- Какие-то странные в последние время меня, Вероника Юрьевна, преследуют тени. Мне одной кажется, что то, что происходит сейчас, странным образом напоминает то, что со стороны Запада делалось против СССР четверть века назад?
- Очень хотелось бы, чтобы все это было только нашими заблуждениями… Однако мне довелось изучать американскую роль в развале Советского Союза. И в рамках работы над документальным фильмом я в свое время проводила интервью с теми деятелями администрации Рональда Рейгана, которые принимали участие в формировании политики США в отношении СССР. Одним из наиболее интересных интервью была беседа с человеком по имени Роджер Робинсон, он был старшим директором по экономическим вопросам в Совете по национальной безопасности. То, что он мне рассказал, не было новым, потому что на эту тему в Америке вышло уже достаточно много книг. Но широкая общественность об этом не знает. Он рассказал о плане экономического и финансового разрушения Советского Союза, который был составлен специалистами по национальной безопасности в 1982-м году, и то, как это план по пунктам был реализован.
- То есть, такой план реально существовал? Это не выдумки?
- Основная часть политического истеблишмента Соединенных Штатов была настроена на сосуществование с Москвой. Но Рейган, религиозный фанатик и ультраправый консерватор, решил, что его миссия – разрушить Советский Союз. Он собрал вокруг себя команду политических головорезов, которые поставили перед собой цель. Хотя они не были уверены в том, что получится. Потому что Советский Союз казался константой… Этот план включал экономические, военные аспекты, элементы информационной и психологической войны.
- И с чего они начали?
- С того, что выяснили источники поступления конвертируемой валюты в бюджет Советского Союза. Порядок был такой: газ, нефть, золото и вооружение. Первые два пункта составляли 66% валютных доходов. Их в первую очередь СССР и решено было лишить. Что сделали? Предотвратили строительство второй ветви газопровода из Сибири в Западную Европу и в сговоре с Саудовской Аравией опустили цены на нефть в шесть раз, до 9-10 долларов за баррель. Далее. В Западной Европе были размещены ракеты «Першинг», что сократило время подлета до Советского Союза до 6 минут и стало существенным ударом по безопасности СССР. Так называемые «Звездные войны» ни технически, ни технологически реализовать было невозможно, но основная задача была не в этом. В том, чтобы Советский Союз вынужден был вступить в гонку вооружений. Эта стратегия администрации Рейгана, рассчитанная на 5 - 10 лет, стартовала в 1982-м году. И 23 декабря 1991 года, за два дня до объявления о распаде Советского Союза, Горбачев объявил дефолт на 96 миллиардов долларов по долгам в валюте.
- И с каким лицом господин Робинсон вам все это рассказывал?
- Он считает, что ему выпала великая честь участвовать в этом предприятии... Нужно сказать, что план был чрезвычайно секретным. И, по словам Робинсона, о нем знали только 12-13 человек в администрации Рейгана. Не в курсе был даже вице-президент Джордж Буш, потому что у него были нефтяные интересы, и он мог сопротивляться снижению цен на нефть.
- А банкет по поводу успешного развала СССР в Вашингтоне случаем не устраивали?
- Если он и был, то непубличный. Публично нужно было представить, что советские люди сами сбросили с себя иго тоталитарного государства...
- Можно ли точно определить роль внешних факторов в распаде советской империи, и факторов внутренних? Ну было же, было: косность в управлении, неповоротливость государственной машины, отсутствие гибкой реакции на международную, экономическую конъюнктуру. Где процентное соотношение истины?
- Такое крупное историческое событие, как распад величайшего государства в мире, конечно, результат совокупности очень многих факторов. Если верить Робинсону, то США сыграли главную роль в распаде СССР. Но и внутри системы были существенные проблемы. Если бы советское руководство было достаточно компетентным и обладало политической волей, то мы, конечно, могли бы выиграть этот бой. Но, как оказалось, целью Горбачева тоже было положить конец существованию советского строя. По сумме этих факторов и произошел коллапс.
- Но почему с нами сделали то, что захотели? Первое главное управление КГБ СССР не знало о том, что происходит, или не придавало этому значения?
- Сведений об этом достаточно, согласно мемуарам, которые были изданы за последние 20 лет. Председатель КГБ Крючков сообщал Горбачеву о том, какая активная ведется работа, но КГБ лишь выполнял приказы, а приказов противодействовать не поступало. Вся проблема в Советском Союзе в то время была в верхушке политического руководства. Михаил Горбачев, Эдуард Шеварднадзе, Александр Яковлев и Гавриил Попов сыграли чрезвычайно важную роль во всей этой истории. А потом, начиная с 1989-го года, появился Ельцин.
Как рассказывают в Вашингтоне, его «создала» группировка ультраправых консерваторов, которые начали его продвигать в пику Горбачеву. Потому что в Вашингтоне было понятно, что Горбачев, возможно, только расшатает страну, а было нужно большее – ее разрушить. И такую задачу, по расчетам этой группы, мог выполнить Ельцин. Надо сказать, они точно просчитали его психологический портрет. И избирательные кампании Ельцина велись людьми, которые были обучены американским технологиям. Начиная с 1989-го года в Советском Союзе открыто проводились политические тренинги. Это элемент «цветной революции» в развале СССР, но он до сих пор мало известен.
- Это точно! Когда я брала интервью у «прародителя» этой технологии Джина Шарпа, самым главным откровением для меня было то, что грамотно разваливать Советский Союз представителей Балтики он обучал прямо в Москве! Никакого противодействия со стороны властей не было, это считалось прогрессивным направлением. Любые возражения казались косностью. Собственно, как и сейчас – если слушать и читать наших «любителей пармезана». Ну, а если предположить, что сегодня в Вашингтоне тоже существует некая группа, которая сочиняет программу по развалу России?
- Я полагаю, что разработка подобного плана началась в 2012 году, после того, как на пост президента вновь был избран Владимир Путин. И если для предыдущего президента была разработана концепция «перезагрузки», то было понятно, что с Путиным никакая «перезагрузка» работать не будет, с ним нужно работать другими средствами. И, в частности, если в 80-е годы Вашингтон действовал через Польшу, то сейчас этот удар наносится через Украину.
- А каким образом Польша оказала влияние на развал Советского Союза?
- Польша, с точки зрения США, находилась в самом центре советской системы, ударить по Советскому Союзу изнутри системы было очень важным. Для этого был сколочен профсоюз «Солидарность», финансирование которого шло по каналам Центрального разведывательного управления и католической церкви. Сегодня, повторяю, эту роль выполняет Украина.
- А предшествовавшая Украине Сирия каким-то образом связана с теми событиями, которые мы сейчас наблюдаем?
- Безусловно. Но фундаментальная причина здесь состоит в ведении независимой от Вашингтона российской внешней политике. Мы защищали на международной арене Сирию, помогали Ирану отстаивать свое право на мирный атом, начали создавать в рамках БРИКС альтернативные международные институты. Последнее, с точки зрения Вашингтона, совсем выходит за рамки дозволенного. Ведение Россией независимой политики в мире и стало причиной формирования нового плана.
- В конце 80-х, когда СССР не дали построить вторую ветку газопровода, Европа не обладала столь большим весом, каким обладает сейчас. Но сейчас она почти полностью подстилается под решения Вашингтона. При этом все, от простого рабочего до министра финансов Германии, понимают, что эти решения вредят в первую очередь самой Европе. В чем причины такого вассалитета?
- В 80-е годы Франция с Германией Европа отчаянно сопротивлялись вашингтонскому давлению, но Вашингтон их переломил через колено. Американцы наложили санкции на 5 европейских компаний, сказав: либо вы торгуете с Советами, либо с нами. Три из пяти компаний обанкротились. Сегодня давление на Европу тоже очень сильно. Европейские санкции против России ослабляют Европу. Но трансатлантические связи в европейском истеблишменте настолько прочны, что там не могут этому противостоять. Европейское руководство подбиралось и подбирается по признаку своей лояльности Вашингтону. Тем не менее, в Европе есть силы, которые не согласны с такой вассальной позицией.
- Параллелей с ситуацией 80-х годов прошлого столетия и временем сегодняшним действительно много: и удар по союзникам, и палки в колеса газопроводов… А что с ценами на нефть? В конце 80-х удалось их обвалить с помощью сговора с Саудовской Аравией. Как вы думаете, кто сейчас может выступить в этой роли?
- Да та же самая Саудовская Аравия! Тогда отношениями с Саудовской Аравией занимался глава ЦРУ Билл Кейси. Сегодняшний директор ЦРУ Джон Бреннан был там резидентом на протяжении достаточно долгого времени. То есть у него сохранились и связи, и контакты, и инструменты. Но не факт, что в сегодняшних обстоятельствах подобное станет возможным.
- Оптимизма это, конечно, не прибавляет. Да еще и ПРО по всему периметру российской границы. Ощущение, что обложили красными флажками...
- Это верно. Сегодняшняя система противоракетной обороны в Европе является неким эквивалентом Стратегической оборонной инициативы, тех «Звездных войн», которые Рейган задумал в 80-е годы. Вы только представьте себе - насколько продвинулась НАТО с 1991-го года, после того как Джеймс Бейкер пообещал, что она не продвинется на Восток ни на дюйм. Если в 1991-м году в НАТО было 16 государств-членов, то сегодня их 28! И что очень важно: те государства, которые не являются членами НАТО, работают столь же активно, как и все остальные.
- Ну, а как у России сегодня обстоят дела с союзниками? На закате СССР их было много, но их принято было называть «союзниками поневоле».
- Неужели? Повстречайтесь-ка сегодня с вьетнамцами, с кубинцами, с представителями других стран Латинской Америки. Они без слез на глазах об СССР не говорят. Вот почему Советский Союз не был империей: империя строится силой и кровью, а люди по всему миру с благодарностью смотрели на Советский Союз и пытались то же самое делать у себя в стране.
Если говорить о сегодняшних партнерах, то большинство в мире являются нашими союзниками. Кто встанет на сторону американских корпораций, которые качают деньги и природные ресурсы из любого государства, будь то в Латинской Америке или в Азии? Латинская Америка в последние 10 лет взяла очень четкий курс на независимость и левый крен. Посмотрите, какие фундаментальные решения были приняты крупнейшими государствами мира на встрече в Бразилии в рамках БРИКС! Вот это-то и напугало Вашингтон.
- Можем ли мы говорить о том, что сегодняшняя Россия, исходя из опыта пережитого четверть века назад, готова противостоять «ловушкам» из этого нового вашингтонского плана?
- У нас нет выбора. Либо мы превращаемся в Украину в пропорционально больших масштабах, либо мы строим свое государство и свою жизнь. Российский народ за последние годы значительно помудрел, его уже не проведешь методами в ельцинском стиле. Совершенно уверена – у нас достаточно политической воли к жизни, воли к независимости. Этот экзистенциальный выбор мы уже сделали.