сказать что, к примеру, объемы золота в Мали оцениваются почти в 1 % мировых запасов. Тех же бокситов там 3 % мировых запасов.
Представляете, какой может стать эта небольшая страна, в случае стабилизации обстановки и разработки месторождений?
Но, мне кажется, самым лакомым куском является уран.
То, что уже разведано в Мали, это пока не столь большие объемы, но рядом огромные месторождения в Нигере.
Короче говоря, продолжая цитировать советский мультфильм, Франции «такая корова нужна самой»…
Почему правительство Мали не верит французам?
Увлекшись темой ЧВК, мы как-то подзабыли причину, которая толкнула Бамако искать помощи на стороне.
Присутствие французской армии, а чуть позже и армий других государств изначально базировалось на решении Совбеза ООН. Многочисленные отряды джихадистов не только дестабилизировали обстановку в стране, но и угрожали захватом урановым месторождениям в Нигере.
А теперь послушаем, что произнес премьер-министр Мали Шогель Маига с трибуны Генассамлеи ООН:
«В результате завершения [французской] операции «Бархан» страна Мали оказалась перед свершившимся фактом. Когда нашу страну бросили на произвол судьбы без предупреждения, мы оказались вынуждены сами изыскивать пути и средства для лучшего обеспечения безопасности страны. И самостоятельно, и при поддержке наших партнеров».
Что же такое эта самая операция «Бархан», на которую ссылается премьер Мали?
На самом деле, «Barkhane» – это запланированное Парижем сокращение армейских подразделений в Мали в два раза до 2023 года. Напомню, сейчас в Мали 5 100 французских военных. Понятно, что сокращение контингента для Бамако критично. Мало толку от 5 тысяч, ещё меньше будет от 2,5 тысяч.
Вой, поднятый французами и их союзниками по поводу ЧВК, выглядит довольно забавно.
Французские военные испугались одной тысячи (!) гражданских сотрудников ЧВК?
Более того, ЧВК будет заниматься именно тем, чем положено заниматься частной охранной фирме – обеспечивать безопасность первых лиц государства и подготовку местных сил безопасности.
Мне кажется, что тут больше международной политики.
Париж уверен, что ЧВК – всего лишь передовой отряд России, который проложит дорогу российским дипломатам, российским бизнесменам и российским военным в Мали.
Европа опасается изменения курса правительства Мали на пророссийский.
Недаром европейская пресса акцентирует внимание на том, что премьер-министр страны – выпускник российского вуза, а министр обороны – проходил стажировку в России.
«Сработала мягкая сила России».
Проще говоря, все как всегда. С больной головы да на здоровую. Собственные просчеты европейцы опять списывают на «руку Кремля» и «коварство Путина».
Промежуточные выводы по ситуации
Вопли Запада по поводу появления в Африке ЧВК Вагнера основаны на понимании того, что колониальная политика западных стран в отношении африканских государств терпит крах. Народы Африки начинают понимать все коварство западных политиков, которые фактически руками местных элит грабят их страны без стыда и совести.
ЧВК, в том числе и ЧВК «Вагнер», давно присутствуют на африканском континенте.
Эти компании из разных стран, с контингентом самым разнородным. Некоторые действительно занимаются охраной, некоторые – выполняют роль наемников в армиях многочисленных племен, но они там есть и были достаточно давно.
Причина того, что сегодня Африка просыпается и начинает выжимать западные страны из собственных стран, заключается, прежде всего, в кризисе самого Запада.
То, что сегодня творится во Франции, в США, в Британии и других западных странах, подталкивает африканских лидеров к поиску новых союзников и защитников.
А выбор у африканцев не так велик. Либо глобальный Запад, либо глобальный Восток, в том числе Китай и Россия. С одной стороны, Африка попробовала западной «любви», а с другой стороны, без денег и защиты обходиться сегодня трудно даже самым богатым в перспективе странам.
Мир меняется, как я неоднократно писал, и весьма кардинально. Государства создают новые союзы, новые военные блоки, новые международные организации, в которых уже нет явных вождей и хозяев.
И дело не в США, России или Китае. Дело – в крушении старого мироустройства и рождении нового.
Скоро мы увидим новых экономических монстров, новых региональных, научных и производственных лидеров. Мы это уже наблюдали, но отчего-то быстро запамятовали. Мы забыли Японию, Тайвань, Корею, Китай, которые буквально во мгновение ока вырвались на передовые места в мире.
Наступает время смены лидеров…
Африка сегодня настолько перспективна в этом отношении, что не замечать этого уже нельзя.