Предыдущая подобная встреча состоялась во вторник, 30 сентября.
Прямая увязка действий ополчения с антироссийским санкционным режимом вызывает, мягко говоря, недоумение. Воюют на Украине, в основном, добровольцы из числа местных жителей, и Кремль ими не командует. С другой стороны, как не воевать, если украинская армия не церемонится и расстреливает жилые кварталы, в том числе – с территории донецкого аэропорта?!
В среду, 1 октября, когда в школах Новороссии шли мероприятия, посвященные Дню знаний (начало учебного года перенесли на месяц из-за боевых действий), артиллерия украинской армии в очередной раз обстреляла Донецк. Снаряды угодили в школу №57 – там, по сообщению пресс-центра ДНР, погибли три человека. А по остановке общественного транспорта, судя по отчету наблюдателей ОБСЕ, украинские вояки и вовсе выпустили ракету. Итог – полностью сгоревший микроавтобус и 9 трупов.
Да, наблюдатели ОБСЕ побывали и на остановке, и возле школы. В открытой версии доклада Специальной наблюдательной миссии, опубликованной в четверг, сказано, что «примерно в 50 метрах от школы» наблюдатели увидели «воронку диаметром один метр» от снаряда «неизвестной природы». А вблизи автобусной остановки – «объект, застрявший в асфальте, который был похож на оболочку большой ракеты», и рядом «автобус, почти полностью сгоревший, и шесть тел».
Но чиновники ЕС наблюдателей ОБСЕ будто не слышат. Им не нравятся планы ополчения – полностью взять под контроль аэропорт и отбросить украинских военных на 15 километров (об этом заявил «Интерфаксу» вице-премьер ДНР Андрей Пургин) от этого стратегического объекта, чтобы вывести жителей Донецка из-под огня.
Как заявил пресс-секретарь представительства ЕС в РФ Серен Либориус, действия ополчения «явно противоречат режиму прекращения огня». Так и хочется спросить: а что, расстрелы из артиллерии школ и жилых зданий, которые практикует украинская сторона, режиму прекращения огня способствуют?! По сути, Европа снова демонстрирует политику двойных стандартов, и в нынешней ситуации это выглядит вопиющим лицемерием.
– Донецкий аэропорт приобрел политическое значение, и ситуация вокруг него используется США и их сателлитами, украинскими властями, как рычаг давления на Россию, – считает замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. – На деле, украинские военные давно могли покинуть аэропорт – им для этого предоставляли коридор сразу после встречи в Минске. Но они предпочли остаться, и использовать территорию аэропорта как удобный плацдарм для обстрелов Донецка.
Это доказывает, что Киев изначально не собирался соблюдать условия Минского меморандума. Перемирие украинская сторона использовала для перегруппировки, наращивания сил и попыток захвата некоторых утраченных позиций.
Именно из-за того, что аэропорт используется как плацдарм, руководство Новороссии решило взять его штурмом.
«СП»: – Почему ЕС закрывает глаза на действия Киева?
– Лицемерие и жестокость всегда были традиционными компонентами европейской политики. Наиболее ярко, еще до событий на Украине, это проявилось в Югославии. Тогда, напомню, ряд европейских стран прямо вмешались в гражданский конфликт внутри страны на стороне хорватов, оказав им финансовую, военную и политическую поддержку, и затем очень быстро признали независимость Хорватии. В Югославии, кстати, европейцы помогали не только хорватам, но и исламским экстремистам, которые воевали на стороне Алии Изетбеговича – автора декларации, в которой говорится фактически о необходимости создания халифата.
Проблема в том, что европейские политики в глубине души никогда не относились к другим народам как к равным себе. Украина – не исключение. Европейцев, на деле, не интересует, сколько на Юго-Востоке погибнет «туземцев», их интересуют только геополитические позиции.
«СП»: – Всю прошлую неделю шли разговоры, что ЕС смягчит антироссийские санкции. Почему теперь Брюссель готов изменить курс, да еще под надуманным предлогом?
– ЕС, в данном случае, – ведомая американцами сторона. США санкции против России ослаблять не собирались, и системно давили на своих европейских партнеров. Результат этого давления мы и наблюдаем – Брюссель послушно играет на руку Киеву, и пытается заставить ополченцев сдать отвоеванные позиции.
«СП»: – Ваш прогноз: как будет развиваться ситуация?
– США будут делать все, чтобы ЕС не только не ослаблял антироссийские санкции, но и максимально их расширял. Такая политика позволяет Белому дому вбить клин в отношения Москва-Брюссель, и ослабить не только Россию, но и Евросоюз.
– 26 октября на Украине пройдут внеочередные выборы парламента, после чего, видимо, начнется реальный процесс мирного урегулирования по югославской модели, – считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. – Это значит, что территории, которые ополченцы на 26 октября будут контролировать, будут де-юре признаны и получат особый статус.
Именно поэтому сейчас со стороны ополчения форсируются попытки зачистить на территории Луганской и Донецкой областей те ключевые точки, которые остались в руках украинских военных. Это, прежде всего, донецкий аэропорт и Мариуполь.
Понятно, что аэропорт – более высокая ставка. Если он останется за Киевом, украинские власти будут иметь в руках козырь – предмет торга – на грядущих переговорах с непризнанными республиками. Отсюда и нервозность Европы: скорее всего, ополченцы сумеют овладеть аэропортом в течение нескольких ближайших дней, и европейцам такая перспектива не по вкусу.
«СП»: – Как можно расценить желание ЕС наказать Россию за успехи ополчения?
– Как истерику Запада. Честно говоря, я не вижу направления, в котором Европа может вводить новые санкции против РФ. Рубикон европейцы перешли еще 31 июля – ввели антироссийские санкции принципиально другого уровня: не персональные, а секторальные. После этого в арсенале ЕС не осталось санкций, кроме полного или частичного замораживания торгово-экономических отношений с Россией. Но в нынешней ситуации движение в этом направлении, на мой взгляд, – сценарий не реальный.
Запад понимает, что его протеже в лице киевских властей теряет позиции на будущих переговорах с представителями ЛНР и ДНР, но поделать ничего не может.
– Украинцы, вопреки очевидному, верят, что их вот-вот примут в ЕС, а мы – вопреки очевидному – считаем Европу светочем демократии, – убежден заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Но, напомню, европейцы тысячу лет непрерывно воевали между собой, а в промежутках между этими войнами – завоевывали другие страны и уничтожали другие народы, что на нынешнем языке называется геноцидом. Именно Европа в XX веке устроила две мировые войны, именно Европа экспортировала самые человеконенавистнические идеологии – фашизм и радикальный коммунизм (руководитель «красных кхмеров» Пол Пот, как известно, обучался в Сорбонне). Поэтому мне удивительно, что мы – по инерции – удивляемся сейчас поведению Евросоюза.
Мы часто говорим: ах, несчастный Европейский союз, его прессуют американцы, и из-за этого он делает то, чего не хотел бы делать – «наезжает» на Россию. Но у меня складывается ощущение, что ЕС просто прикрывается США, чтобы одновременно и на нас «наезжать», и преференции получать от нас в энергетической области.
Да, у европейцев есть великая культура, наука и техника, – то, что стоит перенимать. Но при этом надо понимать: мерзкая европейская политика, направленная на закабаление других народов, никуда не ушла. Поменялись только методы: раньше в ход шли бусы и мушкеты, а сегодня – банки и международные организации. Думаю, нам пора избавиться от иллюзий, и, несмотря на угрозы новых санкций, более не держаться за политику сближения с ЕС.