Если сравнивать с Петербургским форумом, сегодняшняя речь более интересна для инвесторов, чем речь на ПМЭФ [23 мая], считает топ-менеджер европейской компании. Путин сфокусировался на тех проблемах, которые реально есть в экономике России, было меньше политики, от вопроса про Украину он ушел, уделив ему мало времени. Выступление в Петербурге было ярче, более политическим, зато в этом больше хороших для инвесторов сигналов, считает собеседник «Ведомостей». Очень важно сейчас, что президент обозначил приверженность к макроэкономической стабильности, к бюджетному правилу, хотя бы на словах — сейчас, в условиях бюджетных проблем, даже этого достаточно, отмечает он.
В целом речью довольны — тем, что Путин заверил, что не будет контроля за движением капитала, и тем, что Путин вернул в повестку дня приватизацию. Приватизация давно не упоминалась на таком уровне, говорит сотрудник иностранного инвестфонда.
Федеральный чиновник из ФАС также доволен речью президента: «ничего негативного для себя мы не услышали». Он отметил, что отсутствие негативной информации сейчас хорошо. «Россия открыта для сотрудничества — это, пожалуй, единственный главный посыл, который озвучил Владимир Путин», думает он.
Выступление Путина на форуме в четверг было тезисным — президент уложился в 20 минут. Путин декларировал приверженность принципам рыночной экономики, ответственную бюджетную политику с сохранением бюджетного правила, пообещал не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и не вводить ни валютные ограничения, ни ограничения на движение капитала. Он пообещал помочь бизнесу, «попавшему под несправедливые санкции», в особенности финансовому, и обеспечить проектное финансирование, в том числе через РФПИ и ВЭБ, и продолжить работу по улучшению инвестклимата. «Мы настойчиво движемся к тем целям, которые перед собой поставили. Искренне хотим построить сильную, процветающую, свободную и открытую для мира страну», — подытожил президент.
Заявления, которые больше всего интересовали бизнес — о деле «Системы» и об Украине — Путин сделал, отвечая на вопросы инвесторов. Он заверил, что «дело “Башнефти”» — единичное и не означает массового пересмотра итогов приватизации. «Если у правоохранительных органов возникли какие-то вопросы в этой связи, либо в связи с движением активов, то мы не имеем права отказать правоохранительным органам в том, чтобы этот конкретный случай был расследован и было принято какое-то решение, — отметил Путин. — Надеюсь, что все решения будут лежать не в уголовной, а в гражданско-правовой, арбитражной плоскости». Президент сказал, что Россия стремится к выходу Украины из кризиса, но в стране должны быть обеспечены права всех граждан.
Ответ про «Систему» мог бы быть и лучше, но, в принципе, стало понятно: этот ответ похож на комментарий про ЮКОС, сказал «Ведомостям» управляющий одного из крупных инвестфондов уже после выступления Путина. «Дело Евтушенко портит мотивацию заниматься бизнесом в России», — солидарен партнер Legal Capital Partners Михаил Малиновски.
По мнению начальника дилингового центра Металлинвестбанка Сергея Романчука, главное на форуме было сказано не при Путине. «Приятно удивил только [президент Сбербанка Герман] Греф. Видно, что говорил на нерве, искренне, наболело. “Нет ребята, все не так, все не так, как надо”. У нас рак, а мы тут копаемся в сортах аспирина», — написал Романчук в своем Facebook. Греф, обсуждая политику ЦБ, сказал буквально следующее: «Это [таргетирование инфляции] стопятидесятая проблема, которую нужно решать. Это как обсуждение больного раком, какой тип аспирина ему дать».
«В кулуарах главная тема та самая, о которой кричал Греф: “очередь не за инвестпроектами, очередь на выезд из страны,” — пишет Романчук. “Путин чувствует себя неплохо. Реагирует быстро, удавались шутки. Операция прикрытия прошла успешно”, — отмечает он. “Основная тема была наличие и выступление Грефа”,» — подтвердил «Ведомостям» топ-менеджер крупной финансовой корпорации.