Константин Двинский
Начинается всё самое интересное. Очередной локдаун - новое наступление государственников
Вчера в России было объявлено об установлении нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября. При этом регионы начинают вводить локдауны. Об этом уже объявили Москва и Подмосковье.
Тем не менее введение новых локдаунов и дополнительных ограничений следует рассматривать с различных точек зрения. И главная из них - противостояние государственников и системных либералов.
Кризисом 2020 года государственники сумели воспользоваться великолепно. Конечно, можно сказать, что наступление государственников готовилось заранее (ведь смена правительства прошла в январе), но кризис явно ускорил перехват контроль над финансово-экономическим блоком.
Белоусов и Силуанов
Всего за год был установлен контроль над реальным сектором экономики. Однако финансовый сектор до сих пор остается в руках системных либералов.
Хотя на момент показалось, что государственники все-таки начали перехватывать контроль и над финансовым блоком. Набиуллина в 2020 году согласилась снижать ключевую ставку, а также пусть и нехотя, но поддержала запуск печатного станка (механизм ограниченной эмиссии). Силуанов также выполнял все решения правительства. Причем делал это быстро и оперативно.
Свернутый текст
Однако уже в начале 2021 года системные либералы вновь начали возврат к своей прежней политике. Набиуллина подняла ставку уже на уровень выше докризисного показателя. Также Центробанк поступательно продолжает сжимать денежную массу. Силуанов также стал затягивать реализацию важных проектов, а по некоторым стратегическим решениям и вовсе наложил свое минфиновское вето.
Яркий пример - ситуация, разворачивающаяся вокруг Фонда национального благосостояния. Несмотря на поручение Путина от 11 марта, согласовать критерии и объем финансирования из ФНБ удалось только к концу лета, а итогового списка проектов мы не видим до сих пор. Более того, Минфин планирует поднять планку ликвидной части, что узаконит изъятие из экономики 7 трлн рублей в ближайшие годы.
Опыт 2020 года показал, что реальный результат в борьбе с финансовым блоком правительства государственники могут показывать только тогда, когда складывается особая ситуация, близкая к чрезвычайной. Для принятия решений во время локдаунов нет необходимости углубляться в бюрократию, где сислибы в свойственной им манере затягивают решения.
Более того, сислибы выступают за отмену антикризисных программ поддержки экономики. Об этом неоднократно заявляла Набиуллина и, в меньшей степени, Силуанов. Хотя программы только называются антикризисными, а по факту они являются нормальными протекционистскими, которые необходимо не только на протяжении кризиса, но и при естественном состоянии экономики.
Введение нерабочих дней и локдауна в ряде регионов уже позволило государственникам "пробить" два решения, которые показали свою эффективность. Это выдача предпринимателям МРОТ на каждого занятого в наиболее "пострадавших" секторах экономики, а также продолжение программы ФОТ 3.0, которая подразумевает выдачу кредитов малому бизнесу под 3% годовых.
Помимо декларируемой цели поддержки наиболее пострадавших отраслей программы важны с иной точки зрения. Они существенным образом стимулируют спрос и покупательскую способность, которая, в свою очередь, тянет за собой предложение. Это в чистом виде кейнсианство.
Поэтому наблюдает за дальнейшими программами правительства. Что-то нам подсказывает, что они также будут направлены на стимулирование спроса.
Ссылка
Удар Путина по либеральному капитализму. Россия наконец-то обретает идеологию
Только что завершилось пленарное заседание международного дискуссионного клуба "Валдай". Разумеется, основное внимание было приковано к выступлению Владимира Путина.
Пожалуй, речь Президента можно назвать геоэкономическим манифестом
Обратимся к первой цитате:
....существующая модель капитализма, а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя. В ее рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий. Повсеместно, даже в самых богатых странах и регионах, неправомерное распределение материальных благ ведет к усугубляющемуся неравенству, прежде всего, неравенству возможностей и внутри обществ, и на международном уровне
Разумеется, все тезисы Путина необходимо экстраполировать на Россию. Подобное означает, что дальнейшее нахождение нашей страны в парадигме либерального монетаризма приведёт только лишь к деградации и к углублению отставания от Запада.
Именно поэтому необходимо не просто выходить из либеральной парадигмы, а создавать собственную независимую экономику, обретать экономический суверенитет. Модель либерального капитализма приводит только лишь к выкачиванию ресурсов из стран второго и третьего мира в пользу так называемых "развитых" государств. Именно мы снабжаем их столько необходимым сырьем, на основе которого они создают продукцию с высокой добавленной стоимостью. А инвестиции в собственное развитие, в развитие несырьевых секторов экономики запрещены.
Свернутый текст
Структурной единицей мирового устройства является государство. Попытки глобальных цифровых платформ, при всем их могуществе, узурпировать политические или государственные функции им не удается. Только суверенное, самостоятельное государство может обеспечить интересы граждан
Подобный тезис означает объявление курса на построение сильного государства, не подверженного влиянию глобалистов. Кто-то может сказать, что данную прогосударственная идеология возобладала в нашей стране еще давно. Это, действительно, так. Но курс на разрыв с глобальной элитой объявлен ещё не был.
Но нам же важны не слова, а действия. А действия из всего этого последуют следующие: зачистка глобалистской агентуры внутри России. Зачистка несистемной оппозиции, к счастью, идет уже несколько месяцев. И проходит весьма успешно.
Однако нам больше важны не куклы, а кукловоды. Их фамилии известны. Другое дело, что не следует воспринимать зачистку как прямые посадки. Это невозможно по, назовём так, соображениям дипломатического толка. Но ключевые агенты влияния Запада будут постепенно лишаться своего влияния. Оно и так сведено к минимуму за последние 30 лет. Однако о полном избавлении от глобалистов говорить пока не приходиться.
Однако главный тезис Путина заключается в несколько ином. Это провозглашение идеологии. Президент уже в открытую говорит о конце старого мира. Это можно назвать концом влияние глобалистов. И здесь Путин фактически впервые провозгласил настоящую антиглобалистскую идеологию России:
В предстоящий период мирового переустройства, исход которого еще не известен, умеренный консерватизм — это самый разумный принцип мировоззрения
Умеренный консерватизм. Что это означает - разберем в следующих материалах.
И в заключении. На нашем канале мы неоднократно писали, что предшественниками глобалистской леволиберальной идеологии является троцкизм и, следовательно, марксизм. Идеологические установки нынешних глобалистов формировались в 60-70-х годах прошлого века. Тогда в США стали популярны труды Троцкого, вобравшие в себя труды Маркса и Энгельса. Конечно, троцкизм не является советской идеологией, но первоначальные корни общие. Когда мы об этом писали, некоторые читатели, приверженцы советского социализма сильно негодовали. Для них Маркс почему-то священен.
В своей речи Путин заявил, что предлагаемые ныне Западом ценности совершенно не новы, мы в России это уже проходили - и напомнил о марксистской модели человеческой морали
Ссылка
Белоусов. Сначала раздали частникам, а потом заливаем дефицит бюджетными деньгами
На днях состоялось заседание Президиума Государственного совета на котором рассматривалась транспортная стратегия России на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
Говоря о транспортной отрасли следует отметить, что ее развитие идет достаточно разнопланово.
С одной стороны строится огромное количество объектов транспортной инфраструктуры, в сектор вкладываются большие деньги, показатели растут. Причем растут объективно на деле, а не на бумаге.
С другой стороны, в отрасли имеется огромное количество проблем среднего и мелкого уровней. Однако специфика сектора делает влияние этих проблем на общее развитие настолько значимым, что потенциал остается сильно нераскрытым. Например, имеется профицит портовых мощностей, но из-за узких железно и автодорожных подходов к портам объекты остаются недозагруженными. А это десятки миллиардов экспортной выручки, которые теряет Россия
В настоящем материале хотелось бы остановиться на вопросе обновления и модернизации общественного транспорта в регионах. К счастью, эта проблема начала решаться. В ближайшие годы на обновление общественного транспорта будут пущены триллионы рублей. Благо, все они останутся в стране, поскольку наша промышленность имеет возможность производить всю линейку общественного транспорта: автобусы, электробусы, трамваи, троллейбусы. То есть, деньги точно не будут потрачены впустую.
Однако первые шаги этого масштабного проекта показали, что подход является весьма странным. Конечно, не обошлось без попыток внедрения идеологии либерального монетаризма.
Архаичный принцип того, что частный собственник может лучше управлять процессами, чем государство, стал внедряться и в общественный транспорт. Казалось, эта тема всегда может быть закреплена исключительно за государство, а, именно, за региональной властью. Но, нет реализаторы программы стали тащить в проект частников.
И получается явно не так, как планировали. Лучше всего по этому поводу высказался первый вице-премьер Андрей Белоусов:
Свернутый текст
Сегодня коллеги говорили о том, что общественный транспорт в ряде случаев – неокупаемая модель и нужно субсидировать. Конечно, субсидия должна быть. Но я хочу обратить внимание коллег, что если сначала раздать наиболее выгодные, рентабельные маршруты частным компаниям, оставить в распоряжении муниципалитетов те маршруты, которые другие частные компании не берут, а потом говорить «давайте развивать», то, конечно, при таком подходе априори они не будут окупаемы с самого начала..... Без этого мы будем просто федеральными деньгами заливать дефицит средств, который сами себе и создали на муниципальном, на региональном уровне
В общем раздали доходные маршруты частникам, а субсидии из бюджета на содержание оставшихся под контролем региональных властей маршрутах, судя по всему, увеличились. Потому что перестала работать модель хотя бы частичного перекрестного субсидирования. Зачем это нужно было делать - не понятно.
Даже если предположить, что частная компания полностью выполняет взятые на себя обязательства и претензий к ее работе нет, все равно логики не просматривается. Неужели государство не в состоянии профинансировать обновление общественного транспорта самостоятельно?
Как было сказано выше, отечественная промышленность выпускает всю линейку общественного транспорта. Следовательно, государственный заказ не несет потери бюджету, поскольку эти деньги все равно возвращаются в казну через налоги, пройдя несколько кругов оборота. Но главное даже не это.
Главная проблема - архаичная идеология либерального капитализма, согласно которой частный собственник является более эффективным управленцем, чем государство. Это устаревший принцип, который уже миллион раз опровергнут реальным опытом. Нельзя занимать радикальную позицию (либо полностью частная собственность, либо полностью государственная). Это взаимодополняемые, а не исключающие друг друга понятия. В одних сферах необходима частная инициатива, в других целесообразен полный контроль государства.
На примере транспортной отрасли мы видим, что конкретно в российских реалиях этот сектор должен иметь исключительно государственное управление. Аэрофлот - куда более эффективная и устойчивая компания, чем частные авиаперевозчики, которые регулярно разоряются. РЖД - одна из лучших государственных компаний, обеспечивающая нашей стране важный драйвер развития. После того, как государство через Росатом установило косвенный контроль над Трансконтейнером, эта компания начала показывать феноменальные результаты как с производственной, так и с финансовой точек зрения.
А здесь мы говорим об общественном транспорте, который традиционно находится в ведении региональных властей. Да, у регионов, особенно у бедных, не всегда есть деньги на то, чтобы содержать общественный транспорт. Но в этом на помощь должен прийти федеральный центр. А если допустит к перевозкам частные компании, то получится, что доходные маршруты будут функционировать как и раньше, а нерентабельные, но выполняющие важную социальную функцию, закроются за неимением средств.
Надеемся, что Андрей Белоусов сумеет остановить эту пагубную тенденцию, пока проект обновления общественного транспорта только начинает реализовываться.
Ссылка