Но самые радужные перспективы открываются перед Крайним Севером страны, где стремительно растущие температуры открывают массу новых возможностей — в том числе для горнодобывающих и энергетических проектов. Пожалуй, главные надежды связаны с планом уже в следующем году открыть круглогодичное арктическое судоходство со специально спроектированными контейнеровозами ледового класса как альтернативу Суэцкому каналу.
Политика Кремля по изменению климата противоречива. Внутри страны тема большого отклика не имеет. Но, никогда не забывая о глобальном имидже России, президент Владимир Путин недавно впервые пообещал, что Россия, четвертая в мире по выхлопам парниковых газов и колоссальный производитель ископаемого топлива, к 2060 году станет углеродно-нейтральной.
К счастью для Певека и других форпостов Крайнего Севера, на практике российский подход сводится к следующему: да, перемена климата представляет собой огромную угрозу в будущем, но почему бы не воспользоваться коммерческими возможностями, которые открываются уже сегодня?
По всей российской Арктике консорциум государственных компаний воплощает в жизнь пятилетний инвестиционный план объемом в 735 миллиардов рублей по развитию Северного морского пути из Тихого океана в Атлантический. Планируется привлечь поток перевозок между Азией и Европой, который сейчас идет через Суэцкий канал, а также создать возможности для горнодобывающей промышленности, природного газа и туризма.
Чем сильнее отступает лед, тем резоннее кажутся эти бизнес-планы. Минимальный летний ледяной покров в Северном Ледовитом океане сегодня примерно на треть меньше, чем в среднем в 1980-х, когда начались регулярные исследования, заявил в прошлом году Национальный центр данных по снегу и льду в Колорадо. Всего океан потерял почти миллион квадратных миль льда, и ожидается, что примерно к середине века он будет преимущественно свободным ото льда летом, даже на самом Северном полюсе.
Певек — ключевой порт на восточной окраине этой оттаявшей акватории. Пока в центре внимания не оказалось таяние снегов и открывающиеся в связи с этим экономические возможности, это было заледенелое захолустье, один из многочисленных умирающих форпостов советской империи, постепенно превращающихся в города-призраки.
Он был основан в 1940-х годах как лагерь ГУЛАГа для добычи олова и урана, и заключенные гибли там массово. «Певек, казалось, весь состоял из караульных вышек», — вспоминает бывший заключенный Александр Тюмин в сборнике воспоминаний о лагерях сибирского Заполярья.
В окружающей тундре снегом заносит брошенные вертолеты, автомобильные остовы и горы ржавых бочек с горючим — вывоз мусора обходится слишком дорого.
В жутких заброшенных лагерных поселках, разбросанных поблизости, на замерзшую пустошь молча смотрят разбитые окна.
Зимой солнце заходит за горизонт на несколько месяцев. Воет сезонный ветер, достигающий скорости 145 километров в час. Когда дует «южак», родители не выпускают детей на улицу, чтобы их не унесло.
Предыдущие бизнес-планы Певека провалились. Так, не выгорел расчет продавать оленину в Финляндию — не дали добро финские инспекторы, рассказывает корреспондент городской газеты «Полярная звезда» Раиса Тимошенко.
Всего несколько лет назад город и его поселения-спутники были, считай, заброшены. Население упало с 25 000 в советские времена до 3 000. «Ходили слухи, что город закроют совсем», — рассказывает местный житель Павел Рожков.
Но с глобальным потеплением колесо фортуны повернулось, и население увеличилось примерно на 1 500 человек, хотя бы на крошечном клочке земли оправдывая стратегию Кремля подстраиваться под перемены — трать, где это необходимо, и зарабатывай, где это возможно.
У этого подхода есть критики. «Россия трубит о достоинствах своего приспособленческого подхода, потому что хочет сполна реализовать коммерческий потенциал своих ископаемых ресурсов», — считает аналитик Арктики Международного центра Вудро Вильсона в Вашингтоне Марисоль Мэддокс (Marisol Maddox).
Вообще, говорит она, данные по России говорят о том, что «риски намного перевешивают выгоды, невзирая на оптимизм российского правительства».
Кремль не закрывает глаза на недостатки глобального потепления, признав в политическом указе за 2020 год уязвимость населения России, ее экономики и природных ресурсов от перемены климата и ее последствий.
Отмечалось, что глобальное потепление потребует дорогостоящих мер. В частности, правительству придется вырыть противопожарные полосы в особо уязвимых лесах, укрепить дамбы от наводнений, укрепить жилые дома от обрушения в тающую вечную мерзлоту, и подготовиться к грядущему падению мирового спроса на нефть и природный газ.
Государственная компания Росатом, которая координирует инвестиции в Севморпуть, заявила, что проект не только сам выиграет от перемены климата, но и поможет с ним побороться, сократив выбросы от судоходства между Европой и Азией на 23% по сравнению с гораздо более долгим маршрутом через Суэцкий канал.
Так, путешествие из южнокорейского Пусана в Амстердам по Севморпути на 13 дней короче — это значительная экономия времени и топлива.
Судоходство в российской Арктике выросло в прошлом году примерно на 50%, хотя по-прежнему составляет лишь 3% от объема перевозок через Суэцкий канал. Однако пробный рейс в феврале прошлого года на специально усиленном коммерческом судне подтвердил, что путь возможен и зимой, поэтому ожидается, что объемы резко возрастут в следующем году, когда маршрут станет круглогодичным, сообщил заместитель премьер-министра Юрий Трутнев.
«Мы будем постепенно забирать транспорт с Суэцкого канала, — сказал Трутнев о плане. — Еще один вариант никому не повредит».
Деньги на арктические проекты текут рекой. В июле Росатом подписал соглашение с DP World, портовой и логистической компанией из Дубая, о создании портов и флота контейнеровозов ледового класса со специально усиленными корпусами для навигации по северным морям.
Таяние льдов сделало прибыльнее предприятия по добыче нефти, природного газа и других ископаемых ресурсов, снизив затраты на доставку сырья и готовой продукции. Сегодня совместное предприятие российской компании «Новатэк», французской «Тоталь», китайской CNPC и других инвесторов стоимостью несколько миллиардов долларов экспортирует порядка 5% всего сжиженного природного газа, поступающего в мировую торговлю через тающий Северный Ледовитый океан.
В целом, по мнению аналитиков, от глобального потепления выиграет минимум с полдюжины крупных российских компаний в сфере энергетики, судоходства и горнодобывающей промышленности.
Однако чего жители Певека так и не почувствовали, — так это то, чтобы климат и впрямь потеплел. Погода кажется им такой же холодной и ужасной, как и всегда, хотя средняя температура на сегодня на 2,1 градуса выше, чем 20 лет назад.
Библиотекарь Ольга Платонова считает глобальное потепление «плюсом с экономической точки зрения». Тем не менее ни она, ни другие певекчане в свете дорогостоящих и опасных перемен во всем мире повода для радости не видят.
Но даже здесь последствия для окружающей среды довольно неопределенные, говорят местные, жалуясь на появление невиданных ранее шумных вороньих стай, — для них это тревожный признак.
«Жаль, что наши внуки и правнуки не увидят замерзшего Севера, каким его застали мы», — сожалеет Платонова.